Тема: Правописание ЖИ-ШИ
Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.
Задачи:
-
формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
-
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
-
воспитывать положительное отношения к учёбе.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Дети отвечают: Вот так! Показывают движения.
Как
живешь? Вот
так! (пальчик)
Как
идешь?
Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?
2. Актуализация знаний
– А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям.
Остановка «Догадайся!»
– Послушайте логическое упражнение:
В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.
(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)
– Определите, какие орфограммы
встречались в этом упражнении и сформулируйте тему
урока. (Ответы
детей)
– Тема нашего урока: Правильное письмо сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА,
ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране
"Орфография". Орфография – это правила и нормы
письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на
письме ошибок. Для этого поработаем с плакатом «Что такое
орфограмма?»
(Интерактивный плакат: 1, 2 задание) 2, 3 слайды
Остановка «Чистюлька»
Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.
– Посмотрите на
доску.
4
слайд – Какие буквы вы видите?
– Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте
характеристику этих звуков. (Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки
[Ч], [Щ] всегда мягкие).
– Какие знаете сочетания с данными буквами?
– Запишите красиво буквы в тетрадь.
3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности
Остановка "Познавай-ка"
Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший
1) На этой остановке нас ждёт загадка:
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста)
5 слайд
– Это
новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите
слова-родственники и
запишите. (Запись в тетради: Капуста, капустный лист,
капустница.)
– Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает
капусту).
– Какая бывает капуста?
2) Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните смысл.
Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь
капустой.
6 слайд
Без капусты – щи не
густы
3) Распространите текст, подходящими по смыслу словами. (Карточки)
– Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке)
Наступила ________ осень. _______ ________ созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______, но и красивый овощ.
(Слова для справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.)
– А
если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы
говорим про такой урожай?(Богатый,
большой, хороший).
7 слайд
– Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь,
подберите слова-родственники.
– Когда ещё употребляем в речи это слово? (хороший ученик, хороший
друг). Подберите противоположное слово
(антоним).
Остановка "Проверяй-ка"
– Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните
орфограмму.
Проверка по тренажёру «Волшебная
труба».
8, 9,10 слайды
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак,
прищурил, щупальца.
Физкультминутка
4. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации
Остановка "Вспоминай-ка"
– Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!
Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням
1-й уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.
Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.
2-й уровень.
Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).
3-й уровень.
Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.
Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.
Остановка "Думай-ка"
– А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»
(Интерактивный плакат) 11 слайд
5. Подведение итогов и формулирование выводов
Остановка "Конечная"
– На
этой остановке мы подведём итоги урока.
– Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
– Слова, с какой орфограммой нам встречались?
– Какие правила русского языка помогали нам на
уроке?
– Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные
орфограммы.
(Рассказывают подготовленные дети)
1 учащийся:
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!
2 учащийся:
Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!
3 учащийся:
Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У.
Домашнее задание.
Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Урок
окончен, молодцы!
12
слайд
– Спасибо за работу!
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Правописание ЖИ-ШИ
Правописание ЖИ-ШИ
Тема: Правописание ЖИ-ШИ
Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.
Задачи:
-
формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
-
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
-
воспитывать положительное отношения к учёбе.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Дети отвечают: Вот так! Показывают движения.
Как
живешь? Вот
так! (пальчик)
Как
идешь?
Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?
2. Актуализация знаний
– А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям.
Остановка «Догадайся!»
– Послушайте логическое упражнение:
В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.
(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)
– Определите, какие орфограммы
встречались в этом упражнении и сформулируйте тему
урока. (Ответы
детей)
– Тема нашего урока: Правильное письмо сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА,
ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране
"Орфография". Орфография – это правила и нормы
письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на
письме ошибок. Для этого поработаем с плакатом «Что такое
орфограмма?»
(Интерактивный плакат: 1, 2 задание) 2, 3 слайды
Остановка «Чистюлька»
Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.
– Посмотрите на
доску.
4
слайд – Какие буквы вы видите?
– Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте
характеристику этих звуков. (Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки
[Ч], [Щ] всегда мягкие).
– Какие знаете сочетания с данными буквами?
– Запишите красиво буквы в тетрадь.
3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности
Остановка "Познавай-ка"
Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший
1) На этой остановке нас ждёт загадка:
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста)
5 слайд
– Это
новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите
слова-родственники и
запишите. (Запись в тетради: Капуста, капустный лист,
капустница.)
– Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает
капусту).
– Какая бывает капуста?
2) Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните смысл.
Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь
капустой.
6 слайд
Без капусты – щи не
густы
3) Распространите текст, подходящими по смыслу словами. (Карточки)
– Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке)
Наступила ________ осень. _______ ________ созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______, но и красивый овощ.
(Слова для справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.)
– А
если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы
говорим про такой урожай?(Богатый,
большой, хороший).
7 слайд
– Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь,
подберите слова-родственники.
– Когда ещё употребляем в речи это слово? (хороший ученик, хороший
друг). Подберите противоположное слово
(антоним).
Остановка "Проверяй-ка"
– Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните
орфограмму.
Проверка по тренажёру «Волшебная
труба».
8, 9,10 слайды
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак,
прищурил, щупальца.
Физкультминутка
4. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации
Остановка "Вспоминай-ка"
– Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!
Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням
1-й уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.
Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.
2-й уровень.
Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).
3-й уровень.
Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.
Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.
Остановка "Думай-ка"
– А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»
(Интерактивный плакат) 11 слайд
5. Подведение итогов и формулирование выводов
Остановка "Конечная"
– На
этой остановке мы подведём итоги урока.
– Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
– Слова, с какой орфограммой нам встречались?
– Какие правила русского языка помогали нам на
уроке?
– Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные
орфограммы.
(Рассказывают подготовленные дети)
1 учащийся:
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!
2 учащийся:
Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!
3 учащийся:
Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У.
Домашнее задание.
Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Урок
окончен, молодцы!
12
слайд
– Спасибо за работу!
шағым қалдыра аласыз













