Применение активных методов обучения на
уроках
русского языка и
литературы
Сахтаганов Караман
Сагындыкович, учитель русского
языка
и литературы средней школы
«1 Азат»
Енбекшиказакского района
Алматинского района
Содержание
образования – это король,
а технологии
образования – это Бог.
В.
П.Тихомиров
В
настоящее время, в рамках обновленного содержания образования, в
системе обучения появились новые требования к получению учащимися
знаний, предполагающие их самостоятельную,
учебно-познавательную деятельность в ходе
образовательного процесса.
Современные
образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при
подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний,
умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых
ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения
нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку
зрения.
Школа – это
особый, ценный, неповторимый период, в течение которого
стремительно развивается личность и психика учащегося. Поэтому
воспитательная работа там является первой ступенью непрерывного
образования, трудной и ценной
работы.
Учитель и
ученик должны находиться в тесном контакте во время образовательной
деятельности. Для этого учителю необходимо направить все свои
усилия и педагогическое мастерство на раскрытие и развитие
природных возможностей ученика, создание творческой среды. С другой
стороны, ученик может формировать творческую активность, проявляя
активность, самостоятельность, уверенность в себе. При этом на
каждом уроке должны даваться творческие задания. Виды творческих
заданий могут быть продолжены для каждого класса в зависимости от
возрастных особенностей учащихся класса, индивидуальности
творчества.
Активные методы
обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной
мыслительной и практической деятельности в процессе овладения
учебным материалом, строятся на практической направленности,
игровом и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге,
использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме
организации их работы, деятельностном подходе к
обучению.
Применение современных образовательных технологий
на уроках русского языка и литературы способствует увеличению
показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе,
стимулирует желание обучающихся
самосовершенствоваться.
В
современное время требования к уроку требуют мастерства от учителя.
В ходе урока учитель не должен давать готовых материалов, а должен
выбирать методы, открывающие дорогу исследованию ученика. Только
тогда ученик становится личностью, способной мыслить
самостоятельно.
Об этом свидетельствуют мудрые
слова великого мыслителя, китайского философа Конфуция: «Я забываю,
что слышу, помню, что вижу, понимаю, когда делаю». Поэтому
использование интерактивных методов обучения, применяемых на
занятиях, формирует у ученика стремление к образованию и искусству
наряду с нравственными качествами.
Выполняя индивидуальную,
парную и групповую работу, активность ученика повышается, все
ученики могут участвовать в уроке, помогая друг другу. Он достигает
точки, когда может полностью выражать свои мысли, ища по-своему.
Даже ученику со слабыми навыками чтения можно помочь развить
мышление школьника за счет использования интерактивных методов
обучения с элементами игры. Учителя-новаторы предлагают создать
стремление к уроку через сердце ученика, а не через
урок.
А теперь, используя
интерактивные методы обучения, несколько видов заданий, выполняемых
учащимися.
Очень эффективна работа с
тематическими картинками для увеличения словарного запаса в русском
языке Учащиеся делятся на четыре группы и получают кубики с
картинками. Кубики — это форма работы с картинками. У куба будет
шесть граней, и на эти шесть граней мы поместим картинки по теме.
Когда кубик брошен, мы рисуем грань, на которую он приземлится.
Группы выполняют задание, бросая кубики по очереди. Например, мы
рисуем изображения животных на каждой странице. Учащиеся должны
назвать название и характеристики этого животного. Эти кубики -
кубики, используемые на начальном этапе для начинающих русский
язык. Следующие кубики более
сложные.
Каждая страница посвящена
отдельной теме. Например: на первой странице изображена одежда, на
второй – посуда, на третьей – фрукты, на четвертой – обучающие
материалы, на пятой – домашняя мебель, на шестой – природа.
Подбрасывая кубик, можно давать задания практически всем ученикам и
весело проводить время.
Однообразные длительные
упражнения и длительные лекции на занятиях утомляют учащихся,
поэтому использование игровых элементов как одного из методов
обучения повышает интерес и активность учащихся к русскому языку в
целом.
