Внеклассное мероприятие по русскому языку и
литературе
«Говорун-шоу» (7-8 класс)
Подготовила:
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО
ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ КУРМАНТАЕВА
М.Б.
с.Байторысай,
2017
Цели:
- пропаганда нормативного русского языка
среди учащихся школы;
- вовлечение учащихся во внеклассную работу
по русскому языку и литературе;
- развитие у школьников интереса к
самостоятельному изучению различных разделов русского языка и
литературы;
- развитие творческих способностей,
познавательных интересов;
- развитие общей эрудиции
участников.
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас
приветствовать на нашей интеллектуальной игре
«Говорун-шоу».Сегодня в нашем зале собрались самые болтливые,
говорливые, и весёлые, чтобы блеснуть своим остроумием, эрудицией и
ораторским искусством.
Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Язык мой — враг мой!». В
каких случаях так говорят? (Ответы детей.) Но есть и вторая часть
этой поговорки: «Язык мой — друг мой». Вот и сегодня участникам
предстоит постараться, чтобы язык каждого был не врагом, а другом
своему хозяину.И
ещё есть правила речи, которые надо стараться соблюдать. Необходимо
говорить громко, чётко, выразительно.
Поэтому девиз нашего конкурса – «Если хочешь
разговаривать, должен чётко проговаривать».
Конкурс
«Знакомство».Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с
нашими участниками. (Представление участников команды (в игре
приним. участие 2команды учащихся 7-8 – х
классов)Задание: каждая
команда должна была подготовить плакат, в центре которого она
изобразила то общее, что есть среди членов команды, в каждом из
четырёх углов каждый игрок изобразил себя и две уникальные
особенности, характерные для него.Презентация команд.
А
сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только
правильность, но и оригинальность ответов, смекалку, находчивость и
фантазию. (Представление жюри.)
-
РАЗМИНКА
Ведущий: Сели правильно, красиво, улыбнулись. Вдохнули,
плавно выдохнули.
Необходимо произнести слоги: хра, хря, хри, хре.
( Это делают все участники команды по очереди.)
-
тихо
- в
среднем тоне
-
громко
-
очень громко
-
как разговаривает медвежонок
2.Конкурс «Кто
больше?».Члены команд выстраиваются в шеренгу и по очереди
называют имена литературных героев и их авторов.. Время на раздумье
не даётся. Кто не успевает, тот выбывает. Побеждает та команда, чей
участник остался.
3. «КОНКУРС СКОРОГОВОРОК»
.Задача команды: правильно и быстро
произнести скороговорку.
1. На дворе трава,
на траве дрова: раз дрова, два дрова; не вместит двор дров – дрова
выдворить со двора.
2. Тридцать три
корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не
вылавировали.
3. Погода
размокропогодилась – размокропогодилась погода.
4. Король орёл –
орёл король.
5. Добры бобры
идут в боры.
6. Карл у Клары
украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
7 .У Саши в каше
сыворотка из- под простокваши.
8.Бык тупогуб, тупогубенький бычок.У быка
бела губа была тупа.
ИГРА
СО ЗРИТЕЛЯМИ
(Пока команды готовятся и знакомятся со
скороговорками, предлагается болельщикам испытать себя в умении
произносить скороговорки)
-
Подорожник по
дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник
подороже.
-
Идет козел с
косой козой. Идет козел с босой козой. Идет козa с косым козлом.
Идет козa с босым козлом.
-
Дaнa Козявке
спpaвкa о том, что не Козявкa. Hепpaвильнaя спpaвкa. Козявкa есть
Козявкa.
4.«КОНКУРС АССОЦИАЦИЙ»
Выясняется
значение слова ассоциация
- связь между
отдельными представлениями, в силу которой одно представление
вызывает другое.
Каждая команда
получает карточку со словом. Задача команды: назвать как можно
больше ассоциаций к этому слову, а другие команды должны отгадать
это слово. Балл получает та команда, которая назвала больше всех
ассоциаций и та, которая первая назвала
слово.
ФАКЕЛ,
ТАБЛЕТКА, БАЗАР, ЛАПША
ИГРА СО
ЗРИТЕЛЯМИ
Пока команды
готовятся, болельщикам предлагается отгадать слово по
ассоциациям.
