Коммунальное Государственное
Учреждение
«Средняя школа им. М. Ауэзова»
УТВЕРЖДАЮ
________________________________
Директор КГУ «СШ им. М.
Ауэзова»
«___ » ______________ 2019 года
Индивидуальная программа коррекционно –
развивающей работы
учителя дефектолога на 2020 – 2021 учебный
год.
Учитель – дефектолог: Молоствова
Л.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Целевой раздел
1.1
Пояснительная записка
1.2
Цели, задачи коррекционного обучения детей
1.3
Принципы и подходы к формированию программы
1.4
Индивидуальные особенности детей с задержкой психического
развития
2.
Содержательный раздел
2.1
Особенности взаимодействия с семьями учащихся
2.2
Взаимодействие со специалистами ППк
2.3. Условия для реализации
программы
2.4
Формы, способы, методы и средства коррекционной
работы
2.5
Разделы программы. Основные направления работы
2.6
Мониторинг
2.7
Индивидуальное перспективное планирование
2.8
Предполагаемые результаты освоения программы
3.
Организационный раздел
3.1
Программно - методическое обеспечение программы (методическая
литература)
3.2
Циклограмма работы учителя – дефектолога
3.3
Перечень методических средств кабинета (игры, пособия и
др.)
1.
Целевой раздел
1.1
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы
с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) – детей, состояние здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ.
Программа коррекционной работы предусматривает
создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса. Получение детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с
ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из
основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности.
Целью применения данной разработки являются:
ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно –
мотивационной и аналитика – синтетической сфер, памяти, внимания,
пространственного воображения и ряд других важных психических
функций, которые помогают, развивать познавательную
деятельность.
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с
ОВЗ, разработана в соответствии с действующим законодательством и
иными нормативными правовыми актами, локальными актами,
регулирующими деятельность КГУ «Средней школы им. М.
Ауэзова».
Рабочая программа учителя-дефектолога
разработана на основе следующих образовательных
программ:
-
Типовая учебная программа по учебному предмету
«Обучение грамоте»
для
обучающихся с задержкой психического развития 0-1 классов уровня
начального образования (с русским языком
обучения) по обновленному содержанию, к
приказу Министра образования и науки Республики
Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
- Типовая учебная программа по учебному
предмету «Русский
язык» для обучающихся с задержкой психического
развития 2-4 классов уровня начального образования (с русским
языком обучения) по обновленному
содержанию, к приказу Министра
образования и науки Республики
Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
- Типовая учебная программа по учебному
предмету «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой
психического развития 2-4 классов уровня начального образования (с
русским языком обучения) по обновленному содержанию,
к приказу Министра
образования и науки Республики
Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
-
Типовая учебная программа по учебному предмету
«Математика» для обучающихся с задержкой психического
развития 0-4
классов уровня начального образования по обновленному содержанию, к
приказу Министра образования и науки Республики
Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
-
Типовая учебная программа по учебному
предмету «Ознакомление с окружающим миром и развитие
речи» для обучающихся с задержкой
психического развития 0-1
классов уровня начального образования (с русским языком обучения) по
обновленному содержанию, к приказу Министра
образования и науки Республики
Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
- Типовая учебная программа по учебному
предмету «Литературное чтение» для
обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи 2-4 классов
уровня начального образования
(с русским языком
обучения) по обновленному
содержанию, к приказу Министра образования и науки
Республики Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
- Типовая учебная программа
по учебному
предмету
«Русский
язык» для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи 2-4 классов
уровня начального образования
(с русским языком
обучения) по обновленному
содержанию,
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
-
Типовая учебная программа по учебному предмету
«Коррекция недостатков развития
речи» для обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи 0 - 4
класса уровня начального образования (с русским языком обучения) по
обновленному содержанию, к приказу Министра
образования и науки Республики
Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352..
- Типовая учебная программа по
предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с
задержкой психического развития 5 - 10 классов уровня основного
среднего образования к приказу Министра образования
и
науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352
- Типовая учебная программа по
предмету «Коррекция недостатков развития
речи» для
обучающихся с задержкой
психического развития 5 класса уровня основного
среднего образования (для классов с русским языком
обучения) к приказу Министра образования
и
науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
-
Типовая учебная программа по предмету «Русский
язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 5-10 классов
уровня основного среднего образования (для классов с русским языком
обучения) к приказу Министра образования и науки Республики
Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
- Типовая учебная программа по
предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с легкой
умственной отсталостью 5-10 классов уровня основного среднего
образования (для классов с русским языком
обучения) к приказу Министра образования
и
науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
- Типовая учебная программа по
предмету «Математика» для
обучающихся с легкой
умственной отсталостью 5-10
классов уровня основного среднего
образования
к приказу Министра образования
и
науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
- Типовая учебная программа по
предмету «Коррекция познавательной
деятельности» для
обучающихся с легкой умственной
отсталостью 5 - 9 классов уровня основного
среднего образования к приказу Министра образования
и
науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
- Типовая учебная программа по
предмету «Чтение, письмо и развитие речи» для
обучающихся с умеренной умственной
отсталостью 5-9 классов уровня основного
среднего образования (для классов с русским языком
обучения) к приказу Министра образования
и
науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года
№ 352.
