Тема: Правописание
ЖИ-ШИ
Цель: развитие навыков правописания изученных
сочетаний на основе орфографической
зоркости.
Задачи:
-
формировать умения распознавать в словах
орфограмму и правильно обозначать на
письме;
-
развивать речь учащихся, обогащать
словарный запас, внимание, память;
-
воспитывать положительное отношения к
учёбе.
Средства
обучения: компьютер, мультимедиа проектор,
интерактивная доска, карточки для индивидуальной
работы.
ХОД
УРОКА
1. Организационный
момент
Учитель:
Дети
отвечают: Вот так! Показывают
движения.
Как
живешь? Вот
так! (пальчик)
Как
идешь?
Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?
2. Актуализация
знаний
– А
сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со
мной работать? Путешествовать будем по
станциям.
Остановка
«Догадайся!»
– Послушайте логическое
упражнение:
В
лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях,
на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные,
если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши
не живут в сухих листьях.
(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи,
мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под
старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на
ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут
под старым пнём, а ежи – в сухих
листьях.)
– Определите, какие орфограммы
встречались в этом упражнении и сформулируйте тему
урока. (Ответы
детей)
– Тема нашего урока: Правильное письмо сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА,
ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране
"Орфография". Орфография – это правила и нормы
письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на
письме ошибок. Для этого поработаем с плакатом «Что такое
орфограмма?»
(Интерактивный плакат: 1, 2
задание)
2, 3
слайды
Остановка
«Чистюлька»
Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч
щ.
– Посмотрите на
доску.
4
слайд – Какие буквы вы видите?
– Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте
характеристику этих звуков. (Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки
[Ч], [Щ] всегда мягкие).
– Какие знаете сочетания с данными буквами?
– Запишите красиво буквы в тетрадь.
3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и
способами деятельности
Остановка
"Познавай-ка"
Знакомство с новыми словарными словами:
капуста, хороший
1)
На этой остановке нас ждёт загадка:
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста)
5 слайд
– Это
новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите
слова-родственники и
запишите. (Запись в тетради: Капуста, капустный лист,
капустница.)
– Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает
капусту).
– Какая бывает капуста?
2)
Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните
смысл.
Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь
капустой.
6 слайд
Без капусты – щи не
густы
3)
Распространите текст, подходящими по смыслу
словами. (Карточки)
– Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу
слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по
цепочке)
Наступила ________ осень.
_______ ________ созрел урожай овощей.
Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат
на грядках. Капуста не только _______, но и красивый
овощ.
(Слова для
справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на
славу, крупные, вкусный.)
– А
если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы
говорим про такой урожай?(Богатый,
большой, хороший).
7 слайд
– Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь,
подберите слова-родственники.
– Когда ещё употребляем в речи это слово? (хороший ученик, хороший
друг). Подберите противоположное слово
(антоним).
Остановка
"Проверяй-ка"
– Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните
орфограмму.
Проверка по тренажёру «Волшебная
труба».
8, 9,10 слайды
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак,
прищурил, щупальца.
Физкультминутка
4. Закрепление с использованием
элементов разноуровневой
дифференциации
Остановка
"Вспоминай-ка"
– Пришло время поработать самостоятельно, во
время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте
внимательны и аккуратны!
Индивидуальная работа по карточкам с
проверкой по уровням
1-й уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните
орфограмму.
Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…,
ж…р, уж…н, морж…, муж…к.
2-й уровень.
Спишите, раскрывая скобки, подчеркните
орфограмму.
Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша),
весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж),
высокие (камыш), колючие (ёрш), синие
(крыша).
3-й уровень.
Составьте из слов предложения. Запишите,
подчеркните орфограмму.
Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.
Остановка
"Думай-ка"
– А
теперь мы поиграем. Игра называется «Найди
ошибки»
(Интерактивный плакат)
11
слайд
5. Подведение итогов и формулирование
выводов
Остановка
"Конечная"
– На
этой остановке мы подведём итоги урока.
– Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
– Слова, с какой орфограммой нам встречались?
– Какие правила русского языка помогали нам на
уроке?
– Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные
орфограммы.
(Рассказывают подготовленные
дети)
1
учащийся:
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!
2
учащийся:
Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!
3
учащийся:
Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У.
Домашнее задание.
Выучить новые словарные слова, нарисовать
рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания ЖИ, ШИ,
ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Урок
окончен, молодцы!
12
слайд
– Спасибо за работу!