Материалдар / ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Материал туралы қысқаша түсінік
Целью цифровой трансформации в образовании является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельности.
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Кищенко Н.Е.

Заместитль директора по УР

г. Астана



ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Применение цифровых технологий в управлении образовательной организацией стало важным аспектом современного образования. Эти технологии помогают оптимизировать процессы, улучшить качество обучения и повысить эффективность управления. Рассмотрим основные направления применения цифровых технологий в этой сфере:

  1. Электронные образовательные платформы: Использование LMS (Learning Management Systems) позволяет организовать учебный процесс, управлять учебными материалами, отслеживать успеваемость студентов и взаимодействовать с ними в онлайн-формате.

  2. Автоматизация административных процессов: Внедрение систем управления учебным процессом (например, электронные журналы, базы данных студентов) позволяет сократить время на выполнение рутинных задач, таких как ведение документации, учет посещаемости и оценок.

  3. Аналитика данных: Сбор и анализ данных о студентах и преподавателях помогает выявлять тенденции, проблемы и возможности для улучшения образовательного процесса. Это может включать анализ успеваемости, посещаемости и вовлеченности студентов.

  4. Интерактивные технологии: Использование интерактивных досок, виртуальных лабораторий и симуляторов делает обучение более увлекательным и эффективным, позволяя студентам лучше усваивать материал.

  5. Удаленное обучение: Пандемия COVID-19 ускорила внедрение дистанционных форматов обучения. Платформы для видеоконференций и онлайн-курсы стали неотъемлемой частью образовательного процесса, что позволяет обеспечить доступ к образованию для студентов из разных регионов.

  6. Коммуникация и взаимодействие: Цифровые технологии облегчают коммуникацию между преподавателями, студентами и родителями. Мобильные приложения и мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией и получать обратную связь.

  7. Персонализация обучения: Системы адаптивного обучения могут подстраиваться под индивидуальные потребности и темпы студентов, что способствует более эффективному усвоению материала.

  8. Кибербезопасность: С увеличением использования цифровых технологий возрастает и необходимость защиты данных. Образовательные организации должны уделять внимание кибербезопасности, чтобы защитить личные данные студентов и сотрудников.

  9. Обучение педагогов: Важно не только внедрять технологии, но и обучать преподавателей их использованию. Профессиональное развитие педагогов в области цифровых технологий способствует более эффективному применению новых инструментов в учебном процессе.

Таким образом, цифровые технологии играют ключевую роль в управлении образовательными организациями, способствуя повышению качества образования и эффективности управления. Важно, чтобы внедрение этих технологий происходило с учетом потребностей всех участников образовательного процесса.



