
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
"Программа элективного курса (курса по выбору) для 11 класса. Русский язык.
Готовимся к ЕНТ
Конкурс «Трудные вопросы русского языка».
Русский язык в 9,10, 11 классах с казахским языком обучения.
Ж.С.Бекмурзина,
учитель русского языка и литературы
Уштаганская средняя школа,
Мангыстауский район, Мангыстауская область
Цели: 1.Повторить и обобщить теоретический материал по русскому языку;
2.Проверить умения и навыки учащихся, готовящихся к ЕНТ;
3.Выявить пробелы в знаниях учащихся.
Участники: учащиеся 11 классов.
Я разделила учащихся на 3 группы.1-группа «сильные», 2-группа «средние», 3-группа «слабоватые». В основном, на вопросы будут отвечать две последние команды, а первая команда отвечает только тогда, когда они затрудняются отвечать.
1-часть
Разделы конкурса:
1.Фонетика - 10 вопросов.
2.Лексика – 10 вопросов.
3.Морфология – 20 вопросов.
4.Словообразование – 10 вопросов.
5.Синтаксис – 20 вопросов.
6.Стилистика – 10 вопросов.
Всего 80 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Вопросы по фонетике:
1.Что изучает фонетика? /звуки речи/
2.Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных и согласных букв и звуков?
/33 буквы,10 гласных букв,21 согласных.Гласных звуков -6, согласных звуков-36. Ь и Ъ не обозначают звуков./
3.Назовите звонкие согласные, которые не имеют парных звуков: [й] ,[л],[м] ,[н], [р].
Звонкие согласные:б,в,г,д,ж,з.
4.Только глухие согласные, которые не имеют парных звуков: [х] ,[ц] ,[ч] ,[щ].
Глухие согласные:п,ф,к,т,ш,с.
5.Только твердые согласные? [ж] ,[ц] ,[ш].
6.Только мягкие согласные? [ч] ,[щ] ,[й].
7.Что такое чередование согласных звуков? /замена одного звука другим при образовании слов/
8.Что такое оглушение и озвончение согласных звуков?/замена глухого согласного парным ему глухим-оглушение:кружка-крушка,дуб-дуп. замена глухого согласного парным ему звонким – озвончение: просьба – проз,ба/.
9.Приведите примеры слов с непроизносимыми согласными звуками. /солнце ,лестница, костный,праздник,грустный,поздно,местный,здравствуй и т.д/
10.Назовите непарный по глухой-звонкости согласный звук. [х].
2. Вопросы по лексике:
1.Раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка. /лексикология/
2.Новые слова в языке. /неологизмы/
3.Слова,которые понятные всем, употребляют все люди, называются...
/общеупотребительными/
4.Что такое фразеологизмы? /устойчивые сочетания слов/
5. Слова, которые обозначают научные и политические понятия, называются....
/интернационализмами/
6.В каких значениях могут употребляться слова? /в прямом,переносном/
7.Признаки заимствованных слов./начинаются с буквы –А.наличие Ф,Э.Стечений согл-х звуков/.
8. Слова, которые употребляют люди определенной профессии, называются...
/профессионализмами/
9.Как называются слова,которые имеют несколько лексических значений... /многозначные/
10.Слова, звучащие и пишущиеся одинаково, но разные по лексическому значению, называются... /омонимами/
3. Вопросы по морфологии:
1.Какие существительные называем абстрактными? Приведите примеры. /обозначающие абстрактные понятия :радость, вдохновение ,стремление ,дружба, любовь и т.д/
2.Какие существительные относятся к 1,2,3 –склонениям?
/1-склонение:сущ-е женского рода с окончаниями –а,-я и мужского рода с окончаниями –а,-я. 2-склонение:сущ-е мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е. 3-склонение:сущ-е женского рода с нулевым окончанием с Ь на конце слова/.
3.Назовите разносклоняемые и несклоняемые существительные. /время,вымя,бремя,знамя,имя,пламя,семя,стремя,темя и путь/.
