Материалдар / Пути повышения интереса к чтению и изучению художественных произведений у учащихся 5-7 классов
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Пути повышения интереса к чтению и изучению художественных произведений у учащихся 5-7 классов

Материал туралы қысқаша түсінік
Одна из проблем сегодняшней школы – это резкое падение интереса учащихся к литературе, к чтению.В беседах родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются ко мне за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор и компьютер заменили книгу детям.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



ГКП на ПХВ «Школа- гимназия №32» акимата г. Астана

Муканова Гульбарам Халыковна

Учитель русского языка и литературы

Педагог- исследователь

Пути повышения интереса к чтению и изучению художественных

произведений у учащихся 5-7 классов





Одна из проблем сегодняшней школы – это резкое падение интереса учащихся к литературе, к чтению.В беседах родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются ко мне за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор   и компьютер заменили книгу детям. Трудно объяснить учащимся, что именно книга - незаменимый инструмент, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, учит овладеть информацией, накопленной веками, развивает фантазию, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Дети очень много времени проводят в социальных сетях. Их общение осуществляется  посредством  односоставных, чаще состоящих из одного слова предложений и междометий. Поэтому, читая классическую литературу, а именно, предложения, написанные красивым литературным языком, разных типов и видов, они не понимают смысл прочитанного. Большинство детей не могут  правильно  интерпретировать смысл прочитанной информации.

Опрос  учащихся 5-7 классов нашей школы показал: 63% - не любят читать, 37% учащихся заинтересованы в чтении,  при этом из них 13% учащихся читают в своё удовольствие, 24% учащихся только для получения отметки.

Диагностическое исследование, направленное на изучение жанрового предпочтения, показало следующие результаты: 60% учащихся  предпочитают сказки,  22%  - литературу приключенческого характера, менее 18% - научно-познавательную литературу(Приложение1). Около 85% ребят недостаточно хорошо информированы о новых изданиях в мире книжной индустрии.

Потеря интереса к чтению ведет к обеднению словарного запаса, понижению уровня интеллектуальных и познавательных возможностей, нарушению процесса вхождения молодого человека в общество, знакомству с его моральными и духовными ценностями. Нечитающие дети, вырастая и становясь родителями, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведёт к духовному отчуждению представителей различных поколений.

Таким образом, от состояния чтения, читательской активности зависит духовное здоровье нации, развитие формирующейся личности. Без чтения нет человека, нет личности.

Актуальность опыта обусловлена важностью овладения учащимися техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

1.3. Цель опыта: создание благоприятных условий по развитию интереса к чтению путем использования активных форм, методов и приемов работы.

1.4. Задачи опыта:

1) определить пути формирования и повышения интереса к чтению, к изучению литературных произведений;

2) определить формы и приемы работы с учащимися, способствующих повышению интереса к чтению и  к изучению литературных произведений;

3) проанализировать эффективность применения используемых форм, методов и приемов работы путем изучения особенностей динамики интереса учащихся.

1.5. Длительность работы над опытом.

На начальном периоде было проведено диагностическое исследование  учащихся среднего звена с целью изучения интереса к чтению и жанровому предпочтению.

Следующий этап – поиск и внедрение активных форм, методов и приемов работы, способствующих повышению интереса к чтению в образовательный процесс.

На последнем этапе осуществлялся анализ эффективности применения данных форм, методов и приемов работы, изучение особенностей динамики интереса учащихся.

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Мой педагогический опыт основывается на следующих идеях.

  1. Идея неразрывного единства воспитания, развития и образования.

  2. Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.

  3. Идея сотрудничества педагога и учащегося на основе взаимного уважения и доверия.

Повышение интереса к чтению и изучению литературных произведений будет эффективным при систематическом,целенаправленном и последовательном использовании активных форм, методов и приемов работы с учащимися.

