Пополнение словарного запаса на уроках
русского языка в средних классах КРО.
ТургаеваСалтанатРахимовна, учитель русского языка
Ведущей и основной задачей обучения русскому
языку в специальной коррекционной школе VIII вида является
коррекция мышления и речи учащихся с недостатком интеллекта.
Специфические задачи обучения грамматике и правописанию (выработка
достаточно прочных навыков грамотного письма, умений
последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме)
решаются во взаимодействии с другими, направленными на коррекцию и
развитие речи, познавательной деятельности, воспитание, социальную
адаптацию и реабилитацию личности ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
Программа по русскому языку в специальной
коррекционной школе для каждого класса предусматривает обязательное
пополнение словарного запаса. Прочное усвоение словарного
запасаучащимися достигается путем частого употребленисловарных слов
в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой
темой.
Словарная работа проводится на всех уроках
русского языка и способствует развитию лексической стороны речи
учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической
зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на
уроке.
Учитель определяет количество новых слов и слов
для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а
также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей
в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения
математики, географии, истории и т.д., современная лексика из
газетных и журнальных статей. Все слова, изучаемые на уроке, должны
быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане.
Систематическая словарная работа способствует формированию
обще-учебных и специальных умений и навыков.
При
изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей:
зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание
или орфографическое чтение), моторную.
Выбор словесных, наглядных или практических
методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при
организации и проведении словарной работы зависят от характера
лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся.
В
зависимости от того, какие трудности возникают у учащихся при
работе со словом, словарная работа должна быть разной по своему
содержанию и преследовать различные цели. Словарная работа должна
быть направлена на изучение лексического значения нового слова и
тем самым на пополнение и обогащение словаря;
Для
качественного усвоения новых слов имеет значение определенная
последовательность работы:
-
восприятие слова на слух;
-
выяснение его лексического
значения;
-
зрительное восприятие слова (первичное на
карточке);
-
вторичное прочтение слова, постановка
ударения,
-
подбор родственных слов.
-
составление словосочетаний, предложений с
изучаемым словом;
При
подведении итогов работы учитель обязательно просит учеников
вспомнить, какое “словарное” слово они выучили, и сказать, как оно
пишется.
Словарная работа должна органически вписываться в
урок в соответствии с темой. Она может служить переходом от одного
вида работы к другому, являясь в то же время самостоятельным
элементом урока.
Чтобы словарная работа была интересной и давала
нужный результат, я стараюсь ее разнообразить. При изучении любого
слова , если это возможно, показываю картинку, затем объясняю
значение слова. Ставится ударение. Дети составляют с данным словом
предложение.
В
каждом классе словарные слова делю по темам . Так, словарные слова
7 класса можно разделить на такие темы:
“Климат” (погода, атмосфера, прогноз, ветер
,давление, осадки,, температура);
“Обычаи и традиции” (обычаи , традиции, культура,
Наурыз, Рождествоство,);
“Знания” (знание ,учение,образование,
информация,факт);
“Времена года” (время года, весна,лето, осень,
зима,смена времен года);
“Молодежная культура” (молодежная культура,
молодежь, мобильный телефон);
“Социальная помощь” (социальная помощь, бездомный,
дом, защита, адаптация);
“Здоровое питание” (здоровое питание,
иммунитет,кумыс,овощи,фрукты);
“День Победы” (Великая Отечественная война,
артиллерия, блокада, агрессор).
«Если бы я правил миром»( мудрый правитель, школа
будущего, экология,мудрец )
В
5-6 классах проводится комментированное письмо изученных слов.
Начинает его ученик, сидящий на первой парте. Он называет любое
изученное слово, объясняет его значение (если он затрудняется, на
помощь приходят другие ученики),. И так каждый ученик по очереди
называет свое слово (с условием не повторяться). Если же
комментирующий неправильнообъясняет его значение, его
поправляют.