4.Что такое причастие и деепричастие, и их обороты? /причастие –особая форма глагола,которая обозначает признак предмета по действию, деепричастие –особая форма глагола,которая обозначает добавочное действие, с зависимыми словами они образуют обороты/
5.Какие суффиксы имеет деепричастие несовершенного вида? /-а, -я/
6.Какие суффиксы имеет возвратное деепричастие? / постфиксы -сь,ся/
7. Какие суффиксы имеет страдательное причастие, приведите примеры. / -ем,-ом,-им. весомый,видимый,читаемый/
8.Назовите возвратное местоимение. /себя/
9.В каких числительных Ь пишется в середине, в каких в конце слова?
/ в конце 5-20,30.в середине 50-80,500-900/
10.Какие числительные при склонении имеют только 2 формы? /40,90,100/
11.Что такое инфинитив? /неопределенная форма глагола/
12. Что такое спряжение глаголов? /изменение глаголов по лицам и числам/
13.Какие глаголы относятся к 1-спряжению, какие к 2-спряжению?
/к 2-спряжению относятся все глаголы на –ить,кроме брить и стелить.7 глаголов на –еть: видеть,ненавидеть,терпеть,вертеть,обидеть,зависеть,смотреть. 4 глагола на –ать:гнать,держать,слышать,дышать.Все остальные глаголы относятся к 1-спряжению/
14. Какие прилагательные и причастия и в каких случаях выполняют функцию сказуемого? /в краткой форме/
15.Назовите суффиксы прилагательных в сравнительной и превосходной степени.
/-е,-ее.-ейш,-айш/
16.Как называются прилагательные,обозначающие принадлежность предмета какому-нибудь лицу, животному? /притяжательные/
17.Назовите формообразующие частицы. /б,бы,пусть,давай/
18. Назовите модальные части./ли,разве,неужели,вот,вон,именно,как раз, только, лишь, даже,ведь, -ка и т.д/
19.Назовите производные и непроизводные предлоги. /вокруг ,ввиду, вследствие, навстречу,в течение,в продолжение; у,с,о,об,на,за,к,при,без,до,для,из,над,от,про и т.д/
20.Назовите виды союзов. /сочинительные и подчинительные/
4. Вопросы по словообразовании:
1.Что изучает словообразование? /строение слова и способы образования слов/
2.Из каких значимых частей состоит слово? /приставка,корень,суффикс,окончание/
3.Как называется общая часть родственных слов, в которой заключено главное лексическое значение? /корень слова/
4.Часть слова до окончания. /основа слова/
5.Назовите способы образования слов,приведите примеры ./ приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный ,сложением целых слов ,бессуффиксным , сокращением основ слов,с помощью соединительных гласных,переходом из одной части речи в другую и т.д/
6.Что такое приставка и суффикс? /приставка-значимая часть слова ,которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов; суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;/
7.Приведите примеры к словам,образованных с помощью соединительных гласных О и Е. /новостройка,кубометр,железобетон и т.д/
8.Чем отличаются однокоренные слова от форм слов? /однокоренные слова имеют разные лексические значения, а у формы слов изменяются только окончания/
9. По какой модели образовано слово «подснежник»? /приставка-корень-суффикс/
10.Какими способами образованы слова: ход-выход, гриб-грибник?
/приставочный способ, суффиксальный способ/
5. Вопросы по синтаксису:
1.Что изучает синтаксис? /словосочетания и предложения/
2.Как называется способ связи,при котором зависимое слово ставится в тех же формах,что и главное? /согласование/
3. Как называется способ связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу? /примыкание/
4. Как называется способ связи,при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже? /управление/
5.Что составляют грамматическую основу предложения? /подлежащее и сказуемое/
6.Чем, какими конструкциями может быть осложнено простое предложение?
/однор.членами предл-я, обособленными членами предложения, уточняющими членами, вводными словами,обращениями,приложениями,причастными и деепричастными оборотами и т.д/
7.ССП,его виды.
/ССП с разделительными,противительными,соединительными союзами/
8.СПП,его виды.