На уроке я часто использую
следующие игровые элементы. Следующую игру можно сыграть на любом
звуке, который прозвучал во время урока. Учитель говорит каждой
группе по очереди слова с этим звуком. Побеждает группа,
составившая наибольшее количество
слов.
2. Игра
«Исправьте
ошибку» - В этой игре вам нужно найти
ошибку в данном слове. То есть, какая буква
правильная.
3. Игра
«Солнышко» - Используйте нужное слово по
соответствующей теме (диаграмма
Венна)
В этой игре мы записываем
поведение человека при солнечном свете. Каждый ученик пишет тип
персонажа для каждого солнца дня, а бумага для лапши переходит от
ученика к ученику и, наконец, возвращается к своему владельцу.
Через эту игру ученик воспитывает
себя.
4.
«Дополнить
слова» - Нахождение очередного
нового слова из одного слова (от существительного до глагола и т.
д.).
В то же время в век
современных технологий можно сказать, что сделать урок интересным с
помощью новых технологий — это непрерывный процесс каждого
учителя.
Пробудить интерес к
преподаванию русского языка и литературы в настоящее время сложно,
но я считаю, что возможность есть. Здесь на помощь приходят
мультимедийные презентации, их можно использовать на этапах
объяснения нового урока, закрепления урока и его
повторения.
Очень часто на уроке
применяю технологию развития критического
мышления.
Для этого использую приемы на стадии актуализации знаний
обучающихся, осмысления нового материала, рефлексии. Возможные
приемы:
«Знаете ли вы,
что…?». Эффективный прием фазы вызова, который
позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой
темой.
«Верите ли
вы?»
Может быть использован на стадии вызова и на стадии
рефлексии
На
стадии рефлексии использую следующие
приемы:
«Предсказание». Учащимся предсказать, о чем пойдет речь в
следующей главе, параграфе и т. д.
«Синквейн». Он позволяет обучающимся проявить творчество и
выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т. п.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в
кратких предложениях (от фр. «пять», «поэтическое настроение,
поэтическое дарование»). Эти стихотворение, состоящее из пяти
строк:
В
первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
Вторая строчка – описание темы в двух словах
(прилагательные).
Третья строчка – описание действия в рамках этой
темы тремя словами (глаголы, деепричастия).
Четвертая строчка – фраза из четырех слов,
показывающая отношение к теме.
Пятая строчка – синоним (метафора) из одного
слова, которое передает суть темы.
Стратегия
«Знаю-Узнал-Хочу
узнать»
Цель данной
стратегии – развитие рефлексивности. Используя ее при работе
с информацией, учащиеся соотносят известное и новое, определяют
свои познавательные запросы обосновывая их известной им
информацией, а также определяют дальнейшие направления в
индивидуальном исследовательском
поиске.
Эффективное
использование активных методов обучения позволит обеспечить
организацию образовательного процесса, направленного на достижение
высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную,
проектную, исследовательскую деятельность, формирования качеств
личности, моральных и нравственных установок, ценностных
ориентиров. И следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся
посредством активных методов, активным должен быть сам
педагог.
Эффективность использования современных
педагогических технологии отслеживается через входные,
промежуточные и итоговые контрольные срезы, целью которых является
определение степени усвоения учебного материала. Из большого
спектра технологий каждый из нас выбирает те, которые в большей
степени соответствуют целям и задачам его методической
системы.
У каждого преподавателя
возникают вопросы, как стабилизировать интерес учащихся, как
повысить качество образования. Его ответ заключается в том, чтобы
изучать новые технологии, а затем применять их в своей работе. Для
ученика это важнее, чем для учителя при обучении русскому
языку.
Одним словом, возникает
необходимость использования новых методов в обучении иностранному
языку в связи с ускорением процесса обучения. Это не означает, что
предыдущие методы не должны использоваться. Опять же, это
закладывает основу для разработки
методологии.