2.2. Описание сути опыта

2.2.1.Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников нужно рассматривать не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему. Различным аспектам изучения читательских интересов посвящены многие труды известных педагогов, психологов и методистов:Л.А.Беленькой, О.Ю.Богдановой, Л.С.Выготского, Н.Ф.Добрынина, Е.В.Квятковского, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, В.Г.Маранцмана, Т.Д.Полозовой, В.П.Полухиной, Л.Рубинштейна, Б.Г.Умнова, Г.И.Щукиной и др.[2, с.15]В словарях разных типов для понятия «читательский интерес» отдельного толкования не существует. К более широкому понятию «интерес», как правило, можно найти ряд синонимов: увлечение, внимание, любопытство. Наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор  отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них утрачен интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит, и эффективности.

К качественным характеристикам читательского интереса отнесены: устойчивость, глубина, избирательность, содержание. Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше. Он внутренне мотивирован. Рождение интереса к книге тесно связано с восприятием. На стадии обдумывающего восприятия он может стать устойчивым по отношению к выбранному произведению, его смыслу, авторской манере, теме, жанру и виду литературы и даже к самому процессу чтения или слушания. Устойчивость как одно из качеств интереса в данном случае зависит от психофизиологических особенностей личности воспринимающего. В такой ситуации появляется то качество, которое называется избирательностью читательского интереса и которое приводит к выборочному чтению. В прямой зависимости находятся интерес и потребность в чтении. Чем выше интерес к книге и чтению, тем чаще возникает потребность читать, узнавать новое, погружаться в приятное эмоциональное состояние, вызванное содержанием текста

Для развития и поддержания интереса к предмету учитель имеет возможность выбрать и применить такие формы работы, подобрать и использовать такой материал для проведения занятий, чтобы результат его труда был очевиден не только для него, но и для каждого учащегося. Это, безусловно, требует от учителя как академических знаний, так и творческого подхода.

На уроках литературы создаю проблемно-поисковые ситуации, настраиваю всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Я замечала, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.Достижению положительных результатов работы способствовал и мой личный пример учителя, я всегда выразительно читаю художественный текст.

Большое внимание на уроках уделяю словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, включаю в работу синонимы и антонимы, пословицы и загадки.

В своей практике использую приёмы, которые позволяют мне мотивировать работу учащихся на различных этапах урока. Для подготовки детей к восприятию художественного произведения использую приемы «Яркое пятно», «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…», игру «Знаете ли вы, что…?», «Блиц-опрос» 

Для того чтобы быстро включить детей в работу, я стараюсь заинтересовать учащихся, вовлекая их в активную работу уже с самого начала урока. Выполнить эту задачу мне помогаютследующие приёмы:

Прием «Поэтические минутки». Для последующих рассуждений читаю стихотворение или предлагаю прослушать музыкальный фрагмент. Например, при изучении произведения А.С.Грина «Алые паруса» использую стихотворениеК. Бальмонта “Сказать мгновенью: стой!”. После прочтения задаю вопрос: «Ребята, как вы понимаете смысл этого стихотворения? О чем оно?»

Эпиграф в начале урока становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее собственно творческой, поскольку включает учеников в обсуждение. 

Прием «Осмысление эпиграфа».В качестве эпиграфа на уроках использую цитаты из художественных произведений, пословицы и поговорки, крылатые выражения и афоризмы. Иногда дети сами предлагают свои варианты эпиграфов (и даже стихи собственного сочинения). В течение урока эпиграфы используются при анализе произведения

Прием «Корзина идей»позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Выделяется ключевое понятие изучаемой темы и предлагается учащимся выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. В "Корзину идей" могут попасть вопросы:«Почему повесть называется «Капитанская дочка»?», «Что вы знаете об авторерассказа «А тем временем где - то»? Изменилось ли ваше представление о названии и содержании рассказа?».

В процессе работы над литературным произведением, для заинтересованности учащихся предстоящим изучением того или иного произведения использую дидактические упражнения«Узнавание адресата», «Узнай предмет», игру «Предмет-загадка»

Упражнение «Мозговой штурм».Учащимся предлагается вопрос, на который необходимо предложить максимально возможное количество вариантов решения. Пример: «Роман А. С. Пушкина«Дубровский» остался незавершённым, как вы думаете, как могла сложиться дальнейшая судьба главных героев?»После выдвижения гипотез и обсуждения предложенных вариантов знакомлю учащихся с черновыми записями Пушкина, набросками плана третьего ненаписанного тома.