/СПП с определительными,изъяснительными,обстоятельственными придаточными/.
9.Виды подчинения придаточных предложении в СПП. /параллельное,однородное,последовательное/
10.Определите тип данного предложения:
В той самой комнате, где некогда родился Петр, стояла глубокая тишина. /СПП с определительныи придаточным./
12.Какие придаточные предложения присоединяются к главной части при помощи союзов «если», «ежели», «когда», «раз», «коли»? /придаточные условия/
13. Какие придаточные предложения присоединяются к главной части при помощи союза «так что»? /придаточные следствия/
14. Определите тип данного предложения: После ужина слушали Катину игру на рояле. /односоставное неопределенно-личное/
15. Определите тип данного предложения:
Опять знакомо запахло пресной водой,теплым илом, полевой свежестью. /односоставное безличное/
16. Определите тип данного предложения: Свет ночной, ночные тени,тени без конца.
/односоставное назывное/
17.На какие вопросы отвечают придаточные изьяснительные?
/на вопросы косвенных падежей/
18. Какие придаточные предложения присоединяются к главной части при помощи союзов «хотя», «пускай», «несмотря ни на что», «даром что»?
/придаточные уступки/
19.Какие знаки препинания ставятся в БСП? /запятые,точка с запятой,двоеточие,тире/
20. Определите вид подчинения в данном СПП:
Батыр Баян узнал, что его брат Ноян увел двух аргамаков, когда табунщики пригнали коней на водопой. /СПП с последовательным подчинением/
5. Вопросы по стилистике:
1.Что изучает стилистика? /стили языка и языковые средства/
2.Сколько стилей существует в русском языке? /5: художественный, научный, публицистический , разговорный, официально-деловой/
3.Назовите виды текста. /повествование,описание,рассуждение/
4.Композиция текста-рассуждения. /тезис ,доказательства ,выводы/
5.Характерные особенности этого стиля -эмоциональность, образность, экспрессивность, использование возможностей разных стилей. /художественный/
6.Диссертации, монографии, доклад, аннотация –это жанры какого стиля? /научного/
7.В этом стиле используются помимо нейтральных,высокие,торжественные слова, общественно-политическая лексика,риторические вопросы и восклицания,употребляется в агитационно-массовой работе. /публицистический стиль/
8.В каком стиле реализуются законы, приказы, деловые письма, справки, заявления, акты? / в официально-деловом/
9.Определите, для какого стиля характерны диалог, просторечия, эмоционально окрашенные слова? /разговорного/
10.У этого стиля такие черты:точность, логичность, строгость. /научный стиль/
2-часть
Участники выполняют тестовые задания.
3-часть
Подведение итогов. Домашнее задание.
Оценочный лист для каждого участника или для каждой команды
№ |
Фамилия участника |
Теория |
Практика |
Темы для повторения |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Мангистауская область Мангистауский район ГУ «Средняя школа имени А.Утепбергенова»
Программа элективного курса
(курса по выбору) для 11 класса.
Русский язык.
Название курса:
«Трудные вопросы русского языка».
Составила: Бекмурзина Ж.С.
Учитель русского языка и литературы
Уштаганская средняя школа.
2015/2016 учебный год.
Пояснительная записка
Элективные курсы (курсы по выбору) – играют важную роль в системе обучения на старшей ступени школы, в нашей школе они обязательны в 11 классе.Элективные курсы связаны с запросом индивидуальных потребностей и склонностей учащихся, а также являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ. Элективные курсы –это обязательный элемент учебного плана, дополняющий и значительно расширяющий информативную базу основного курса. Программа курса ориентирована на дополнение основного курса. Элективные курсы могут посещаться по личной инициативе учащихся, а также могут быть обязательными. Программа курса ориентирована на дополнение основного курса. По значению выделяют несколько типов элективных курсов:
1-тип-курсы,которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов.
2-тип-курсы, обеспечивающие межпредметные связи и дающие возможность изучения смежных предметов на профильном уровне.
3-тип-курсы,способствующие подготовке учащихся для сдачи ВОУД и ЕНТ по предмету на базовом уровне.