Иногда я применяю в работе еще один вариант
комментированного письма. Для этого у меня имеются печатные
карточки на каждого ученика в классе. Каждый комплект содержит в
себе различный набор слов, часто встречающихся в устной и
письменной речи, . Ученикам предлагается найти в нем и записать к
себе в тетрадьслова, на определенную тему . Если позволяет время,
по выбранному набору слов ученики составляют предложения. Работу с
этими карточками дети выполняют с удовольствием.
В 7
классе я проводила выборочные диктанты. Из произнесенных мной
предложений ученики выписывают словарные слова.
Например:
Погода-состояние атмосферы в данное время в
данном месте.
(Погода, состояние, атмосфера
).
Наурыз-это праздник весны.обновленияприродыначала
нового года.
(Наурыз, праздниквесны.обновление природы, новый
год).
Каждый ученик должен получить среднее
образование.
(
ученик , учитель, педагог,среднее образование).
Весна пришла на смену зиме.( )Весна, смену
зимы.
Предлагала предложения, в которых требуется
дописать слово. Например:
У
ученика красивый … (почерк).
Спортсмен бежит по … (стадион).
Поезд подошёл к … (платформа).
У
больного высокая … (температура).
Этот вид работы имеет два
варианта:
1)
слова для вставки пишутся учителем на доске;
2)
нужные слова дети пишут по памяти, затем сверяют со
словарём.
В 6
классе использовала вопросы, ответом на которые являются словарные
слова. Например, спрашивала:
Как
вы называете…
… дорогу, покрытую асфальтом?
(шоссе);
… тех, кто живёт рядом с вами?
(соседи);
… засушенные растения? (гербарий) и
т.д.
При
словарной работе широко применяются загадки, можно использовать
лото “Загадки” Игровая карточка такого лото разделена на 4 части, в
каждой из которых написана загадка. Учитель показывает небольшие
предметные картинки, которые являются отгадкой к загадкам. Увидев
картинку-отгадку, поднимает руку тот ученик, для кого годится эта
отгадка и закрывает ею нужную часть карточки. Выигрывает тот
ученик, который правильно закрыл картинками- отгадками свою
карточку и без ошибок записал слова.
В словарной работе
использую также такое задание: выписать по 5 слов из словарика на
нужную букву. Так, в 8 классе может получиться следующая
запись:
Э
экватор
экскаватор
элеватор
электричество
эскалатор
|
Г
гражданин
гарнитур
гастроном
государство
галантерея.
|
Прошу найти “потерявшийся ”слог. В 6 классе это
упражнение может выглядеть так:
… -
чина (мужчина),
…-
жалуйста (пожалуйста),
…-
женер (инженер),
…-
тересный (интересный) и др.
В 7
классе предлагаю собрать слоги в слова:
ти,
сан, метр (сантиметр);
та,
пла, не (планета);
ле,
ство, кар (лекарство);
ном, га, стро (гастроном);
си,
ве, пед, ло (велосипед).
Использую демонстрационные карточки со словарными
словами,. Применяю их при первом знакомстве со
словом.
Используюслова из словарика. Предлагаю следующие
задания:
-
выписать из словарика слова, состоящие из одного
корня (агроном, багаж, инженер, календарь,
комбайн);
-
к
данным словам подобрать однокоренные, выделить корень (свобода -
освободить, свободный; соседи - соседка,
соседство);
-
подобрать к существительным однокоренные слова
(существительные) с суффиксами -ик, -чик, -ник, например: вагон -
вагончик, билет - билетик, багаж - багажник, газета -
газетчик;
-
подобрать однокоренные слова с приставками,
например: берёза - подберёзовик, город - пригород, дорога -
подорожник, мороз - заморозки и др.
Работа со словарными словами проводится при
изучении различных программных тем. Так, в 5 классе при изучении
темы “Имя существительное” предлагаются следующие задания со
словарными словами:
1.
Выписать из словарика пять - шесть слов - имен
существительных.
2.