Прием «Шапка вопросов».  Суть приема в том, что ребята учатся сами составлять вопросы. Учащимся предлагается три шапки. В первую складываются вопросы по тексту произведения.Во вторую - вопросы оценочные, начинающиеся со слов: "Я считаю, что…, а ты как думаешь?" Эта шапка учит оценочным суждениям.В третью шапку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и стимулирует к расширению кругозора. Вопросы из шапок потом можно использовать при взаимоопросах или фронтальных проверках.

Хорошо зарекомендовал себя прием «Написание творческих работ» на этапе закрепления изученной темы. Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение

Важным средством восприятия текстаявляется работа с иллюстрацией(Приложение 8).Звуковые файлы помогают познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или с декламацией произведения в исполнении известного актёра. Такой иллюстративный компьютерный материал со временем выстраивается системно, являясь хорошим подспорьем в дальнейшей работе.

Наряду с традиционными приемами интересны следующие нетрадиционные формы работы:

  • создание анимации;

  • компьютерная презентация книги;

  • приготовление любимого блюда героя;

  • конкурс на лучшую рекламу произведения;

  • создание детских комиксов.

Большое значение для развития читательского интереса ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашних заданий:

  • лингвистическое исследование текста,

  • подготовка иллюстраций к литературным произведениям,

  • рисование обложек к литературным произведениям,

  • создание самостоятельных литературных произведений различных жанров,

  • продолжение неоконченных произведений.

Широкие возможности для развития интереса к чтению заключают в себе внеклассные занятия и разнообразные формы уроков: урок-КВН, урок- викторина, урок-спектакль, урок-праздник,интегрированный урок, урок-исследование, урок-путешествие, урок-экскурсия, литературная гостиная и т.п.(Приложение 9).

Большую роль в формировании читательского интересаиграют уроки внеклассного чтения.  Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы, заимствованные из форм внеклассной работы по литературе: инсценирование, театрализация, концерты, конференции, диспуты.

Одним из этапов повышения интереса к изучению литературы считаю участие в различных конкурсах по предмету. Дети, как и взрослые, нуждаются в признании своих способностей, очень радуются, получая призы и подарки, и впоследствии очень стараются читать как можно больше, чтобы добиться успеха.

 

3.Заключение

Использованные формы, виды и приёмы по формированию читательского интереса оказались эффективными. Систематическое включение их в урок способствует формированию прочных знаний, умений и навыков чтения, содействуетразвитию осознанного, правильного, выразительного чтения, необходимого для успешного обучения в школе. 

Результативностью использования предложенных форм, методов и приемов работы является:

  • повышение интереса обучающихся к урокам русской литературы и к чтению литературы в целом;

  • создание атмосферы сотрудничества учителя и ученика;

  • обеспечение развивающего эффекта и мотивации учения.

Данный опыт работы можно рекомендовать для ознакомления и внедрения в практику начинающим педагогам и опытным учителям, педагогическая деятельность которых направлена на развитие читательских умений, интереса у учащихся.

 

 



















Список используемых источников

  1. Андреев, О.А. Учимся читать быстро. Мн. «Университетское», 2002.

  2. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы/О.Ю.Богданова. – М., 1999 – 268с.

  3. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М,1993.

  4. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: Итоги исследования /Волгоградская обл. детская библиотека; Сост. О.И. Харитонова. – Волгоград, 2001.

  5. Жукова, Л.А. Система развивающих заданий/ Л.А. Жукова// Русский язык. Методическая газета для учителей-словесников. - 2006. - №12.

  6. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн.: Университетское; 2000 – 139с.

  7. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: спорные вопросы, спорные ответы/ Е.В. Коротаева // Русский язык в школе. - 2008. - №10.

  8. Локалова Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению // Начальная школа. 2007. № 12.С. 14-19.

 



 

 

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!