Целью цифровой трансформации в образовании является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельности. В качестве основных задач цифровой трансформации образования можно выделить: - повышение эффективности процессов функционирования образовательных организаций, - предоставление равного доступа к качественного цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации для всех категорий обучающихся, - повышение уровня цифровой культуры участников образовательных отношений, - стандартизация взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем, с целью перехода к единым классификаторам, реестрам, справочникам. «Цифровые технологии в организации современной информационно-образовательной среды» посвящен вопросам создания и совершенствования информационно-образовательной среды образовательной организации. Авторы предпринимают попытку решить задачу стандартизации подходов к организации информационно-образовательной среды. В разделе исследуется понятие информационно-образовательной среды образовательной организации, описывается логическая модель педагогической имплементации информационных технологий в системе высшей школы, направленного на персонализацию обучения, приводятся этапы внедрения информационно- 6 коммуникационных технологий в образовательную сферу, отвечающие задачам самореализации студентов и реализующие соответствующие принципы внедрения информационно-коммуникационных технологий: адресность, доступность, избыточность, разносторонность, сензитивность, синергичность, интерактивность и др. В разделе определяются проблемы образования, обусловленные информатизацией процесса обучения. Показано, что развитие электронных информационных баз данных, результатом которого выступает возрастание объема информации, может привести к утрате навыков творческого поиска и систематизации знаний и возникновению феномена интеллектуальной ограниченности обучаемых. В разделе представлена разработанная модель оценки эффективности информационных образовательных ресурсов на основе алгоритма нечеткого вывода Мамдани, который позволяет в условиях неизвестных функциональных зависимостей входных и выходных характеристик находить значения нечетко заданных выходных характеристик. Второй раздел монографии посвящен цифровым технологиям в организации контроля знаний обучающихся. В разделе рассмотрены вопросы использования цифровых решений систематизации и визуализации данных текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся как условия обеспечения качества образовательных услуг; обсуждён формализованный подход к трансформации количества правильных ответов студента в тесте в шкалу привычных оценок (подход основан на математикостатистической теории проверки гипотез). В разделе показана специфика оценки знаний студентов творческих специальностей в условиях цифровой трансформации. Представлено исследование объективности тестирования остаточных знаний студентов в виртуальной обучающей среде. Третий раздел монографии посвящен цифровым технологиям в организации дистанционного обучения. В разделе приводятся регламентирующие и рекомендательные нормативные документы по использованию цифровых технологий при организации дистанционного обучения. Исследуется понятие «дистанционное обучение» с позиций технологий и формы образовательного процесса. Поднимается вопрос о необходимости внедрения цифрового этикета в образовательный процесс. Анализируются наиболее часто, встречающиеся проблемные ситуации, приводящие к коммуникативной неудаче в процессе дистанционного обучения, а также обсуждается вопрос о соблюдении этических норм коммуникации в информационно-образовательной среде вуза. Приводится исследования влияния темперамента студентов на успеваемость при различных формах обучения. Решение этих задач связано со спектром проблем и вызовов цифровой трансформации. Среди проблем при цифровизации образовательного процесса можно выделить: - повышенную нагрузку на преподавателей, - отсутствие стандартных подходов к цифровому образовательному контенту, - слабую интеграцию цифровых технологий и продуктов в процесс обучения и воспитания, - проблемы обработки больших данных в целях повышения объективности оценивания результатов и при принятии управленческих решений. Монография «Цифровые технологии в образовании. Тенденции, проблемы, перспективы» рассматривает вызовы, тенденции, проблемы и перспективы цифровизации образовательного процесса в образовательной организации. Монография состоит из трех разделов. Сегодня цифровизация высшего образования – процесс объективный, отражающий общую логику перехода к цифровому обществу. Анализ текущей ситуации, связанной с активным внедрением цифровых решений в образовательный процесс, реализуемый учреждениями сферы высшего образования, позволяет выделить четыре основных тренда: 1. Формирование модели смешанного обучения. 2. Переход к онлайн-обучению. 3. Создание виртуальной (цифровой) образовательной среды. 4. Изменение подхода к управлению образовательными организациями. Названные тренды взаимосвязаны, но в то же время в каждом из них есть своя специфика, свои социальные эффекты [1]. Однако, в любом из перечисленных вариантов «оцифровки», актуальным остается вопрос контроля и учета успеваемости обучающихся, как важнейшего критерия оценки качества образовательных услуг.. Наиболее важной составляющей контроля является текущий контроль, используемый для оперативного управления учебным процессом. На этапе текущего контроля измеряются промежуточные результаты, прежде чем дать окончательную, итоговую оценку усвоению учебного материала и компетенции. Контроль за учебной деятельностью осуществляется на принципах систематичности, комплектности, всесторонности и целенаправленности, фактически, в режиме постоянного мониторинга. Он позволяет обеспечить своевременное выявление уровня знаний, практических навыков и умений, обучающихся в соответствии с ФГОС, вносить коррективы в содержание, организацию и методику учебного процесса, в профессиональный стиль учебной деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава, развить их педагогическую культуру и профессиональное мастерство [3]. Полученные сведения служат опорой для быстрого обнаружения проблемных аспектов в организации и проведении учебного процесса. Несмотря на плотность автоматизации образовательного процесса, в некоторых вузах до сих пор используется ручной подсчет ежедневной (еженедельной) успеваемости обучающихся и формирование ведомостей промежуточной аттестации вручную, путем больших временных и трудоемких затрат. В то время как альтернативой может стать полноценное внедрение системы автоматизации образовательного процесса с обязательным централизованным решением учета контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. В вузах России программно-технические средства автоматизации мониторинга успеваемости разнородны по своему составу и содержанию. Это в основном «поднастраиваемые» файл-серверные системы управления базами данных, которые позволяют в специально разработанные формы вводить данные об успеваемости и осуществлять запросы с расчетом показателей успеваемости в автоматическом режиме. Достоинством применения систем управления базами данных является сравнительная упрощенность в разработке 30 и выполнения программ мониторинга, а также учет успеваемости студентов по каждой дисциплине, структурному подразделению вуза и т.д [4]. Еще одним вариантом являются «облачные» решения. Суть концепции облачных технологий заключается в предоставлении конечным пользователям удаленного динамического доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. Облачные сервисы SaaS (Software­as­a­Service) предоставляют пользователю программное обеспечение как услугу. При этом отпадает необходимость в программировании, что значительно облегчает и ускоряет процесс разработки информационной системы в десятки раз. [5]. Не менее привлекательным является вариант цифровизации с использованием автономного программного модуля, созданного на основе webразработки. Написанный на языке программирования высокого уровня PHP и построенный на фреймворке для создания масштабных веб-приложений по шаблону проектирования «модель-представление-контроллер» (MVC), модуль гарантирует мандатный доступ к информационным данным различным субъектам (студенты, профессорско-преподавательский состав, сотрудники вуза, члены администрации вуза) с различными правами по работе с функционалом системы. Предлагаемая концепция построения системы аналитики успеваемости позволяет реализовать оперативный контроллинг успеваемости за требуемый период времени участнику образовательного процесса с соответствующим доступом к этой системе. Такого рода цифровое решение в разы повышает производительность процессов мониторинга успеваемости студентов вуза и его качества, в части оперативности доступа и минимизации ошибок в системе данных. В то же время преимуществом продукта является модульность, интерактивность, связанность с существующей системой автоматизации образовательного процесса.



1. Палфри Дж. Дети цифровой эры. - М.: Эксмо, 2011. - 368 с. 2. Войнова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: Монография / Под ред. В. А. Плешакова. - Норильск: НИИ, 2012. - 244 c. 3. Иванько А.Ф., Иванько М.А., Воронцова С.С. Новые образовательные технологии // Молодой ученый. - 2017. -№49. - С. 364-368. - URL ttps: // moluch. ru/archive/183/46993 / 4. Николас Негропонте. Media Lab MIT «One Laptop per Child», 2002. 5. The Role of Education Quality in Economic. Growth.» -Policy Research Working Paper 4122.-Hanushek,Wößmann, 2007

24 Сәуір 2025
55
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі