Материалдар / Работа с текстом
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Работа с текстом

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал 6 сыныптың орыс тілі мен әдебиеті оқулығына жұмыс дәптері ретінде жазылған. Мәтінмен жұмыс істеу туралы түсінік қалыптастырады. Мәтінмен жұмыс істеу түрі және оқушыны мазмұндауға үйретететін стратегияларды түсіндіреді.Бұл кітапта оқушыларды мәтіннің мазмұнын айтуға үйрететін тәсілдер қамтылған. Оқулық оқушының тілді терең меңгеруіне ықпал етеді.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
03 Ақпан 2020
528
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Page 1

Работа с текстом на
уроках русского языка


Page 2

АО «Национальный центр повышения квалификации « Өрлеу»
Рецензенты:
Кусаинова А.Т. руководитель отдела методического сопровождения
инновационного развития АО НЦПК «Өрлеу»
Налибаева Г.Р. – главный специалист АО НЦПК «Өрлеу», магистр филологических
наук.
Составители:
Учитель русского языка и литературы коммунального государственного учреждения
«Общеобразовательная средняя школа «Карагур» отдела образования акимата
Созакского района» Туркестанской области Нуржанова Айнур Бисенбаевна
Учитель русского языка и литературы коммунального государственного учреждения
«Общеобразовательная средняя школа «Карагур» отдела образования акимата
Созакского района» Туркестанской области Кусаинова Бибигул Сеилгазыкызы
УДК 371.3
ББК 74.202.5
ISBN 978-601-7905-69-9
© АО «НЦПК «Өрлеу» г.Нур-Султан, 2019г.
2


Page 3

Пояснительная записка
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность и языковая
компетентность. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет
чтение и текстуальное изучение художественных произведений.
Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков
грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной
дидактической единицей.
Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения
общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом
чувства дискомфорта. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в
устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение
грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных
направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика
показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером,
телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения,
сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и
жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а
особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что
проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня.
Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую
роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Работа с
текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал
учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи.
Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.
Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких
важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному
богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения
к слову. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд,
проводиться с опорой на произведения русской классической литературы.
Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания
развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее
сформировать у учащихся приемы построения текстов.
3


Page 4

Цель:
расширение теоретических знаний о тексте, его формах и видах, углубление знаний
о видах речевой деятельности, развитие навыка создания собственного текста.
Задачи:
Закрепить понятие о тексте как совокупности предложений, объединенных
темой и основной мыслью и его признаках;
Закрепить и углубить знания об абзаце как единице текста;
Закрепить и углубить знания о способах раскрытия темы и основной мысли
текста (использование подтем для обеспечения полноты раскрытия темы и
основной мысли, микротем – для обеспечения глубины раскрытия темы и
основной мысли текста)
Формировать умение использовать различные виды, способы и средства связи
между предложениями;
Формировать умение использовать разные виды и формы речи;
Формировать умение создавать тексты разных смысловых типов речи;
Расширить знания о функциональных стилях речи и жанров, реализующихся в
них;
Формировать умение производить понятийно-направленный, стилистический
и комплексный анализы текстов различных стилей речи;
Формировать коммуникативные умения, необходимые для написания
изложений и сочинений разных стилей и типов речи.
4


Page 5

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых языковых единиц,
речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать
свои ответы, приводя нужные примеры.
2. К концу учебного года учащиеся должны овладеть следующими умениями и
навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой,
морфологический разбор изученных в течении года частей речи,
синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним
главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь
обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными
орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно
писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в течении года.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые
необходимо выделять знаками препинания; обосновывать выбор знаков
препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными
правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно
излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и
пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы
и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на
основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и
языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым
материалом).
5


Page 6

Глава I. В человеке все должно быть прекрасно
Тема: «Слово - дело великое»
Цели обучения:
6.1.1.1 понимать основную информацию сообщения продолжительностью до 2-4
минут, определяя ключевые слова
6.1.4.1 определять основную мысль текста на основе ключевых слов и
словосочетаний
Дескрипторы:
Передает чувства и настроение словами
Знает важность роли слова в жизни человека
Описывает окружающую обстановку и передает слова автора
Уровень мыслительных навыков: применение
Задание №1
Сопоставьте способы выражения чувств и эмоций.
В средней колонке напишите при каких чувствах и эмоциях используют
данные формы общения.
ЖЕСТЫ
СЛОВА
МИМИКА
Задание №2
Заполните кластер
6Какую роль играет слово в жизни человека


