ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Мусабаева Райхан
Ибрагимовна
Учитель начальных классов
средней школы № 30 города Шымкент
Исследование создает новое
знание
Нил
Армстронг
Одной из
ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе
является привитие первичных научно-исследовательских навыков
младших школьников. Кроме того, проектно-исследовательская
деятельность является одним из направлений
личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия,
в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать
творческий потенциал.
У каждого
ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и
полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших
школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию,
активной деятельности.
«Учебная исследовательская
деятельность – это специально организованная, познавательная
творческая деятельность учащихся, по своей структуре
соответствующая научной деятельности, характеризующаяся
целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью
и сознательностью, результатом которой является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для
учащихся знаний или способов деятельности». Главная цель
исследовательского обучения – формирование способности
самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы
деятельности в любой сфере человеческой
культуры.
Учебное
исследование младшего школьника, так же как и исследование,
проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные
элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы
исследования); выработку гипотез; поиск и предложение возможных
вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных
данных; подготовку и защиту итогового
продукта.
С чего и
как начать работу с детьми в направлении исследовательского
обучения? Работа эта начинается с обучения детей младшего школьного
возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в
исследовательском поиске, а также методам обработки полученных
материалов. Например, проблемное введение в тему урока, совместное
или самостоятельное планирование выполнения практического задания,
групповые формы работы на уроке, в том числе с ролевым
распределением работы в группе.
Какие
исследовательские навыки и умения формируются на
уроках?
-
умение видеть проблемы;
-
умение выдвигать идеи (мозговой
штурм);
-
умение ставить цели и формулировать
задачи;
-
умение задавать вопросы;
-
умение выдвигать гипотезы;
-
умение обоснованно выбирать способы или методы
пути в деятельности;
-
умение планировать свою
деятельность;
-
умение давать определение
понятиям;
-
умение классифицировать;
-
умение доказывать и защищать свои
идеи;
-
умение делать самоанализ,
рефлексию.
Необходимо
обучить младших школьников проведению учебных исследований,
развивать творческую исследовательскую активность детей, вызывать у
детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам (ознакомить с
научной картиной мира), привлекать родителей в
учебно-воспитательном процессе. В работе важно оперировать словами
«исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаем вопрос и ищем на
него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги,
наблюдая, эксперементируя, и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких
этапов:
-
Выбор
темы.
-
Постановка цели
и задач.
-
Гипотеза
исследования.
-
Организация
исследования
-
Подготовка к
защите и защита работы.
Уже с первого
класса необходимо вовлекать учеников в мини-исследования. Любая
программа предполагает исследовательскую деятельность на уроках
окружающего мира. С 1 по 3 класс почти все работы носят
коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый
ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей
работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3–4
классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен и
могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь
«подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на
следующие вопросы. —Что мне интересно больше всего? —Чем я хочу
заниматься в первую очередь? —Чем я чаще всего занимаюсь в
свободное время? —По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
—О чем хотелось бы узнать как можно больше? —Чем я мог бы
гордиться? Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет
учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тематика работ
должна быть заранее продумана учителем. Исследовательская
деятельность дает возможность детям работать с книгой, газетой,
журналом, в сети Интернет. Ребята ведут себя по-разному: одни с
азартом самостоятельно добывают информацию для своих исследований,
другие втягивают в свою работу родителей, друзей. Тем не менее,
ребенок, чувствуя свою значимость, вовлекается в исследовательскую
работу. Найденный материал необходимо просмотреть с учителем,
учитель также советует провести анкетирование, опрос или
эксперимент, подобрать фотографии, видео материалы. Готовое
исследование (проект) оформляется, и ребенок готовится к
выступлению. Своей работой мы старались направить деятельность
наших учеников в нужное и полезное для них русло. Готовый материал
мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе
или мы включаем его выступление на одном из
уроков.
Каждый проект
должен быть доведен до успешного завершения и оставить у учащегося
ощущение гордости за полученный результат очень важно. Чтобы дети
получили положительные эмоции от проделанной работы. Для получения
положительных эмоций во время детской исследовательской работы
учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу
учащихся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской
деятельностью своих учеников. Результаты нашей работы уже видны.
Все наши ученики уже сейчас могут найти информацию и ответить на
поставленный перед нами вопрос. Мы будем продолжать вести
проектно-исследовательскую работу, постараемся найти новые формы
использования исследовательской деятельности на уроках и
внеклассной работы.
Литература:
1.Землянская Е.
Н. Учебные пректы младших школьников. Журнал «Начальная школа» №
9–2005г.
2.Проектная
деятельность в учебном процессе О. В. Брыкова, Т. В. Громова — М:
Чистые пруды, 2006г.
3.Бордовская С.
В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя
начальных классов / Сборник. Как организовать проектную
деятельность младших школьников, //Новосибирск, НИПК и ПРО,
2006.
4.https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14089/
5.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/12/13/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokah-v