РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ
ДЕТЬМИ
Онгарбаева Фарида
Оразбековна
Учитель физики средней
школы № 30 города Шымкент
В каждом человеке заключается
целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить
и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели превосходные
результаты. Лишь тогда человек становится настоящим
человеком.
А.
Бебель
Наука не
стоит на месте, и в связи с этим нашему обществу нужны талантливые,
одаренные люди. А как определить и заметить таких людей?! Как им
помочь развиваться дальше? Конечно же первым человеком является
учитель, который замечает и предлагает руку помощи для дальнейшего
развития ребенка. В современной системе образования изучение
иностранного языка , а именного английского, не является
новшеством. И ученики, и родители уже воспринимают это как
обыкновенное явление. Но не всем одинаково легко дается изучение
языков: есть слабоуспевающие, есть одаренные дети. Сегодня мы
поговорим об одаренных детях. Для начала определим, что же это
такое «одаренность»?
Современная наука определяет
понятие «одаренности» как системное, развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми .
Одаренный
ребенок – это
ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным
мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их
сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к
деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия
личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального
педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким
результатам в одной или нескольких сферах
.
Отличительными особенностями одаренных
детей, как отмечают
психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта,
познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь,
большой словарный запас. Одаренного ребенка характеризует
стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим,
стремление к совершенству во всем, нетерпимость. Одаренного ребенка
не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет
возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его
одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего,
что происходит на уроке .
Наука не
стоит на месте, и в связи с этим нашему обществу нужны талантливые,
одаренные люди. А как определить и заметить таких людей?! Как им
помочь развиваться дальше? Конечно же первым человеком является
учитель, который замечает и предлагает руку помощи для дальнейшего
развития ребенка. В современной системе образования изучение
иностранного языка , а именного английского, не является
новшеством. И ученики, и родители уже воспринимают это как
обыкновенное явление. Но не всем одинаково легко дается изучение
языков: есть слабоуспевающие, есть одаренные дети. Сегодня мы
поговорим об одаренных детях. Для начала определим, что же это
такое «одаренность»?
Каждый
одаренный ребенок — индивидуальность, нуждающаяся в
особом подходе. Порой непросто найти такой подход, ведь одаренные
дети осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как
к полноправному субъекту учебной деятельности и общения,
поэтому учитель, во-первых, должен принимать ученика как
индивидуальность со своими особенностями, уже сложившимися,
т.е. придерживаться принципа «принятия другого». Во-вторых, учителю
важно уметь аргументировано убеждать, быть справедливым,
эмоционально уравновешенным, тактичным, чтобы не «отбить»
желания творчества. В-третьих, быть гибким, способным
к самоанализу, самокритике, пересмотру своих
позиций.
Очень
важно уметь наладить с учениками партнерские отношения,
предоставлять детям свободу выбора и возможность принятия
решений.
Важным
фактором в использовании специальных методов обучения
является компетенция учителя. Именно учитель создает атмосферу,
которая способствует укреплению уверенности ученика в своих
способностях, поощрению его интересов.
Обществу
нужны одаренные люди. Но далеко не всегда человек способен
реализовать свои способности. Очень многое зависит от семьи и
от школы.
Задача
семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть
способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить
его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности
были реализованы.
Прежде
всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд
особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто
задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей
памятью. Как правило, таких детей сразу видно, нужно только
внимательно наблюдать и анализировать.
Определив
таких ребят, мы должны научить их думать, а для этого необходимо
заинтересовать предметом, сделать его изучение
увлекательным.
На уроках
использовать дифференцированные задания: для способных детей
предлагать более сложные творческие задания, занимательные
задачки, кроссворды, проблемные вопросы.
Одаренному
ребенку необходима не только поддержка педагога, но и сопровождение
психолога. Ситуация успеха, к которой одаренный ребенок быстро
привыкает, требует постоянной «подпитки» (вершина взята, вперед к
новой!). А если вдруг провал? Если вершина не покорилась? Подчас
справиться с неудачей бывает непросто, да и психолога рядом может
не оказаться. Поэтому рассказываю учащимся как преодолеть страх,
например, с помощью дыхательных упражнений или его визуализации, а
также арт - терапии.
В.А.Сухомлинский писал: « Одаренность человека –
это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к
себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за
ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный
плод».
Одарённые,
талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны,
позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать
современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа
с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне
необходимой.