Page 7

Задание №3
Передайте словами:
Тема: «Язык – это история народа. Заимствованные слова»
Цели обучения:
6.1.1.1 понимать основную информацию сообщения продолжительностью до 2-
4минут, определяя ключевые слова
6.1.4.1 определять основную мысль текста на основе ключевых слов и
словосочетаний
Дескрипторы:
Приводит в соответствие заимствованные слова
Приводит примеры англицизмов
Отгадывает зашифрованные слова
Уровень мыслительных навыков: знание и понимание, применение
Задание №1
Приведите в соответствие
Заимствованные слова Русский вариант
1.Имидж A.Памятник
2.Обелиск B.Вид
3.Дефицит C.Малыш
4.Постер D.Исключительный
5.Пейзаж E.Плакат
6.Эксклюзивный F.Образ
7.Фэйс G.Недостаток
8.Тинэйджер H.Лицо
9.Холидей I.Подросток
10.Шоу J.Сапоги
11.Бейби K.Представление
12.Боты L.Каникулы
Задание №2
7


Page 8

Составить ромашку из 7 лепестков с англицизмами
Задание №3
Отгадайте зашифрованные слова
1.Этот предмет пришёл к нам из Китая. Напиток, получаемый варкой,
завариванием или настаиванием специальных листьев.
2.Считается, что этот продукт впервые заинтересовал эфиопских пастухов,
заметивших необычную живость коз, отведавших плодов и листьев какого-то
дерева. Затем пастухи случайно уронили плоды этого дерева в костер,
почувствовали приятный аромат и поняли, что этот продукт хорош, заварили,
отведали этот напиток и признали его чудодейственную силу.
3.Это лакомство пришло к нам из Франции. Кондитерский продукт, род конфет,
приготовленных из плодов и ягод, сваренных с сахаром и патокой, иногда с
примесью агар-агара или желатина.
4.Это небольшое хлебобулочное кондитерское изделие в форме полумесяца
(рогалика) из слоёного теста пришло к нам из Франции. Там это изделие подаётся на
завтрак к кофе для взрослых или какао («горячему шоколаду» по-французски) для
детей.
8


Page 9

5.В 1848 году лавочник Джон Куртис и его брат, жившие в Англии, начали
первыми в мире производить этот продукт - они просто расфасовывали в бумажки
кусочки смолы. Свой продукт они называли «Чистая сосновая смола штата Мэн».
Позже они стали добавлять в свои изделия парафиновые ароматизаторы.
6.По одному из наиболее вероятных предположений этот предмет индийского
происхождения, означающего "медоточивый", и называемый еще "сладкой солью" и
"медом, полученным без пчел".
7.Английское слово означает «ломтик, кусочек». По легенде изобретателями
этого продукта являются капризный американский миллионер и повар с характером.
В 1853 году миллионер во время обеда в отеле трижды отправил на кухню
картофель, порезанный, по его мнению, слишком крупно. В ответ раздражённый
повар нашинковал клубни тончайшими ломтиками и обжарил их в масле. Но как это
ни странно, провокация шеф-повара не удалась. Богач пришел в восторг и все время
пребывания в отеле поедал хрустящие ломтики.
8.Первоначально, этот продукт был только напитком, с которым европейцы
познакомились в начале 16 века. Через 250 лет этот продукт стали употреблять ещё
и в твёрдом виде. Первым европейцем, которому удалось попробовать это
лакомство, был Христофор Колумб. Вид кондитерских продуктов, изготовляемых с
использованием плодов какао.
Тема: «Близнецы, но не братья. Паронимы»
Цели обучения:
6.1.1.1 понимать основную информацию сообщения продолжительностью до 2-
4минут, определяя ключевые слова
6.1.4.1 определять основную мысль текста на основе ключевых слов
исловосочетаний
Дескрипторы:
Исправляет речевые ошибки
Определяет лексическое значение слов
Дает определение паронимам и омонимам
Уровень мыслительных навыков: знание и понимание
Задание №1
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1.Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2.Герой все время находится в подвесном состоянии.
3.В этот день я услышала много обидчивых слов.
4.Любой поступок заслуживает осуждения.
5.Все вокруг привлекательно: и близкие, и далекие холмы.
6.Студент быстро освоил материал.
7.Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
8.Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
9.В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
10.Она приготовила сытый завтрак.
11.Болотистый ил является отличным удобрением.
12.Она пришла в цветистом платье.
9


Page 10

13.Соседний кот важно прошел на кухню.
14.В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
15.Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
Задание №2
Определите лексическое значение слов каждой пары
Задание №3
Дайте определение используя приведенные примеры
Паронимы Омонимы
Имеют разное описание
Не имеют общего корня
Сходство чисто внешнее, случайное
Слова никогда не имеют полного совпадения в произношении
Имеют одинаковое написание
Имеется общий корень
Тема: «Жемчужины русского языка. Фразеологизмы»
Цели обучения:
6.2.1.1 владеть словарным запасом, включающим фразеологические
единицы;
6.2.3.1 соблюдать лексические нормы, связанные с выбором соответствующих слов,
избегая повторов
10


