Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Программа Коррекционно - развивающего процесса учителя - дефектолога в школе
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Коммунальное Государственное Учреждение
«Средняя школа им. М. Ауэзова»
УТВЕРЖДАЮ
________________________________
Директор КГУ «СШ им. М. Ауэзова»
«___ » ______________ 2019 года
Индивидуальная программа коррекционно – развивающей работы
учителя дефектолога на 2020 – 2021 учебный год.
Учитель – дефектолог: Молоствова Л.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели, задачи коррекционного обучения детей
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4 Индивидуальные особенности детей с задержкой психического развития
2. Содержательный раздел
2.1 Особенности взаимодействия с семьями учащихся
2.2 Взаимодействие со специалистами ППк
2.3. Условия для реализации программы
2.4 Формы, способы, методы и средства коррекционной работы
2.5 Разделы программы. Основные направления работы
2.6 Мониторинг
2.7 Индивидуальное перспективное планирование
2.8 Предполагаемые результаты освоения программы
3. Организационный раздел
3.1 Программно - методическое обеспечение программы (методическая литература)
3.2 Циклограмма работы учителя – дефектолога
3.3 Перечень методических средств кабинета (игры, пособия и др.)
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Целью применения данной разработки являются: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно – мотивационной и аналитика – синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают, развивать познавательную деятельность.
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей с ОВЗ, разработана в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, локальными актами, регулирующими деятельность КГУ «Средней школы им. М. Ауэзова».
Рабочая программа учителя-дефектолога разработана на основе следующих образовательных программ:
- Типовая учебная программа по учебному предмету «Обучение грамоте»
для обучающихся с задержкой психического развития 0-1 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию, к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
- Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию, к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
- Типовая учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся с задержкой психического развития 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию, к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
- Типовая учебная программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся с задержкой психического развития 0-4 классов уровня начального образования по обновленному содержанию, к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
- Типовая учебная программа по учебному предмету «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» для обучающихся с задержкой психического развития 0-1 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию, к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
- Типовая учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию, к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
- Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию,
к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
- Типовая учебная программа по учебному предмету «Коррекция недостатков развития речи» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 0 - 4 класса уровня начального образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию, к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352..
- Типовая учебная программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с задержкой психического развития 5 - 10 классов уровня основного среднего образования к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352
- Типовая учебная программа по предмету «Коррекция недостатков развития речи» для обучающихся с задержкой психического развития 5 класса уровня основного среднего образования (для классов с русским языком обучения) к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
- Типовая учебная программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 5-10 классов уровня основного среднего образования (для классов с русским языком обучения) к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
- Типовая учебная программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 5-10 классов уровня основного среднего образования (для классов с русским языком обучения) к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
- Типовая учебная программа по предмету «Математика» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 5-10 классов уровня основного среднего образования
к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
- Типовая учебная программа по предмету «Коррекция познавательной деятельности» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 5 - 9 классов уровня основного среднего образования к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
- Типовая учебная программа по предмету «Чтение, письмо и развитие речи» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью 5-9 классов уровня основного среднего образования (для классов с русским языком обучения) к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 352.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. В рабочей программе определены основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушений познавательного развития детей с ОВЗ.
1.2 Цели, задачи коррекционного обучения детей
Цель программы:
Формирование школьно-значимых умений и навыков, а
также приёмов умственной деятельности.
Задачи работы:
-
Формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;
-
Расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;
-
Формирование и развитие мыслительных операций;
-
Коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;
-
Формирование и развитие пространственной ориентировки;
-
Обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;
-
Воспитание самостоятельности в работе;
-
Формирование сенсомоторных координаций.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.
1. Системность коррекционных и развивающих задач.
Соблюдение данного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, должна быть сформулирована система задач
двух уровней коррекционной программы:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
- развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется
постоянный контроль над развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка; его деятельностью, поведением, динамикой эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что основным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентации ребенка в конкретной ситуации.
4. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, не забывая в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться последовательность реализации дидактических принципов:
1. Развитие динамичности восприятия.
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающим уровнем сложности; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
2. Продуктивность обработки информации.
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, то есть способность самостоятельно и адекватно реагировать на определенные условия.
3. Развитие и коррекция высших психических функций.
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений на коррекцию высших психических функций.
4. Обеспечение мотивации к учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к предложенному для выполнения учебному заданию.
5. Концентрический.
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они обеспечивают целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет использовать комплексный подход к устранению у ребенка имеюшихся трудностей в обучении, поскольку, таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля.
1.4 Индивидуальные особенности детей с задержкой психического развития.
Психолого-педагогическая характеристика школьников с ЗПР
В отличие от клинической психолого-педагогической классификации, предполагающее деление детей на какие – либо группы, построить трудно в связи с тем, что категория детей с ЗПР по индивидуальным проявлениям в психолого-педагогическом плане очень разнородна. Общим для всех является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного обучения.
Процессе обучения (любой области знания, любой учебной теме) строится в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, которое включает в себя следующие этапы:
Восприятие – осмысление – запоминание – применение - обобщение.
У школьников с ЗПР наблюдаются проблемы связанные с приемом, переработкой, хранением и использованием информации. Поэтому трудности обучения встречаются на каждом из выделенных этапов.
Восприятие
-
Снижена скорость восприятия (слухового, зрительного, тактильного)
-
Затруднения в узнавании непривычно представленных предметов и их изображений (перевернутые изображения, недорисованные, зашумленные, схематические, контурные)
-
Затруднен процесс анализирующего восприятия
-
Дети не умеют выделять основные структурные элементы предмета, их пространственные соотношения, мелкие детали. Не умеют обследовать, рассматривать предмет. Затрудняются соединить отдельные детали рисунков в единый смысловой образ.
-
Дети затрудняются в соотношении зрительно и тактильно воспринимаемых предметов (чудесный мешочек), затрудняются в восприятии ритма, воспринимаемого на слух
Эти особенности проявляются в изобразительной деятельности (диспропорции частей тела, некоторые детали отсутствуют, затрудняются передать форму, пространственное соотношение частей), в формировании навыков письма и чтения.
-
Все это обусловлено недостаточным межполушарным взаимодействием (несовершенство