ДОКЛАД
«Применение игровой технологии в обучении и воспитании
детей дошкольного возраста»
Выполнила: Шекунаева
Гульмира Бауржановна
воспитатель КГУ
«Миролюбовская средняя школа»
ВКО Кокпектинский
район
Становление новой системы
образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство,
требует существенных изменений в педагогической теории и практике
дошкольных образовательных организаций и совершенствования
педагогических технологий. Сегодня любая дошкольная образовательная
организация в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать
свою модель образования и конструировать педагогический процесс на
основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех
субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь,
а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо
владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих
стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого
педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие
изменения в содержании образования, адаптировать его с
учётом возникающих и постоянно
меняющихся познавательных интересов детей. В настоящее время в
образовательном процессе на первый план выдвигается идея
саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной
деятельности. Воспитателю необходимо осваивать новые педагогические
технологии, внедрение которых обусловлено рядом причин.
Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в
первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения
качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих
запросов родителей, а также для конкурентоспособности дошкольных
образовательных организаций. Сегодня мы говорим о педагогических
технологиях и их эффективном использовании в дошкольных
образовательных организациях. Вначале давайте вспомним, что же
означает сам термин «технология». Технология – это совокупность
приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология – это совокупность психолого -
педагогических установок, определяющих специальный набор и
компоновку форм, методов, способов,
приёмов обучения, воспитательных
средств; она есть организационно-методический инструментарий
педагогического процесса. К числу современных образовательных
технологий можно отнести: - здоровье сберегающие технологии; -
технологии проектной деятельности; - технологии исследовательской
деятельности; - информационно-коммуникационные технологии; -
личностно-ориентированные технологии; - игровые
технологии.
Я в своей работе активно
использую игровые технологии, так как именно игровые технологии —
фундамент всего дошкольного образования.
Используя игровые технологии в
образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией,
доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку,
создавать радостную обстановку, поощрять фантазии ребенка. Только в
этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания
положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Работая с
детьми 5-6 лет, для меня основной задачей является формирование
эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть
в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека,
интересного партнера в игре. Для ее решения я использую фронтальные
игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя
обделенным вниманием. В дальнейшем я добиваюсь, чтобы игровые
моменты проникали во все виды деятельности детей, так как игра —
наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже
в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в
игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным,
по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и
использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности,
логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. У детей младшего
возраста происходит постепенный переход от непроизвольного внимания
к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение
сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но
этому необходимо учить детей. Помогает использование игровой
технологии для развития внимания. К примеру, игровая ситуация на
внимание: "Найди такой же предмет”, в ходе, которой я предлагаю
ребенку выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету,
величине), игрушек «такой же», как у него. Или игра «Что
неправильно?», где взрослый специально допускает ошибку в своих
действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве зеленые листья),
а ребенок должен ее заметить. Игровые технологии помогают в
развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно
становится произвольной. В этом детям помогут игры "Магазин”,
"Запомни картинку” и "Нарисуй, как было раньше” и другие. Игровые
технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем,
что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя
основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным
и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно
развивается в процессе использования игровых приемов и методов
обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и
игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать,
выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои
действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.
На развитие образного и логического мышления направлены многие
дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе
обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные
связи, делать умозаключения. Развивая творческое мышление и
воображение детей, использую игровые приемы и методы в
нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из
ряда альтернатив. Например, на занятиях по ознакомлению детей с
художественной литературой совместный пересказ художественных
произведений превращаю в сочинение новых сказок и историй.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой
направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения
формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к
школе каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с
другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в
которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно
переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии
с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать
подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы
формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры,
направленные на развитие психических процессов, а также специальные
игры, которые развивают у ребенка элементарные математические
представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят
руку к овладению письмом. Игровая технология
строится как целостное
образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и
объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее
включаются последовательно:
1. игры и упражнения,
формирующие умение выделять основные, характерные признаки
предметов, сравнивать, сопоставлять
их;
2. группы игр на обобщение
предметов по определенным
признакам;
3. группы игр, в процессе
которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления
от нереальных;
4. группы игр, воспитывающих
умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический
слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий
из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение
в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не
развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы
образовательные технологии, разрабатываемые для обучения
дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную
систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту
систему, мы педагоги могли быть уверенными в том, что в
результате получим гарантированный
уровень усвоения ребенком того или иного предметного
содержания. В своей работе использую
развивающие игры Б.Никитина «Сложи
узор», игры Воскобовича «Квадрат»,
«Чудо крестик», использую Палочки Кюизенера с
различными игровыми заданиями «Выкладываем по образцу», «Улица
разноцветных палочек», Блоки
Дьенеша «Найди и разложи по
форме», «Геометрические
фигуры».
Подводя итоги сказанного, хочу
сделать вывод, что применение игровых технологий в моей
педагогической работе помогает влиять на качество образовательного
процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его
результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение
эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных
последствий образования. Игра – это важный вид деятельности в
дошкольном возрасте, и я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый
ребёнок, проживая дошкольное
детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он
пронесёт через всю жизнь. И от того,
как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и
будет строить реальные отношения.