Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Профессиональная компетентность и профессионализм педагога
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
2
Нынешнее время - время перемен. Главная цель современного образования – соответствие актуальным потребностям личности, общества и государства. Выполнение достаточных и необходимых образовательных услуг ждут от школы государство, учащиеся, родители. Именно поэтому в настоящее время педагог является гарантом достижения поставленных целей. Резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном мире. Поэтому на современном этапе модернизации образования предъявляются высокие требования к профессиональным качествам педагога, к его профессиональной компетентности.
В настоящее время вопрос компетенций попал в образование занял в нём ведущее место. Меняются дети, ценности, технологии, сведения. Содержание учебников быстро устаревает. Мир стал эпохой мощного потока информации. Поэтому совершенно очевидно, что учителю как никогда необходимо сегодня не только по-новому учить, но и по-новому учиться.
Каковы задачи учителя в новых условиях?
1) Видеть ученика в предмете.
2) Выстраивать его образовательный маршрут.
3) Создавать условия для достижения цели образования – формирование УУД.
4) Создавать и использовать современную образовательную среду.
5) Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Впервые понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса 70-х годах прошлого века. Это было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника. В педагогической науке понятия «компетентность» и «компетенция» появились в конце 90-х гг. XX в. Введение новых стандартов предусматривает переход на компетентностный подход в образовании. Главным результатом образования являются уровни компетентностей как предметных, так и широких ключевых.
Компетенция - круг вопросов в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав.
Компетентность - осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями.
Профессиональная компетентность педагога – совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Компетенции являются структурными компонентами компетентности. В качестве основных элементов педагогической компетентности выделяют:
Специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (знания по предмету, квалификация и опыт).
Методическая компетентность в области способов формирования ЗУН (владение различными методами обучения, знание дидактических приемов).
Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения (владение педагогической диагностикой, умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, умение пробуждать интерес к предмету.)
Дифференциально – психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с коллегами, учениками, родителями).
Рефлексивная компетентность (умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, умение осознавать уровень своих способностей, умение видеть причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться).
На сегодняшний день педагогу необходимо обладать определенным набором компетенций. От каких факторов зависит компетентность?
Внутренние факторы:
от умения педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу,
рационально строить свою деятельность,
управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием,
использовать свой потенциал,
проявлять творческую активность
.
Внешние факторы:
От создания администрацией условия для проф. самореализации,
Создание конкурентной профессиональной среды (я тоже могу доказать…)
Оценка проф. деятельности (как внутренние коллеги), внешняя (аттестация)
Мотивация к профессиональному росту
Моральное и материальное стимулирование.
Развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Цель методической работы в условиях внедрения ГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога. Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. Именно поэтому главным ресурсом является сам учитель. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества образования в целом. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой.
Литература
1.Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. 2008.№5
2.Воскресенская Н. М. Реформы образования в современном мире: Глобальные и региональные тенденции. - М., 1995 - с 269
3.Марико, В.В., Швец, И.М. Развитие профессиональных компетенций педагогов: Система курсовой подготовки на основе компетентностного подхода [Текст], 2011. – 207 с.
4.Новиков, А.М. Методология образования [Текст] / А.М. Новиков; изд. второе. - М.: Эгвес, 2006. – 488 с.
5.Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Интернетжурнал «Эйдос». - 2005.
2