"Проблемы развития речи дошкольного возраста"

Тақырып бойынша 11 материал табылды

"Проблемы развития речи дошкольного возраста"

Материал туралы қысқаша түсінік
статья на тему: "Проблемы развития речи дошкольного возраста"
Материалдың қысқаша нұсқасы

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Аннотация


Развитие речи является одним из важнейших показателей общего развития ребёнка, особенно в дошкольном возрасте, когда формируются основы общения, мышления и познания. Однако в современных условиях наблюдается рост числа детей с различными нарушениями речи. В статье рассматриваются ключевые причины речевых нарушений, их последствия для развития личности, а также предлагаются возможные пути решения данной проблемы.



Ключевые слова: речь, дошкольник, речевые нарушения

Дошкольный возраст — это наиболее чувствительный период для формирования речи. В этот период происходит активное усвоение родного языка, расширяется словарный запас, формируются грамматические навыки, развивается связная речь. Однако в последние десятилетия специалисты отмечают рост числа детей с задержкой речевого развития, фонематическими нарушениями, бедным словарным запасом. Это тревожная тенденция, требующая глубокого анализа и комплексного подхода к её решению.

Основные проблемы речевого развития:

1. Снижение речевой активности в семье

Современные родители нередко заменяют живое общение с ребёнком просмотром мультфильмов или играми на планшете. В результате у ребёнка снижается мотивация к вербальному общению, ограничивается развитие диалогической речи.

2. Злоупотребление цифровыми технологиями

Избыточное использование гаджетов ведёт к формированию клипового мышления, нарушению восприятия связной речи, что препятствует овладению развернутыми высказываниями.

3. Малоподвижный и изолированный образ жизни

Отсутствие полноценного общения со сверстниками, редкие прогулки и ограниченный круг общения также влияют на качество речевого развития.

4. Медицинские и физиологические причины

Задержки речевого развития могут быть обусловлены неврологическими заболеваниями, нарушениями слуха, поздним началом говорения, наследственностью, патологией беременности и родов.

5. Недостаточная квалификация педагогов

Не все воспитатели владеют современными методиками раннего распознавания речевых проблем и коррекционной работы.

Последствия речевых нарушений:

  • Затруднённое общение со сверстниками и взрослыми.

  • Трудности в обучении грамоте и чтению.

  • Нарушение развития мышления и памяти.

  • Формирование неуверенности в себе и психологических комплексов.



Пути решения:

1. Создание речевой среды в семье и детском саду

Важно ежедневно разговаривать с ребёнком, читать ему книги, задавать вопросы,поддерживать диалог.

2. Включение речевых игр в образовательный процесс

Игры на развитие фонематического слуха, артикуляционные упражнения, пальчиковые игры и сказкотерапия стимулируют речевую активность.

3. Своевременное обследование у специалистов

В случае выявления задержки речевого развития необходимо консультироваться с логопедом, неврологом, психологом.

4. Использование современных технологий с педагогическим сопровождением

Интерактивные речевые тренажёры и обучающие программы эффективны только при активном участии взрослого, который комментирует и обсуждает происходящее на экране.

5. Повышение квалификации педагогов

Воспитатели должны владеть методиками диагностики и стимуляции речевого развития, уметь взаимодействовать с логопедами и родителями.

Развитие речи — это основа успешного обучения, социализации и эмоционального благополучия ребёнка. Поэтому своевременное выявление и преодоление речевых трудностей является важнейшей задачей как семьи, так и педагогов. Только комплексный и системный подход позволит сформировать у дошкольников полноценную речевую систему, необходимую для дальнейшей жизни и учёбы.



Список использованных источников

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Педагогика, 1982.

2. Давыдов В.В. Психология развития. — М.: Академия, 2001.

3. Мастюкова Е.М. Нарушения речи у детей. — М.: Просвещение, 2003.

4. Смирнова Е.О. Психология дошкольника. — М.: Академия, 2020.

5. Колесникова И.В. Развитие речи в дошкольном возрасте: методическое пособие. — СПб.: Речь, 2019.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). — М., 2023.

7. McLeod, S., & Verdon, S. (2017). Speech-language development in multilingual children. Journal of Communication Disorders, 66, 47–64.

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
15.11.2025
25
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі