Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Познавательно-воспитательное значение труда «Бес анық» Мухтара Арына
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Познавательно-воспитательное значение труда «Бес анық»
Мухтара Арына (посвящается 85-летию со дня рождения профессора, ученого, общественного деятеля, педагога)
Великие люди — это легендарные личности, которые своими делами и открытиями заставили говорить о себе весь мир. История человечества, весь пройденный им путь, доказали, что величие человека никогда не будет измеряться золотом, бриллиантами, невозможно измерить его никакими материальными ценностями. Веками доказаннная истина – величие человека измеряется его мыслями, его идейным наследием, которое передается из поколения в поколение с помощью самой главной ценности человеческой жизни – это книги! Высказывание о книге шотландского писателя и реформатора Сэмюэля Смайлса «Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности» очень точно подчеркивает мысль о бессмертности книги. Такую же высокую оценку книге всегда давал Мухтар Галиевич Арын – педагог, ученый, профессор, общественный деятель. Всю свою жизнь Мухтар Арын посвятил образованию и считал, что самое главное богатство человека – это знания. Как человек высокой духовной культуры, глубокого философского склада ума, он всегда давал всем, кто находился в его окружении, всем своим студентам, уроки нравственности, уроки истинного патриотизма. В какие бы сложные периоды развития нашей страны он ни жил, мудро рассуждая о прошлом и настоящем своего народа, предвидел светлое будущее, связывая его с духовным богатством, которое, по его мнению, нужно без устали впитывать в сознание подрастающего поколения.
Родился Мухтар Галиевич 20 мая 1936 года в селе Аксу, Алматинской области: отец - Арын Дауренбекұлы Құйқанов, мать – Құйқанова Қанипа, старшая сестра – Құйханова Кульпаш. В 1953 году , после окончания с отличием Кокозекской (на сегодняшний день средняя школа имени К.Казыбаева) средней школы поступил в Алматинский государственный педагогический институт иностранных языков по специальности немецкий язык. После его окончания, с 1957 года по 1974 год, работал в этом же институте. В 1974 году был назначен проректором Казахского педагогического института имени Абая. В эти же года, благодаря упорству и целеустремленности, после окончания аспирантуры, успешно защитв диссертацию, получил степень кандидата филологических наук, затем степень доцента. С 1981 года по 1983 год - заведующий отделом Министерства образования Казахской ССР. В 1983 году был назначен ректором Актюбинского педагогического института. За период своей жизни с 1983 по 1995 годы Мухтар Арын неустанно трудился на благо народа и , как общественный деятель, внес огромный вклад не только в повышение статуса высшего учебного заведения этого региона, но и в организацию общества «Қазақ тілі» (1989) вместе академиком Абдуали Кайдаровым, Омирзаком Айтпаевым (член-корреспондент Академии наук). Также он стал инициатором присвоения Актюбинскому педагогическому институту имени Кудайбергена Жубанова, возродил в народной памяти имена исторических личностей этого региона – Тама Есет Батыра, знаменитого кюйши Казангапа. Внес вклад в создание школ по обучению на национальном языке. Одна из открытых им школ, в селе Каргалинское города Актобе, в настоящее время носит его имя. Стал организатором музея «Развитие системы образования на территории Актюбинской области» и музея Абая. Благодаря его инициативе была организована республиканская научно-теоретическая конференция, посвященная 90-летию первого казахского профессора, языковеда К.Жубанова и стали проводиться ежегодные традиционные «Жубановские чтения». Внес большой вклад в исследование жизни и произведений Айтеке би. В эти же годы написал множество научных трудов, очерков, статей, которые публиковались в СМИ, научно-публицистических изданиях - «Отбасы – ұлт рухының айнасы», «Тәрбие деген тәңір бар», «Жаңа кезеңге - жаңа көзқарас», «Маман даярлау – мәртебелі іс», «Наурыздан Наурызға дейін», «Бата», «Қазақ халқының би статусы», «Абай тағлымы», «Ұлт тағдыры тәлкекке көнбейді» и многие другие. Одновременно работал над своим фундаментальным трудом «Бес анық» - «Пять истин». Всей душой он переживал за будущее своего народа, которое невозможно оторвать от исторического прошлого. И именно с целью восстановления и освещения пробелов исторического прошлого казахского народа Мухтар Арын в 1995 году организовал экспедицию по историческим местам Казахстана. К великому сожаленью, во время этой экспедиции, 10 сентября 1995 года его жизнь оборвалась. По завещанию, которое он при жизни оставил своим сыновьям Ерлану и Нурлану, был похоронен в родном ауле Бакалы Сарканского района Алматинской области. В 1996 году вышла книга «Бес анық», написанная профессором М.Г.Арыном на основе национальной философии, дидактических, этнографических и этнолингвистических документов. Эта книга, по словам самого автора, -философские размышления о самых главных понятиях, являющихся источником особенного национального сознания, о понятиях, которые должны являться самым основным фундаментом в деле воспитания подрастающего поколения. Это – Язык нации, Религия, Традиции, История и Родина (Отчизна).
Книга «Бес анық» содержит системный анализ автором пяти очевидных, для каждого гражданина своей страны, истин, пяти ценностей, которые определяют лицо нации, позволяют познать духовное содержание этой нации. Также они являются фундаментом национального самосознания, средством возвращения подрастающего поколения к национальным истокам, что очень актуально на сегодняшний день в деле воспитания молодежи.
Итак, на первом месте стоит Язык. Язык - это душа, это самое первое богатство нации. Мухтар Арын в своей книге «Бес анық» дает пояснение объясняет языку как сакральному понятию и говорит о том, что его основной функцией является передача духовного достояния нации из поколения в поколение. Также автор высказывает мнение о преимуществах обучения детей в школе на родном языке: «...Дети (имеется в виду дети казахи ), окончившие русскую школу, никогда не почувствуют глубочайшей тайны языка, называемой духом нации. Они должны быть только казахами, чтобы понять древние казахские сказки, жырау батыров, произведения Сыпыра жырау, Казтугана, Асан кайгы, Махамбета, Абая, Ауэзова и его «Путь Абая». Мало просто выучить казахский язык. Нужно впитать в себя его казахскую психологию, почувствовать, что происходит в его душе. Без этого у ребенка никогда не будет осознания национального чувства.» Это очень ценный вывод, который в настоящее время должен присутствовать в вопросе внедрения языковых реформ в школьной учебной программе. Автор поддерживает передачу знаний ребенку до 12-13 лет на родном языке, как предлагал и Ахмет Байтурсынулы. Именно в этом возрасте происходит становление национального осознания ребенком самого себя, это самый лучший период для воспитания ребенка в национальном духе. Если ребенок через родной язык познает психологию, бытие нации, то в будущем он станет настоящим гражданином, преданным своему народу. Рассматривая судьбу языка и нации как неотделимые друг от друга понятия, Мухтар Арын в своем труде отметил, что от состояния языка зависит светлое будущее нации: «...современное состояние языка нельзя назвать удовлетворительным. Когда мы говорим о цивилизованности, о культуре нации, видим, что она напрямую связана с культурой языка. А языковая культура - это то, что язык должен охватывать все стороны общественной и личной жизни каждого представителя этой нации, он должен быть самыми читаемым, самым одухотворенным языком. И нельзя ограничиваться его применением только в семейном кругу, потому что этого будет мало для утверждения нации, как носителя этого языка». Настоящие патриоты нации, проявляющие заботу о ее будущем, всегда будут расширять поле действия и использования нашего языка во всех сферах жизнедеятельности, будут продвигать идею превращения казахского языка в язык науки и техники.
Вторая истина - Религия. История становления нашей нации напрямую связана с религией ислама. Содержание национальных традиций и обычаев также связано с исламскими ценностями. Автор ставит религию на второе место потому, что в нашей религии много ценного, что побуждает человека к добру, чистоте, справедливости, воспитывает трудолюбие и честность, выдвигает человеческие идеалы. Если в воспитании потомков каждая семья будет пользоваться великими принципами ислама, то обязательно в каждой семье вырастет поколение, сердце которого будет наполнено добротой, милосердием и чистотой. При этом большое значение имеет следующее мнение Мухтара Арына о вере в Аллаха: «...в целом, Аллах – это вопрос сердца каждого из нас. Нужно верить в честь человека, в его совесть. Вера в Аллаха становится все сильнее и появляется ощущение, что это общая вера для всего человечества: вера в будущее, вера в определенные качества человека, вера в человека, вера ребенка в отца, вера отца в ребенка. В межчеловеческой повседневной жизни вера - это сила, которая дает человеку энергию. Это то, что нужно и для того, чтобы отличить человека от человека, религия сближает людей, раскрывает душу человека, вселяет веру в лучшее.т в плохое. Поэтому вера - это сила. Сила религии заключается в воспитании в человеке чувства веры».
Третья истина - Традиция. У каждой нации есть традиции, которые отличают этот народ от других народов. И у казахского народа они имеют глубокие корни, уходящие к нашим древним предкам. Традиции, по мнению ученого, являются своеобразным паспортом, который не только отличает этот народ от других, но и способствует сохранению родовых качеств, особеннных реалий нации. В традициях отражена целостность нашей нации. Это общенародное явление и оно связано с социальным, психологическим, культурным, другим бытовым, мировоззренческим состоянием его носителя. Традиции подчеркивают постоянство народа и отличаются своей устойчивостью. Она передается из поколения в поколение. Содержание традиций и обычаев нации основывается на нравственности, гуманности, уважении и трезвости взглядов на окружающий нас мир. У каждой нации есть свои правила, которые она разработала в зависимости от своих психологических, мировоззренческих, социальных условий. Человек, придерживающийся своих национальных обычаев – глубоко культурный и духовно богатый.
Четвертая истина - История. Каждый ребенок должен знать историю родной страны. История - важнейшее средство воспитания, предоставляющее достоверную информацию о прошлом народа, нации. О пользе познания истории автор пишет следующее: «...с моей точки зрения, познать историю нации – это значит познать самого себя. ... Каждый человек должен ощущать себя частью этой истории.» Только тогда он почувствует, что он, как птица, нашедшая свое гнездо, находится на своей земле, в своей стране, в своей огромной исторической, общественной среде. Только тогда он может считать себя полноценным человеком. Автор предлагает с особой тщательностью подойти к проблеме написания национальной истории, потому что история должна служить формированию национального сознания. Только в том случае, если исторические данные будут воссоздаваться достоверно и будут представлены в книгах с качественным содержанием, мы будем уверены в целостности нашего народа, нашей национальной системы мышления. Учитывая такие сложные вопросы, переписывание истории станет одной из фундаментальных вещей в укреплении нашей независимости.
Пятая истина - это Атамекен, иначе говоря, Родина, Отчизна. Народ считал родную землю священным понятием. Об этом Мухтар Арын говорил так: «...В целом, казахский народ всегда очень внимательно относился к вопросу о родной земле. Слово "Атамекен" говорит о том, что эта земля, доставшаяся от предков. У казахского народа есть выражение: «Кіндік қаным тамған жер», что, буквально, означает «земля, на которую капнула кровь после перерезания пуповины». Это говорит о глубоком чувстве любви к этой земле, об исторической привязанности к ней. В понимании автора, каждый ребенок нашей Родины должен любить свою родную землю. Эта идея сегодня становится особенно актуальной. Как нам известно, одно из главных направлений программы «Рухани жаңғыру» связано с понятием родной земли. Поэтому следует обратить внимание на вывод Мухтара Арына: «когда мы говорили о четвертой истине - Истории, мы отдельно разобрали и подчеркнули вопрос рассмотрения этого вопроса в национальном масштабе. Национальное самосознание подрастающего поколения будет тем выше, чем выше они будут ценить понятие «Атамекен» - Земля предков. В заключение хочу отметить, что книга Мухтара Арына «Бес анық" - это огромный труд, призванный прославить самые ценные очевидные истины нации. Воспитательное значение книги неоспоримо. Она написана доступным для любого читателя языком, легким, понятным для любого возраста. Эта книга должна присутствовать в библиотеке каждой школы, потому что может быть использована как источник патриотического воспитания подрастающего поколения, которое будет любить свою нацию, верно служить своему народу.
Учитель русского языка и литературы СЛОД № 24