Проблемное обучение на уроках письма и чтения.

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Проблемное обучение на уроках письма и чтения.

Материал туралы қысқаша түсінік
Каждый творчески работающий учитель задумывается над тем, как, обучая, развивать учащихся. Считаю, что умственному развитию школьников способствует организация проблемного обучения, при котором учитель управляет всей познавательной деятельностью учащихся на уроке, создаёт проблемную ситуацию, подводит к созданию проблемы и её формулировке, организует поиск гипотезы, её проверку, обобщение результатов и применение полученных знаний. Имея опыт работы в школе, я могу утверждать, что именно проблемное обучение способно раскрыть талант ребёнка, повысить интерес к изучаемому. Поэтому для повышения мотивации учащихся на уроке русского языка я стараюсь проводить уроки по технологии проблемного обучения. Проблемное обучение способствует: - развитию мыслительных способностей и творческой активности; - сотрудничеству педагога и учащихся; - творческому овладению знаниями, умениями и навыками.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Проблемное обучение на уроках письма и чтения.

Каждый творчески работающий учитель задумывается над тем, как, обучая, развивать учащихся. Считаю, что умственному развитию школьников способствует организация проблемного обучения, при котором учитель управляет всей познавательной деятельностью учащихся на уроке, создаёт проблемную ситуацию, подводит к созданию проблемы и её формулировке, организует поиск гипотезы, её проверку, обобщение результатов и применение полученных знаний. Имея опыт работы в школе, я могу утверждать, что именно проблемное обучение способно раскрыть талант ребёнка, повысить интерес к изучаемому. Поэтому для повышения мотивации учащихся на уроке русского языка я стараюсь проводить уроки по технологии проблемного обучения.

Проблемное обучение способствует:

- развитию мыслительных способностей и творческой активности;

- сотрудничеству педагога и учащихся;

- творческому овладению знаниями, умениями и навыками.

Проблемная ситуация в обучении это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Проблемная ситуация характеризует определен­ное психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения.

Для учителя проблемная ситуация является средством управления познавательной деятельностью обучающегося, формирования его мысли­тельных способностей. В деятельности обучающегося такая ситуация служит стимулом активи­зации мышления, а процесс ее решения – способом превращения знаний в убеждения.

  • Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение., проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации обучающихся.

Всегда ли обучающийся сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации можетбыть 4 выхода:

- Учитель сам ставит и решает проблему;

- Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;

- Обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;

- Обучающиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

Основными условиями использования проблемных ситуаций являются:

  • новая тема («открытие» новых знаний);

  • умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;

  • умение определить область «незнания» в новой задаче;

  • активная поисковая деятельность.

Успешность этого вида обучения зависит от «уровня проблемности», который определяется:

степенью сложности проблемы, выводимой из соотношения известного и неизвестного ученика в рамках данной проблемы;

долей творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы.

Также немаловажно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание разобраться.

Все вышесказанное составило теоретические предпосылки моей работы. Я считаю, что методика проблемного обучения действительно позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся.

В своей работе я не стремлюсь каждый урок сделать проблемным (это достаточно сложно). Для меня важна практическая направленность урока. Важно показать детям, что ответы на многие вопросы находятся рядом – в их повседневной жизни. Составление такого конспекта действительно позволяет организовать качественный урок. На таких уроках учащиеся сами формулируют тему и цели урока, делают выводы по заданным упражнениям по учебному материалу.

Работая по данной технологии, я получила следующие результаты:

Учащиеся проявляют большой интерес и желание работать (индивидуально, в парах, группах) над решением поставленных задач, в связи с их практической направленностью;

В процессе работы учащиеся могут смело высказывать свои мысли, не боясь, что их осудят за «неправильность»;

Ученики могут начать самостоятельно работать в любой момент.

Постановка проблемы и решение её же учениками позволяет им сложный материал сделать лёгким и доступным.

Обобщив результаты работы по данной теме, я пришла к следующим выводам.

Проблемное обучение обладает рядом достоинств:

При правильной его организации способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия побуждают задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения);

самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.);

развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения);

Обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается);

Развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств выбираемого решения, аргументации).

Но проблемное обучение имеет и недостатки.

Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени.

Ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом не выуживать из массы ответов подходящий, а видеть в каждом мнении ребенка живую мысль. В результате у детей наблюдается повышение интереса к учебе, новым знаниям, повышение качества обученности, улучшилось эмоциональное отношение к учению.

Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, дети испытывают огромное удовольствие, если разрешат проблему самостоятельно, их самооценка растет.

Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.






Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
26.02.2025
145
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі