Проверил _________ Группа
:
Предмет
русский
язык
Дата: ___________
Тема
урока:
Значение имен
существительных. Имя
существительное, род и число имен существительных
.
Цели
урока:
образовательные
дать понятие об имени
существительном; путем повторения правил и выполнения заданий,
закрепить, организация деятельности учащихся по обобщению знаний и
способов деятельности;
развивающие
развитие аналитических
умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и
письменную речь, выразительное чтение, логическое
мышление;
воспитательные
осуществить в учащихся
нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в
работе, аккуратность в письме
Тип урока
Обобщение и систематизация
знаний и способов деятельности
Метод
урока
репродуктивный,
частично-поисковый;
Приемы
аргументировать, рассуждать,
находить, выделить, подчеркнуть;
Форма организации
урока Практическое занятие
Дидактическое обеспечение
урока
анаграмма, текст «Наука наук»
Ход урока
І. Организационный момент.
а/ поздороваться
со
студентами;
б/ проверить посещаемость
учащихся;
в/ проверить
готовность групу
к уроку /учебные
принадлежности/
ІІ. Проверка домашнего
задания
а/ студенты называют цели и
задачи домашнего задания;
б/ работу учащихся проверяют
лидеры подгрупп;
ІІІ. Обобщение и систематизация
знаний
*
Работа с учебником
1 текст
«Наука наук» стр.49, №73
Задания к тексту:
-
Выразительное чтение текста учащимися /1,2 группа
по одному ученику/
-
Вопросы: 1. почему текст так
называется?
2. соответствует ли
содержание текста названию?
3. В каком предложении
раскрывается основная мысль текста? /в последнем/
6. Найдите в тексте сущ.,
кот., имеют только форму ед.ч. и только мн.ч..
Ед.ч.
|
Мн.ч.
|
Математика, медицина, экономика, биология,
психология, юриспруденция, лингвистика, мозг,
кибернетика
|
люди
|
-
Тест соответсвия:
/таблица/
ж.р. кого?
чего?
И.п. хлеба
м н.ч.
дом
ср.р кто?
что?
Р.п. машина
М.р. озеро
-
Анаграмма
/слайды/
Вам будут
предложены слова. Необходимо переставить буквы так, чтобы
получилось слово, связанное с русским языком и темой сегоднешнего
урока. Выигрывает тот, кто угадает больше слов.
-
гаммаратик/грамматика/
-
волос/слово/
-
ежидап/падежи/
-
спорво/вопрос/
-
ток /кто/
-
некиеслон/склонение/
-
гилос/слоги/
-
каклисе/лексика/
-
тсетк/текст/
-
язык /кызя/
Новая
тема
Лекция
№
Имя
существительное – это часть речи, которая включает слова,
обозначающие предметы и предметность отвечает на вопросы кто? и
что?: швея, девочка, стол, вдохновение,
мечта.
Большинство имен
существительных относится к одному из трех родов:
1) к
мужскому, например: дом, отец, ключ, трамвай (возможно подставить слово
«этот»);
2) к
женскому, например: земля, ручка, страна,
планета (возможно подставить слово
«эта»);
3) к
среднему, например: село, поле, полено,
восстание (возможно подставить слово
«это»).
Большинство существительных
имеют формы ед. и мн. ч. (город – города). Однако некоторые существительные имеют или
только форму ед. ч. (крестьянство, асфальт), или только форму мн. ч.
(ножницы,
перила).
Имена существительные собственные и
нарицательные
Собственные имена
существительные - это названия
отдельных лиц, единичных предметов.
К собственным именам существительным относятся:
-
фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества
людей, а также клички животных.
-
географические названия
-
астрономические названия
-
названия газет, журналов, произведений литературы
и искусства, заводов, кораблей и др.
Нарицательные имена
существительные - это общее
название для всех однородных предметов и явлений.
Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные
(например: земля - суша, Земля - планета Солнечной
системы).
Имена существительные одушевленные и
неодушевленные
Имена существительные одушевленные служат названиями людей,
животных и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых
предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на
вопрос что?
К неодушевленным также относятся имена существительные типа группа,
народ, толпа, стая, молодёжь и т.д.
Число имен
существительных.
Имена существительные употребляются в единственном числе, когда
речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда
имеется в виду несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются ли только в
единственном, или только во множественном числе.
Существительные, которые имеют только форму
единственного числа:
-
Названия множества одинаковых лиц, предметов
(собирательные существительные): молодежь,
детвора, студенчество, человечество и
др.
-
Названия предметов с вещественным
значением: асфальт,
железо, земляника, молоко, сталь, свёкла,
керосин и
др.
-
Названия качества или
признака: белизна, злоба,
ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота,
чернота и
др.
-
Названия действия или
состояния: косьба, рубка,
выполнение, внушение, горение и
др.
-
Собственные имена в качестве наименований
единичных предметов: Москва,
Волга и
др.
-
Слова: бремя, вымя,
пламя, темя
Существительные, которые имеют только форму
множественного числа:
-
Названия составных и парных
предметов: брюки, весы,
перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы,
качели и
др.
-
Названия материалов или их отходов,
остатков: белила, дрожжи,
макароны, сливки, отруби, опилки и
др.
-
Названия промежутков времени,
игр: прятки, жмурки,
шахматы, каникулы, сутки, будни и
др.
-
Названия действий и состояния
природы: хлопоты,
выборы, переговоры, всходы, заморозки,
дебаты и
др.
-
Некоторые географические
названия: Карпаты, Фили,
Горки, Афины, Альпы, Сокольники и
др.
Падежи имен
существительных
В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.
Именительный — кто? или что?
Родительный — кого? или чего?
Дательный — кому? или чему?
Винительный — кого? или что?
Творительный — кем? или чем?
Предложный — о ком? или о чем?
Чтобы определить падеж существительного в
предложении, нужно:
-
найти
слово, к которому относится данное
существительное;
-
поставить от этого слова к имени существительному
вопрос.
ҮІІ.Этап информации о
домашнем задании
-
Повторить правило о падежах имен
существительных.
-
Просклонять следующие существительные: поведение,
половинка, человек
ҮІІІ. Подведение итогов
занятий
Даю качественную оценку работы
класса и отдельных учеников.
ІҮ. Этап
рефлексии
-
игра «Кто больше составит
слов-существительных?»
государство Казахстан
суд
казах
состав
хан
дар заказ
и т.д.
-
Попрошу детей показать только
жестами и мимикой «как прошло занятие?»