Page 11

Дескрипторы:
Отгадывает фразеологизмы
Приводит в соответствие фразеологизмы
Уровень мыслительных навыков: применение
Задание №1
Оживите фразеологизмы
Задание №2
Вставьте пропущенные фразеологизмы
….. - Этот фразеологический оборот происходит от жесткого обычая клеймить
преступников раскаленным железом, которое оставляло неизгладимые уродливые знаки. Так,
при царе Алексее Михайловиче преступникам выжигали букву «б», чтобы они отличались от
других людей. У этих несчастных людей на ……. как бы было ……..их тяжелое прошлое.
Теперь фразеологический оборот означает, что у страдающего человека все сразу видно по
выражению лица.
…….. - Фразеологический оборот означает непостоянство человека. Так говорят о человеке,
который часто меняет свои решения, не выполняет своих обещаний.
Возникновение этого фразеологического оборота вязано со следующими
обстоятельствами. Пятница была и базарным днем. Потому - то она долгое время была
также и днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги,
давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая
товар, обещали в следующей базарный день отдать за него деньги. О человеке, который
нарушал эти обещания, стали говорить вот так.
Задание №3
Приведите в соответствие
1.Золотые
2.Изо дня
из сил. дня.
шагу. кто по
11


Page 12

3.Ломать
4.Лакомый
5.От нечего
6.Лицом
7.Спустя
8.Не сводить
9.Медвежья
10.Зарубить
11.От всего
12.Битком
13.Калачом
14.Как рукой
15.Прикусить
16.Мастер
17.Не солоно
18.Не жив
19.До поры
20.С горем
21.Как снег
22.Выбиться
23.Повестка
24.На каждом
25.Кто в лес
26.Ни к селу
27.Утереть
28.Волчий
29.Черным
30.По головке
31.Взбрести
32.Вывести
33.Плестись
34.Насиженное
35.С минуты
36.Тише воды
37.Само собой
38.Обивать
39.Поминай
40.Кривить
41.Легок
42.В час
43.На одну
44.Чужими
руками
45.Гонка
46.Мирное
аппетит. по
белому. дрова.
ни к городу. нос.
руки. времени. в
день. голову.
кусок.делать.к
лицу. рукава.
глаз. услуга. на
носу. сердце.
набито.
пополам. на
голову. не
погладят. на ум.
не заманишь.
сняло. язык. на
все руки.
хлебавши. ни
мертв. до на
чистую воду. в
хвосте.место.на
помине. по
чайной ложке.
звали. душой. на
сосуществовани
е. мира.колодку.
жар загребать.
вооружения.
минуту. ниже
травы.
разумеется.
пороги. как
12


Page 13

47.Голубь
Тема: «В.А.Осеева. «Кто наказал его?» Рассказ, герой»
Цели обучения:
6.3.1.1 понимать основную информацию, определяя тему, цель или
назначение текста;
6.3.2.1 определять стилистические особенности текстов художественного
стиля (басня), официально-делового стиля (поздравление);
6.3.3.1 формулировать вопросы, направленные на оценку содержания
текста, и отвечать на вопросы, выражая свое мнение по теме и/или
поднимаемой проблеме
Дескрипторы:
Выбирает соответствующие прилагательные
Приводит примеры хорошим и плохим поступкам
Выполняет задания по тексту
Уровень мыслительных навыков: применение
Задание №1
Заполните таблицу, выбрав прилагательные характеризующие прекрасное лицо,
одежду, мысли. Прилагательные поставьте в соответствующую форму.
Прекрасно1 2 3
Лицо
Одежда
Мысли
Слова для справок:
Чистый, бездушный, хороший, элегантный, симпатичный, бескорыстный,
беззаботный, благородный, артистичный, амбициозный, добрый, честный, смелый,
модный, красивый, брезгливый, высокомерный, улыбчивый, изысканный, изящный,
аккуратный, мягкий, светлый, хитрый, скромный, строгий, интеллигентный,
ласковый.
Задание №2
Приведите примеры:
13