Настоящая программа носит
коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены
основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства
формирования коррекции, развития и профилактики нарушений
познавательного развития детей с ОВЗ.
1.2
Цели, задачи коррекционного обучения детей
Цель программы:
Формирование школьно-значимых умений и навыков, а
также приёмов умственной деятельности.
Задачи работы:
-
Формирование учебных навыков: чтения, письма,
счёта;
-
Расширение словарного запаса учащихся при
ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и
качествами; развитие связной речи;
-
Формирование и развитие мыслительных
операций;
-
Коррекция и развитие восприятия, внимания,
памяти;
-
Формирование и развитие пространственной
ориентировки;
-
Обучение приёмам планирования деятельности,
контроля и самоконтроля, целенаправленности
деятельности;
-
Воспитание самостоятельности в
работе;
-
Формирование сенсомоторных
координаций.
1.3
Принципы и подходы к формированию программы
Успешность коррекционно-развивающей деятельности
обеспечивается реализацией следующих принципов.
1.
Системность коррекционных и развивающих задач.
Соблюдение данного принципа не позволяет
ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день
трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и
создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его
потенциальных возможностей. Иными словами, должна быть
сформулирована система задач
двух уровней коррекционной
программы:
-
коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития,
разрешение трудностей);
-
развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания
развития).
2.
Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса
оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он
предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование
ребенка и на основе его результатов определение целей и задач
индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом
осуществляется
постоянный контроль над развитием
лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка; его
деятельностью, поведением, динамикой эмоциональных состояний,
чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в
обучающие программы.
3.
Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что основным способом
коррекционно-развивающего воздействия является организация активной
деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентации
ребенка в конкретной ситуации.
4.
Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать
соответствие хода развития ребенка, психического и личностного,
нормативному, не забывая в то же время об уникальности,
неповторимости, своеобразии каждой личности.
5.
Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с
ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного
ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику
возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка
принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним,
поддержать ребенка в его саморазвитии и
самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить
стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и
прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации
обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях
будет являться последовательность реализации дидактических
принципов:
1.
Развитие динамичности восприятия.
В
ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно
реализуется через задания с постепенно нарастающим уровнем
сложности; через включение упражнений, при выполнении которых
внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и
состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых
заданий и смену видов деятельности детей.
2.
Продуктивность обработки информации.
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы
обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на
основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки
информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска,
выбора и принятия решения, то есть способность самостоятельно и
адекватно реагировать на определенные условия.
3.
Развитие и коррекция высших психических функций.
Реализация этого принципа возможна через
выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в
занятие специальных упражнений на коррекцию высших психических
функций.
4.
Обеспечение мотивации к учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного
интереса ребенка к предложенному для выполнения учебному
заданию.
5.
Концентрический.
В
коррекционно-развивающей работе целесообразно применять
концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий
концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех
подсистем языка (лексической, синтаксической,
морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов
очевидна, поскольку они обеспечивают целостность,
последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и
развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет
использовать комплексный подход к устранению у ребенка имеюшихся
трудностей в обучении, поскольку, таким образом, объединяются
усилия педагогов разного профиля.
1.4
Индивидуальные особенности детей с задержкой психического
развития.
Психолого-педагогическая характеристика
школьников с ЗПР
В
отличие от клинической психолого-педагогической классификации,
предполагающее деление детей на какие – либо группы, построить
трудно в связи с тем, что категория детей с ЗПР по индивидуальным
проявлениям в психолого-педагогическом плане очень разнородна.
Общим для всех является отставание в психическом развитии во всех
сферах психической деятельности к началу школьного
обучения.
Процессе обучения (любой области знания, любой
учебной теме) строится в соответствии со структурой процесса
усвоения знаний, которое включает в себя следующие
этапы:
Восприятие – осмысление – запоминание –
применение - обобщение.
У
школьников с ЗПР наблюдаются проблемы связанные с приемом,
переработкой, хранением и использованием информации. Поэтому
трудности обучения встречаются на каждом из выделенных
этапов.
Восприятие
-
Снижена скорость восприятия (слухового,
зрительного, тактильного)
-
Затруднения в узнавании непривычно представленных
предметов и их изображений (перевернутые изображения,
недорисованные, зашумленные, схематические,
контурные)
-
Затруднен процесс анализирующего
восприятия
-
Дети не умеют выделять основные структурные
элементы предмета, их пространственные соотношения, мелкие детали.
Не умеют обследовать, рассматривать предмет. Затрудняются соединить
отдельные детали рисунков в единый смысловой
образ.
-
Дети затрудняются в соотношении зрительно и
тактильно воспринимаемых предметов (чудесный мешочек), затрудняются
в восприятии ритма, воспринимаемого на слух
Эти
особенности проявляются в изобразительной деятельности
(диспропорции частей тела, некоторые детали отсутствуют,
затрудняются передать форму, пространственное соотношение частей),
в формировании навыков письма и чтения.
-
Все
это обусловлено недостаточным межполушарным взаимодействием
(несовершенство