4-тип- курсы, дающие практические знания по предмету.
Элективный курс «Трудные вопросы русского языка» относится к курсам
третьего и четвертого типов,является комплексным.
Цель данного курса: Повторение и закрепление пройденных материалов.
Задачи курса: Развитие умений применения знаний на практике.Подготовка учащихся 10-11 –ых классов общеобразовательной школы с казахским языком обучения к ЕНТ.
Методы работы:Активный и интерактивный методы с использованием большого количества наглядных пособий и ТСО.
Оборудование: интерактивная доска,плакаты, таблицы, опорные схемы, электронные учебники,сборники тестовых задании.
Тематическое планирование курса:
№ |
Тематика занятии |
Кол-во часов теория |
практика |
дата |
1 |
Фонетика.Алфавит.Слог. Ударение. Полная характеристика звуков и букв. |
1 |
Фон.разбор слов. |
|
2 |
Оглушение и озвончение согласных звуков. |
1 |
Трен.упр-я |
|
3 |
Словообразование. Состав слова. Значимые морфемы слов. |
1 |
Разбор слов по составу |
|
4 |
Способы образования слов. |
1 |
Словоообр. анализ |
|
5 |
Лексика.Лексикология.Значения слов. |
1 |
Лексич. анализ слов. |
|
6 |
Омонимы.Синонимы.Антонимы. |
1 |
|
|
7 |
Фразеологизмы. |
1 |
|
|
8 |
Стилистика. Виды текста. |
1 |
Работа с текстом |
|
9 |
Пунктуация.Орфография. |
1 |
|
|
10 |
Морфология.Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
|
|
11 |
Имя существительное. Разряды существительных. Род и число имен существительных. Синтаксическая роль существительных |
1 |
Морф.разбор |
|
12 |
Склонение существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. |
1 |
|
|
13 |
Имя прилагательное. Разряды прилагательных.Склонение прилагательных |
1 |
Морф.разбор |
|
14 |
Степени сравнения прилагательных. Синтаксическая роль прилагательных. |
1 |
|
|
15 |
Имя числительное.Разряды числительных. Ь в составе числительных. |
1 |
Морф.разбор |
|
16 |
Склонение числительных. |
1 |
|
|
17. |
Местоимение.Разряды местоимении. |
1 |
Морф.разбор |
|
18. |
Склонение местоимении. |
1 |
|
|
19. |
Глагол.Наклонения и времена глагола. |
1 |
Морф.разбор |
|
20. |
Спряжения глаголов. |
1 |
|
|
21. |
Причастия.Виды причастии.Способы образования. |
1 |
Морф.разбор |
|
22. |
Деепричастие.Виды деепричастии. Способы образования. |
1 |
|
|
23. |
Наречие.Разряды наречии.Степени сравнения. |
1 |
Морф.разбор |
|
24. |
Междометие.Виды междометии. |
1 |
|
|
25. |
Служебные части речи.Предлоги,союзы,частицы. |
1 |
Морф.разбор |
|
26. |
Синтаксис.Словосочетания и предложения. |
1 |
|
|
27. |
Типы подчинительной связи в словосочетаниях. |
1 |
Разбор слово сочетании |
|
28. |
Простое предложение. Типы простого предложения.Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с общим второстепенным членом. |
2 |
Синт.разбор простого предл-я |
|
29. |
Виды односоставного предложения. |
1 |
|
|
30. |
Осложненные простые предложения.Обособленные члены предложения. |
2 |
|
|
31. |
Сложное предложение.Основные виды сложных предложении. ССП и его виды. |
2 |
Синт.разбор сложного предложения |
|
32. |
Спп и его виды. СПП с разными видами придаточных. СПП с несколькими придаточными. СП с разными видами связи. |
1 |
|
|
33. |
Бессоюзные сложные предложения.Смысловые отношения в БСП. |
1 |
Синт.разбор |
|
34. |
Прямая и косвенная речь.Сложное синтаксическое целое. |
1 |
|
|
35. |
Заключительное занятие.Повторение пройденного. |
|
тест |
|
Курс обеспечен учебными пособиями, которыми располагает школьная библиотека, учебный кабинет русского языка и литературы,среди них:
1. Т.Баранов, Т.А.Костяева,А.В.Прудникова. «Русский язык».
Справочник для учащихся,Москва, «Просвещение»,1984.
2. А.А.Гумарова. «Шың-кітап». Русский язык.
3.Интернет-ресурсы.
4. «Русский язык.Тематические тесты», Алматы, 2009.
5. Русский язык. Training book.Международный центр образования «»,
Алматы, 2014.
6. В.С.Гетманова. «Программа по русскому для 9-11 кл.»
7. Словарь иностранных слов.
8. Школьный орфографический словарь.
9. Г.К.Ескендирова,«Талапкерге», «Келешек-2030»ТОО,2010
Доклад на тему
:
«Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся».
В связи изменениями в обществе перед школой постоянно ставятся новые задачи. Современная школа берет на себя комплексно-социализирующую функцию,т.е ученика нужно подготовить к жизни в современном обществе.
Развитая коммуникация невозможна без развитой речевой компетентности, формирование которой должно осуществляться при изучении всех учебных дисциплин,а в первую очередь на уроках русского языка и литературы.
Повышение качества образования является одной из
актуальных проблем не только для Казахстана,
но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с
модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и
технологий организации образовательного процесса и, конечно,
переосмыслением цели и результата образования. Цель образования
стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной
из ключевых компетентностей является коммуникативная
компетентность.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное
владение языком, умение общаться с
различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство
комфорта, уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для
полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений:
быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь
спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти
адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную
связь.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и
письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное,
умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть
тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных
направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не
относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует
коммуникативная мотивация, что мешает осуществить
обучение языку как средству общения.
Обратимся к значениям слов коммуникация, компетенция, данным в словаре С.И.Ожегова.
Коммуникация,-и,ж.1.Путь сообщения, линия связи(спец.) Воздушные,водные коммуникации.Подземные коммуникации. 2.Сообщение,общение.(книжн.).Речь как средство коммуникации.(печать, радио, кино, телевидение.) //прил.коммуникационный,-ая,-ое (к 1 знач). и коммуникативный,-ая,-ое (к 2 знач).Коммуникативные линии. Коммуникативные функции. /стр287/.
Компетенция – 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. 2. Круг чьих-либо полномочий, прав.
Компетентный – 1. Знающий, осведомлённый в какой-либо области. 2. Обладающий компетенцией (во 2-ом значении).
Проанализировав значения данных слов, можно сделать вывод, что речевая компетенция объединяет и языковую, и коммуникативную (в большей её части). Более того, речевая компетенция вообще является метапредметной, потому что владение как устной, так и письменной речью необходимо не только при изучении почти всех учебных дисциплин, но и при решении какой-либо жизненной проблемы, не связанной с процессом обучения.
В нынешней педагогической науке компетенция понимается как сбор знаний и навыков, формирующихся в ходе приобретения знаний, они-то и обеспечивают целевую направленность индивидуальной личности на реализацию их в различных речевых ситуациях.
Основная трудность обучения состоит в том, что сегодняшние ученики, имея определенный преобретенный багаж знаний по русскому языку, сталкиваются с трудностями при использовании его на практике, так как у них недостаточный словарный запас, чтобы выразить свои мысли, эмоции, чувства. Таким же образом, когда беседа для учащихся принимает диалогическо-дискуссионный вид, у них несомнено прявляется низкий показатель методов отстаивания своего мнения, доказывания, умения убеждать собеседника.
По утверждениям кандидата педагогических наук Т. А. Печенёвой, явная активность детей на уроках русского языка тесно связана с коммуникативными навыками, включающими в себя речевые навыки общения и навыки нахождения информации и применения в жизни.
