Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Пополнение словарного запаса на уроках русского языка в средних классах КРО.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Пополнение словарного запаса на уроках русского языка в средних классах КРО.
Шахмухамедова Шолпан Болатбековна,
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Ведущей и основной задачей обучения русскому языку в специальной коррекционной школе VIII вида является коррекция мышления и речи учащихся с недостатком интеллекта. Специфические задачи обучения грамматике и правописанию (выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умений последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме) решаются во взаимодействии с другими, направленными на коррекцию и развитие речи, познавательной деятельности, воспитание, социальную адаптацию и реабилитацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Программа по русскому языку в специальной коррекционной школе для каждого класса предусматривает обязательное пополнение словарного запаса. Прочное усвоение словарного запасаучащимися достигается путем частого употребленисловарных слов в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой.
Словарная работа проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке.
Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане. Систематическая словарная работа способствует формированию обще-учебных и специальных умений и навыков.
При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную.
Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В зависимости от того, какие трудности возникают у учащихся при работе со словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию и преследовать различные цели. Словарная работа должна быть направлена на изучение лексического значения нового слова и тем самым на пополнение и обогащение словаря;
Для качественного усвоения новых слов имеет значение определенная последовательность работы:
-
восприятие слова на слух;
-
выяснение его лексического значения;
-
зрительное восприятие слова (первичное на карточке);
-
вторичное прочтение слова, постановка ударения,
-
подбор родственных слов.
-
составление словосочетаний, предложений с изучаемым словом;
При подведении итогов работы учитель обязательно просит учеников вспомнить, какое “словарное” слово они выучили, и сказать, как оно пишется.
Словарная работа должна органически вписываться в урок в соответствии с темой. Она может служить переходом от одного вида работы к другому, являясь в то же время самостоятельным элементом урока.
Чтобы словарная работа была интересной и давала нужный результат, я стараюсь ее разнообразить. При изучении любого слова , если это возможно, показываю картинку, затем объясняю значение слова. Ставится ударение. Дети составляют с данным словом предложение.
В каждом классе словарные слова делю по темам . Так, словарные слова 7 класса можно разделить на такие темы:
“Климат” (погода, атмосфера, прогноз, ветер ,давление, осадки,, температура);
“Обычаи и традиции” (обычаи , традиции, культура, Наурыз, Рождествоство,);
“Знания” (знание ,учение,образование, информация,факт);
“Времена года” (время года, весна,лето, осень, зима,смена времен года);
“Молодежная культура” (молодежная культура, молодежь, мобильный телефон);
“Социальная помощь” (социальная помощь, бездомный, дом, защита, адаптация);
“Здоровое питание” (здоровое питание, иммунитет,кумыс,овощи,фрукты);
“День Победы” (Великая Отечественная война, артиллерия, блокада, агрессор).
«Если бы я правил миром»( мудрый правитель, школа будущего, экология,мудрец )
В 5-6 классах проводится комментированное письмо изученных слов. Начинает его ученик, сидящий на первой парте. Он называет любое изученное слово, объясняет его значение (если он затрудняется, на помощь приходят другие ученики),. И так каждый ученик по очереди называет свое слово (с условием не повторяться). Если же комментирующий неправильнообъясняет его значение, его поправляют.
Иногда я применяю в работе еще один вариант комментированного письма. Для этого у меня имеются печатные карточки на каждого ученика в классе. Каждый комплект содержит в себе различный набор слов, часто встречающихся в устной и письменной речи, . Ученикам предлагается найти в нем и записать к себе в тетрадьслова, на определенную тему . Если позволяет время, по выбранному набору слов ученики составляют предложения. Работу с этими карточками дети выполняют с удовольствием.
В 7 классе я проводила выборочные диктанты. Из произнесенных мной предложений ученики выписывают словарные слова. Например:
Погода-состояние атмосферы в данное время в данном месте.
(Погода, состояние, атмосфера ).
Наурыз-это праздник весны.обновленияприродыначала нового года.
(Наурыз, праздниквесны.обновление природы, новый год).
Каждый ученик должен получить среднее образование.
( ученик , учитель, педагог,среднее образование).
Весна пришла на смену зиме.( )Весна, смену зимы.
Предлагала предложения, в которых требуется дописать слово. Например:
У ученика красивый … (почерк).
Спортсмен бежит по … (стадион).
Поезд подошёл к … (платформа).
У больного высокая … (температура).
Этот вид работы имеет два варианта:
1) слова для вставки пишутся учителем на доске;
2) нужные слова дети пишут по памяти, затем сверяют со словарём.
В 6 классе использовала вопросы, ответом на которые являются словарные слова. Например, спрашивала:
Как вы называете…
… дорогу, покрытую асфальтом? (шоссе);
… тех, кто живёт рядом с вами? (соседи);
… засушенные растения? (гербарий) и т.д.
При словарной работе широко применяются загадки, можно использовать лото “Загадки” Игровая карточка такого лото разделена на 4 части, в каждой из которых написана загадка. Учитель показывает небольшие предметные картинки, которые являются отгадкой к загадкам. Увидев картинку-отгадку, поднимает руку тот ученик, для кого годится эта отгадка и закрывает ею нужную часть карточки. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл картинками- отгадками свою карточку и без ошибок записал слова.
В словарной работе использую также такое задание: выписать по 5 слов из словарика на нужную букву. Так, в 8 классе может получиться следующая запись:
Э экватор экскаватор элеватор электричество эскалатор |
Г гражданин гарнитур гастроном государство галантерея. |
Прошу найти “потерявшийся ”слог. В 6 классе это упражнение может выглядеть так:
… - чина (мужчина),
…- жалуйста (пожалуйста),
…- женер (инженер),
…- тересный (интересный) и др.
В 7 классе предлагаю собрать слоги в слова:
ти, сан, метр (сантиметр);
та, пла, не (планета);
ле, ство, кар (лекарство);
ном, га, стро (гастроном);
си, ве, пед, ло (велосипед).
Использую демонстрационные карточки со словарными словами,. Применяю их при первом знакомстве со словом.
Используюслова из словарика. Предлагаю следующие задания:
-
выписать из словарика слова, состоящие из одного корня (агроном, багаж, инженер, календарь, комбайн);
-
к данным словам подобрать однокоренные, выделить корень (свобода - освободить, свободный; соседи - соседка, соседство);
-
подобрать к существительным однокоренные слова (существительные) с суффиксами -ик, -чик, -ник, например: вагон - вагончик, билет - билетик, багаж - багажник, газета - газетчик;
-
подобрать однокоренные слова с приставками, например: берёза - подберёзовик, город - пригород, дорога - подорожник, мороз - заморозки и др.
Работа со словарными словами проводится при изучении различных программных тем. Так, в 5 классе при изучении темы “Имя существительное” предлагаются следующие задания со словарными словами:
1. Выписать из словарика пять - шесть слов - имен существительных.
2. Записать рядом с существительными мужского рода парные существительные женского рода:
пассажир – пассажирка
партизан – партизанка
сосед – соседка
хозяин – хозяйка
мужчина – женщина
4. Поставить существительные во множественном числе.
В 6 классе при изучении темы “Имя прилагательное” словарные слова используются в следующих заданиях:
1. От слов: партизан, фанера, смородина, ремонт, календарь, шоколад образовать прилагательные.
В 8 классе при изучении темы “Глагол” можно использовать такие задания:
1. Выписать из словарика глаголы .
2. Образовать глаголы от существительных, например:
швея – шить,
мастер – мастерить,
продавец – продавать,
телеграф – телеграфировать.
В любых классах предлагаются следующие упражнения:
1) выписать слова из словаря:
2) записать по памяти словарные слова;
3) написать картинный диктант;
4) диктант, который проводят ученики - соседи по парте, с последующей проверкой по словарику;
5) запись словарных слов на определённую тему. Например, какие словарные слова нужны для составления рассказа о природе родного края (5 класс); о работе девочек в швейной мастерской (6 класс); к ответу на уроке истории (7-8 класс); о подготовке к работе после окончания школы (9 класс);
6) дополнение предложений нужными словарными словами:
Человек без … , что соловей без песни. (Родина);
Каков мастер, такова и …. ( работа).
Можно применять игры, которые помогают лучше запоминать словарные слова:
Игра “Найди пару”
К словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого столбика:
алфавит аккуратный
чистыйкавалерия
конница озорник
шалун азбука
Игра “Найди слова в картине”
Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.
Игра “Узнай и запиши”:
главный город государства (столица);
название главного города нашей страны (Астана);
перерыв между действиями в театре (антракт) и т.д.
Игра “Начни слово на последнюю букву”
Называется словарное слово. Ученики на последнюю букву этого слова называют ещё одно словарное слово. Записывают 6-7 словарных слов. Составляют предложения с этими словами.
Игра “Полсловечка за тобой”
Ученик диктует слог, сосед заканчивает слово. Так записывают 6-7 словарных слов.[6]
Для лучшего усвоения слов объясняю их происхождение. Например, говорю, что в словах телефон, телевизор, телескоп первая честь “теле” - пришла в русский язык из греческого языка и обозначает “далеко”.
В слове география два корня: “гео” - земля и “графо” - пишу, поэтому слово переводится как “землеописание”. В слове биография тоже два корня: “био” - жизнь и “графо” - пишу, и это слово переводится как жизнеописание.
Слово велосипед представляет сочетание двух латинских корней: “вело” - быстрый и “пед” - нога.
Все вышеуказанные задания и приемы позволяют заинтересовать учащихся работой над словом. У них накапливается словарный запас, формируется навык написания и правильного потребления словарных слов. Эта работа положительно влияет и на общее развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Качество словарной работы достигается при соблюдении таких методических рекомендаций, как:
-
систематическая работа со словарными словами на каждом уроке;
-
контроль над усвоением словарных слов (проведение словарных диктантов, включение словарных слов в разные виды словарной работы);
-
включение словарных слов в разные виды классных и домашних упражнений;
-
работа с орфографическим словарем, словарем учебника на уроке и дома.
Таким образом, правильно организованная словарная работа на уроках русского языка способствует воспитанию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья интереса и любви к русскому языку, к сознательному усвоению словарного запаса.
Литература
-
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. - М., 1986.
-
Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. - М., 1992.
-
Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-9 классах вспомогательной школы. Из опыта работы. - М., 1978.
-
Программы специальных общеобразовательных (коррекционных) школ. - М., 2000.