Записать рядом с существительными мужского рода парные
существительные женского рода:
пассажир – пассажирка
партизан – партизанка
сосед – соседка
хозяин – хозяйка
мужчина – женщина
4.
Поставить существительные во множественном числе.
В 6
классе при изучении темы “Имя прилагательное” словарные слова
используются в следующих заданиях:
1.
От слов: партизан, фанера, смородина, ремонт, календарь, шоколад
образовать прилагательные.
В 8
классе при изучении темы “Глагол” можно использовать такие
задания:
1.
Выписать из словарика глаголы .
2.
Образовать глаголы от существительных, например:
швея – шить,
мастер – мастерить,
продавец – продавать,
телеграф – телеграфировать.
В
любых классах предлагаются следующие упражнения:
1)
выписать слова из словаря:
2)
записать по памяти словарные слова;
3)
написать картинный диктант;
4)
диктант, который проводят ученики - соседи по парте, с последующей
проверкой по словарику;
5)
запись словарных слов на определённую тему. Например, какие
словарные слова нужны для составления рассказа о природе родного
края (5 класс); о работе девочек в швейной мастерской (6 класс); к
ответу на уроке истории (7-8 класс); о подготовке к работе после
окончания школы (9 класс);
6)
дополнение предложений нужными словарными
словами:
Человек без … , что соловей без песни.
(Родина);
Каков мастер, такова и …. (
работа).
Можно применять игры, которые помогают лучше
запоминать словарные слова:
Игра “Найди пару”
К
словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого
столбика:
алфавит аккуратный
чистыйкавалерия
конница озорник
шалун азбука
Игра “Найди слова в
картине”
Вывесить картинку, а ученики по её содержанию
выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине
“Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова,
забор, электричество, фонарь, калитка.
Игра “Узнай и запиши”:
главный город государства
(столица);
название главного города нашей страны
(Астана);
перерыв между действиями в театре (антракт) и
т.д.
Игра “Начни слово на последнюю
букву”
Называется словарное слово. Ученики на последнюю
букву этого слова называют ещё одно словарное слово. Записывают 6-7
словарных слов. Составляют предложения с этими
словами.
Игра “Полсловечка за
тобой”
Ученик диктует слог, сосед заканчивает слово. Так
записывают 6-7 словарных слов.[6]
Для
лучшего усвоения слов объясняю их происхождение. Например, говорю,
что в словах телефон, телевизор, телескоп первая честь “теле” -
пришла в русский язык из греческого языка и обозначает
“далеко”.
В
слове география два корня: “гео” -
земля и “графо” -
пишу, поэтому слово переводится как “землеописание”. В
слове биография тоже два корня: “био” -
жизнь и “графо” -
пишу, и это слово переводится как жизнеописание.
Слово велосипед представляет сочетание двух латинских
корней: “вело” -
быстрый и “пед” -
нога.
Все
вышеуказанные задания и приемы позволяют заинтересовать учащихся
работой над словом. У них накапливается словарный запас,
формируется навык написания и правильного потребления словарных
слов. Эта работа положительно влияет и на общее развитие учащихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Качество словарной работы достигается при
соблюдении таких методических рекомендаций, как:
-
систематическая работа со словарными словами на
каждом уроке;
-
контроль над усвоением словарных слов (проведение
словарных диктантов, включение словарных слов в разные виды
словарной работы);
-
включение словарных слов в разные виды классных и
домашних упражнений;
-
работа с орфографическим словарем, словарем
учебника на уроке и дома.
Таким образом, правильно организованная словарная
работа на уроках русского языка способствует воспитанию у учащихся
с ограниченными возможностями здоровья интереса и любви к русскому
языку, к сознательному усвоению словарного
запаса.
Литература
-
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во
вспомогательной школе. - М., 1986.
-
Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому
языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М.,
1992.
-
Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на
уроках русского языка в 5-9 классах вспомогательной школы. Из опыта
работы. - М., 1978.
-
Программы специальных общеобразовательных
(коррекционных) школ. - М., 2000.