Таким образом, создание специальных условий для развития речевой компетенции в процессе изучения русского языка становится главной задачей обучения. Она осуществляется через создание следующих условий:
- подготовка грамотно владеющего коммуникативной компетенцией выпускника;
- организация сплоченной деятельности учащихся на уроках русского языка, которая направлена на взаимодействие и взаимопонимание с другими участниками в группе обучения;
- формирование скрытой мотивированности учащегося к приобретению речевой компетенции.
Русский язык – дисциплина, которая обеспечивает овладение языком как средством коммуникации.
Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка идет через усвоение основных понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста.
Коммуникативный метод предназначен в качестве средства обучения говорению.
Что же составляет коммуникативность?
1. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса. Речемыслительная активность –сердцевина коммуникативного процесса обучения.
2. Коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения речевой деятельности, под которой понимается учет всех свойств ученика как индивидуальности: его способностей,его умений осуществлять речевую и учебную деятельность ,его личностных свойств.
3. Коммуникативность связана с понятием функциональности. Это понятие означает,что любая речевая единица, любая языковая форма выполняет в процессе коммуникации какие-либо речевые функции.
4. Коммуникативность предполагает ситуативность обучения.
Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• комплексная работа с текстом;
• лингвостилистический анализ текста;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• работа с текстами-миниатюрами;
• составление синквейнов к тексту;
• коммуникативные и игровые ситуации.
Обучение речи начинается с прослушивания текста.Значимость данного вида речевой деятельности заключается в том,что она дает возможность учащимся понимать содержание текста.Основным методом в совершенствовании умения воспринимать текст являетя анализ текста. Для этого в учебниках имеются специальные задания на озаглавливание текста, выявление идейного смысла, объяснение семантики некоторых слов, на анализ языковых средств. Центральным вопросом анализа текста является вопрос «почему»?
Развитию навыков аналитического рассмотрения текста способствуют вопросы типа: «Почему рассказ (текст) так назван?», «Как бы вы озаглавили данный рассказ (текст)?, «Что нового вы узнали из текста»?, «Какова главная мысль текста»?, и т.п.Определение идеи, ее осмысление делают текст более интересным. При работе над текстом необходимо обращать внимание детей на яркие языковые средства синонимы, антонимы, фразеологизмы. Систематическое ведение такой работы будет способствовать более глубокому пониманию содержания текста, его идейного смысла.
Формирование и развитие навыков устной монологической речи осуществляется на основе понимания учащимися содержания и структуры текста. Наиболее эффективные виды упражнения:составление словосочетании, предложений, ответы на вопросы по содержанию текста, пересказ содержания текста (полно,кратко) на родном языке, подготовка интервью на заданную тему и др.
Понятийная часть |
Формируемое умение |
Текст как тематическое, кое, смысловое,стилевое,структурное и грамматическое единство. |
Умение определять тему,основную мысль текста, находить взаимообусловленные смысловые части текста,средства их связи между собой, средства связи отдельных предложений, входящих в состав текста. |
К таким общим коммуникативным умениям относятся:
-умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста;
-умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает умение продумывать содержательный план текста);
-умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре),например в жанре невыдуманного рассказа,репортажа,в форме портретных зарисовок и т.д.
-умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;
-умение править,совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи).
Примерные вопросы и задания комплексной работы с текстом:
-
Определите тему и назовите основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
-
Озаглавьте текст (обьясните смысл названия). На что указывает заглавие: на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия). Как проявляется взаимодействие названия и текста?
-
Определите стиль текста. Докажите свое мнение. Как доказать, что это текст художественного (публицистического) стиля? Какие средства художественной изобразительности используются автором (если анализируется художественный текст)?
-
Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
-
Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
-
Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте?
-
Обьясните, пользуясь словарем, значение выделенных слов.
-
Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем различаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется именно данное слово?
-
Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении и слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., офиц.). какова их роль в тексте?
-
Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
-
Найдите в тексте заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы). Обьясните их значение.
-
Составьте план к тексту, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, сжатое или выборочные и т.д.).
-
Произведите на материале текста разные виды разбора.
-
Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктуграммы, обьясните их.