-
Дети, мама,
папа, здоровье, любовь, фата, жизнь, дружба, душа, женское, скидка,
кайф, солнце, улыбка.–
СЧАСТЬЕ.
-
Деньги, касса,
кнопка, счёты, цифры - КАЛЬКУЛЯТОР.
-
Курорт, море,
отдых, птица, самолёт, север, солнце, тепло, пляж–
ЮГ.
5.«РАССКАЗ ПО ЗАДАННОМУ НАЧАЛУ ИЛИ КТО БОЛЬШЕ
НАГОВОРИТ»
Ведущий: Следующее задание требует умения фантазировать и
сочинять. Командам предстоит по заданному началу придумать
продолжение рассказа. Рассказ должен получиться весёлым и смешным.
Правила этого конкурса: первый начинает рассказ, как только он
останавливается(по сигналу) – второй продолжает первого и так
далее. Каждому участнику даётся 30 секунд.
-
Я проснулся, подошёл к окну и увидел на
подоконнике письмо. На конверте было написано моё имя. Я взял
письмо в руки и открыл конверт …
-
Вечером на
улице наблюдали такую картину. Кошка влезла на дерево и громко
мяукает. То ли слезть не может, то ли к себе зовет,
непонятно...
-
На Новый год
нашему классу поручили провести елку для малышей. Мы сочинили
небольшую пьесу, где участвуют Дед Мороз, Снегурочка и
Баба-Яга.
И вот
начинается представление…
-
Я недавно на
школьных соревнованиях пробежал два километра за одну
минуту!
( Пока команды
готовятся, болельщикам тоже предлагается попробовать себя в роли
«писателей»)
ИГРА СО
ЗРИТЕЛЯМИ
-
Баба Яга
спрашивает у Кощея Бессмертного:
Как
ты отдыхал в новогодние праздники?...
-
Я вчера из
проруби вытащил щуку весом в двадцать
килограммов!
6.«Кто вперёд!»
Ведущий:«Теперьяподнимитетоже»
-эта
фраза, если ее разбить на части, может обозначать несколько речевых
ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются
интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также
знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти
варианты.
(Команды выполняют это задание на листочках и
сдаю жюри)
Ответ:
-
Теперь я, под ними те тоже.
-
Теперь я, поднимите тоже.
-
Теперь я, подними те тоже.
-
Теперь я под ними, те тоже.
-
Теперь я под ним, и те тоже.
-
Те перья подними, те тоже.
-
Те перья под ними, те тоже.
-
Те перья под ним, и те тоже.
-
Те перья поднимите тоже.
ИГРА СО
ЗРИТЕЛЯМИ
Ведущий: Перед вами слово ТРУДОЛЮБИЕ. К каждой букве этого
слова нужно
подобрать другие слова, относящиеся к разным
частям речи, не повторяясь. Кто быстрее, тот и
победитель.
7.«КОНКУРС
КАПИТАНОВ»
Ведущий: Ко
мне подойдут капитаны команд. Вам будут предлагаться вопросы - кто
быстро и правильно на них отвечает, тот и получает призовой
балл.
Вопросы для капитанов:
№ П/П
|
ВОПРОС
|
ОТВЕТ
|
-
|
Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и
предложения…
|
Синтаксис
|
-
|
Антоним к слову временный
|
Постоянный
|
-
|
Как
погиб Колобок?
|
Съела Лиса
|
-
|
Откуда Айболиту пришла
телеграмма?
|
Из
Африки
|
-
|
Где
происходит действие «Медного
всадника»?
|
Петербург
|
-
|
Подруга дней моих суровых.