Данные вопросы и задания являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от особенностой текста и изучаемой грамматической темы, например:
-
Прочитайте текст. Изложите его основное содержание, заменяя диалог монологической речью.
-
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите разряд и падеж прилагательных. Подчеркните их как члены предложения. Сделайте вывод о синтаксической функции прилагательных.
-
Спишите, раскрывая скобки. Укажите разряд местоимений. Найдите возвратное местоимение (№ 22 параграф, упр. 170).
-
Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Выпишите глаголы в составе словосочетаний. Укажите время, обозначьте личные окончания глаголов. Выделите их основу. Запишите отдельно глаголы в неопределенной форме и определите их основу (№ 25 параграф, упр. 194).
-
Какие языковые средства помогают автору выразить свое отношение, оценку? (№ 26 параграф, упр. 194).
-
Какова роль в тексте повторяющихся слов? Докажите, что повтор слов в тексте является оправданным.
Текст является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию. Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕНТ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.
Бекмурзина Жаңыл Сундетовна, учитель русского языка и литературы,
ГУ «Уштаганская средняя школа», Мангистауский район, Мангистауская область
Уштаганская средняя школа Мангистауский район
Мангистауская область
Бекмурзина Жаныл
Сундетовна
учитель русского языка и литературы
категория: высшая
План проведения коучинга
Тема коучинга: Работа с текстом на уроках
русского языка как средство формирования коммуникативной
компетентности учащихся.
Цель коучинга:
- Изучить опыт формирования коммуникативной компетентности
на уроках русского языка;
- Развивать навыки критического мышления, анализа,
использования ИКТ
и работы в группе;
- Дать
мотивацию учителям
в их
работе с учащимися в развитии
коммуникативности.
Ожидаемые результаты:
Учителя смогут:
- актуализировать знания по изучаемой теме,
- самостоятельно осмыслить и усвоить информацию о
видах работы с
текстом,
- приобретут навыки саморегуляции и взаимодействия в учебной деятельности,
- выявить и проанализировать причины необходимости формирования
коммуникативности,
- развивать навыки аргументации, обобщения и анализа.
Место проведения:
Формы и методы работ: ИР, ГР.
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, маркеры,
ватман, раздаточный материал.
Организатор коучинга: Бекмурзина
Ж.С.
Участники: учителя средних школ
области.
Этапы Методы Деятельность коуча
Деятельность участников Результат
Вызов
(побуждение имеющихся знаний интереса к получению новой
информации). Приветствие участников коучинга.
Психологический настрой «Кто я?», «Какой я?».
Установление доброжелательной и позитивной обстановки на
коучинге.
Деление групп. Раздать фигуры
для распределения групп. Распределение групп
по выбранным
фигурам. Получили 3-4
групп.
Задания для
групп:
Как вы считаете,что такое
коммуникативность? Как формируется
коммуникативность учащихся? Как учитель русского языка
развивает коммуникативную компетентность
учащихся?
Сначала индивидуально, затем в группе. По
ответам.
Разминка.
Осмысление содержания
(получение новой информации).
Коуч дает задание, наблюдает.
Оценивается «2 звезды, 1 пожелание».
«Наиболее
распространенные виды работ с текстом»
, «Роль работы с текстом в
развитии речевой деятельности »,
«Какой должен быть коммуникативный
ученик?», По
моделям (постеры).
Презентация « Работа с текстом на уроках
русского языка как средство формирования коммуникативной
компетентности учащихся »
(3-4
мин).
Продемонстрировать презентацию и рассказать о факторах,
способствующих формированию коммуникативности
учащихся на уроках русского языка.
Учителя
получают информацию.
Общее
понятие.
Дать общее понятие, используя слайдовый материал. Просмотр
презентаций.
Рефлексия. «Продолжить фразу»:
• Мне было интересно…
• Мы сегодня разобрались…
• Я сегодня понял, что…
• Мне было трудно…
• Я хочу пожелать лидеру…
• Я хотел бы узнать более подробно… Раздает стикеры. На стикерах
пишут фразы,
дополняя.