О ком это?
|
Няне Пушкина
|
-
|
Фразеологический оборот со словом
глаза.
|
Выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить,
плюнуть в глаза и др.
|
-
|
Объясните значение: Хоть кровь из
носу.
|
Обязательно
|
-
|
Словарь, в котором можно узнать о произношении
слов.
|
Орфоэпический
|
-
|
Великий русский
баснописец.
|
Крылов
|
-
|
Квартал или квартал?
|
КвартАл
|
-
|
Сколько частей речи в русском
языке?
|
10
|
-
|
Подлежащее и сказуемое
являются…
|
Грамматической
основой
|
-
|
Есть ли непроизносимый согласный в
слове участвовать?
|
Нет
|
-
|
Сколько звуков в слове
яд?
|
3
|
-
|
Где
в слове искусство удвоенные
согласные?
|
Во
втором случае
|
8.«ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА (5
баллов)
Ведущий:Представьте себе, что вам нужно пройти конкурс на
очень престижную работу. Через пару минут вы должны будете показать
себя в должности, которая вам выпадет по жребию. Должна получиться
небольшая сценка. Участвуют два человека. Оба участника должны
заработать максимальное количество баллов для своей команды.
(Участники выбирают карточки).
-
Вы – журналист. Должны взять интервью у
школьника, лучшего бегуна по школьным коридорам.
-
Вы – директор школы и должны объяснить нерадивому
ученику, что прогуливать уроки нельзя.
ИГРА СО
ЗРИТЕЛЯМИ
№ П/П
|
ВОПРОС
|
ОТВЕТ
|
-
|
Раздел науки о языке, изучающий звуки
речи.
|
Фонетика
|
-
|
Синоним к слову антитеза.
|
Противопоставление
|
-
|
Кто
спас муху-цокотуху?
|
Комар
|
-
|
Каталог или каталог?
|
КаталОг
|
-
|
Мой
первый друг, мой друг бесценный… О ком это?
|
О
Пущине
|
-
|
Фразеологический оборот со
словом голова
|
Ломать голову, сломя голову, оторвать
лову…
|
-
|
Объясните значение:
подложить
свинью.
|
Напакостить
|
-
|
Автор 4-томного Словаря живого великорусского
языка.
|
В.Даль
|
-
|
Жалюзи или жалюзИ?
|
ЖалюзИ
|
-
|
Сколько раз надо отмерить, чтобы верно
отрезать?
|
7
|
-
|
Сколько самостоятельных частей речи в русском
языке?
|
6
|
-
|
Из
главного и зависимого слова
состоит…
|
Словосочетание
|
-
|
Есть ли удвоенные согласные в
слове искусный?
|
Нет
|
-
|
Есть ли непроизносимый согласный в
слове окрестность?
|
Т
|
-
|
Сколько звуков в слове
ёжик?
|
5
|
-
|
Объясните значение:
Кот
наплакал.
|
Мало
|
-
|
Со
школы или из школы?
|
Из
школы
|
-
|
Часть слова, стоящая перед
корнем.
|
Приставка
|
-
|
Разносклоняемое существительное
м.р.?
|
Путь
|
-
|
Есть ли непроизносимый согласный в
слове чувствовать?
|
В
|
(За
правильный ответ болельщики получают жетоны, которые потом могут
отдать в пользу своей команды)
Заключительное слово ведущего. Решение жюри.
Награждение команды-победительницы и наиболее активных
участников.
Лист
оценивания команд
Название
конкурса
|
баллы
|
|
|
1.«Знакомство»
|
1-5
|
|
|
2.Разминка
|
Не
оценивается
|
|
|
3.Кто
больше(имя литературного
персонажа и автора)
|
1-5
|
|
|
4.Конкурс
скороговорок
(правильность, быстрота произношения всей
команды)
|
1-5
|
|
|
5.Конкурс
ассоциаций
(максимальный балл получает команда, которая
больше наговорит ассоциаций и которая отгадает слово по
ассоциациям)
|
1-5
|
|
|
6.Конкурс
«Кто больше
наговорит»
(учитывается композиция рассказа, быстрота,
юмор)
|
1-5
|
|
|
7.Конкурс «Кто
вперёд»
(учитывается количество составленных
фраз)
|
Сколько фраз, столько и
баллов
|
|
|
8.Конкурс
капитанов
(за каждый правильный ответ капитан получает
балл)
|
За каждый правильный
ответ
|
|
|
9.Конкурс
«Престижная
работа»
(артистизм, умение
говорить)
|
1-5
|
|
|
ИТОГ
|
|
|
|