Page 14

Плохие поступки Хорошие поступки
Задание №3
Ситуация с Машей
Родители Маши обратились в консультацию в связи с тем, что девочка наотрез
отказалась ходить в школу. Нежелание Маши ходить в школу появилось в середине учебного
года в V классе и достигло апогея после весенних каникул. Учителя отмечали, что за последние
полгода Маша стала очень тревожной, нервничала во время проведения контрольных работ,
сбивалась при ответе, плакала, получив четверку; иногда вообще не могла ответить на
поставленный вопрос. В ее поведении с ребятами тоже произошли перемены: всегда
спокойная, примерная девочка, она стала драться с мальчишками, кричать на одноклассников,
грубить.
Маша всегда отличалась добросовестностью; по мнению родителей, проводила за
приготовлением уроков даже больше времени, чем нужно. Хотя дома Машу никогда не ругали
за четверки или тройки, она сама очень огорчалась, если получала не "5". Она пользовалась
авторитетом в классе, относилась к этому с удовлетворением. Однако, общаясь с
одноклассниками, Маша всегда занимала позицию несколько "свысока", могла сделать
замечание, но никогда не отказывала в помощи, если ее просили. Правда, списывать не давала,
а помогая, еще и поучала. Учителя Машу ценили и уважали.
В V классе появился новый ученик - Гриша, которого ребята приняли с радостью. Гриша -
двоюродный брат главного любимца класса Коли. Гриша прекрасно учился, увлекался
математикой. Он играл за сборную класса по футболу. Гришин отец организовал в школе
математический кружок. К тому же Гриша отличался добрым нравом и готов был выручить
любого, давая списывать решенные им задачи, подсказывая на контрольных работах. В V
классе вокруг Гриши и Коли образовалась сплоченная компания мальчиков; учительница
всячески поддерживала эту компанию. Мальчишки стали смеяться над Машей, ее авторитет
в классе поколебался. Поначалу Маша хотела вернуть утраченные ею позиции за счет
успеваемости - она встала на путь "погони за отметкой". Это привело к возникновению
повышенной тревожности, нервозности, неадекватных реакций в случае получения четверки.
Спустя некоторое время Маша стала прибегать к новому для нее средству самоутверждения
в классе - применять физическую силу и резкость в обращении со сверстниками, но это лишь
ухудшило ее положение - от Маши отошли и бывшие подруги"
Выполните задания по тексту:
1) Прочитайте текст«Ситуация с Машей»и ответьте на вопросы:
Можно ли сказать, что у Маши всё было прекрасно?
Как она изменилась?
Что послужило причиной её отказа ходить в школу?
Что бы вы посоветовали Маше в данной ситуации?
14


Page 15

Каким человеком вы считаете Гришу?
Виноват ли он в том, что, Маша стала несчастной?
Может ли Гриша помочь Маше? Если да, то как? Если нет, то почему?
Как вы охарактеризуете класс Маши? Виноваты ли они в проблемах Маши?
Как вы охарактеризуете учительницу Маши?
Могут ли они помочь в данной ситуации?
Сталкивались ли вы с подобной ситуацией?
Тема: «Б.Г.Каирбеков. «Лица друзей». Тема, идея, монолог»
Цели обучения:
6.3.1.1 понимать основную информацию, определяя тему, цель или
назначение текста;
6.3.2.1 определять стилистические особенности текстов художественного
стиля (басня), официально-делового стиля (поздравление);
6.3.3.1 формулировать вопросы, направленные на оценку содержания
текста, и отвечать на вопросы, выражая свое мнение по теме и/или
поднимаемой проблеме
Дескрипторы:
Составляет сравнительную диаграмму
Составляет психологический портрет
Придумывает название для басни
Уровень мыслительных навыков: навыки высокого порядка
Задание №1
Составьте диаграмму Венна на тему «Старшее поколение и подростки».
Задание №2
Составьте психологический портрет современного подростка
Напишите мина рассуждение о портрете современного подростка «Что такое
хорошо и что такое плохо?»
Задание №3
Недаром говорят, что у людей 1.Придумайте название для
15


Page 16

Хороший друг ценнее ста рублей.
Не все оценят друга в срок,
Пока судьба не даст урок...
Нашел зайчишка кошелёк.
Деньгами туго он набит.
Весь лес тотчас к себе привлёк,
А старый друг его забыт.
Теперь в друзьях его лиса,
Медведь, кабан да серый волк.
Купи того, пойдем сюда,
Тащи еды - и он волок.
Сурок, со школы лучший друг,
У зайца хлеба не просил,
Не льстил, всё дружбой дорожил,
А заяц про него забыл.
Но деньги кончились, и вот
Пропали новые друзья:
Ушла лиса, исчез и волк,
К медведю в гости – всё - нельзя.
И заяц сильно заболел.
И только старый друг сурок,
Лечил, заботой обогрел -
Такой у зайца был урок.
басни.
2.Какова мораль басни?
Закончите четверостишием
басню
Мораль всей басни такова………..
Тема: «И.А.Крылов. Ворона и лисица. Басня, завязка, кульминация, развязка,
композиция»
Цели обучения:
6.3.1.1 понимать основную информацию, определяя тему, цель или
назначение текста;
6.3.2.1 определять стилистические особенности текстов художественного
стиля (басня), официально-делового стиля (поздравление);
6.3.3.1 формулировать вопросы, направленные на оценку содержания
текста, и отвечать на вопросы, выражая свое мнение по теме и/или
поднимаемой проблеме
Дескрипторы:
Сопоставляет слова с их значением
Берет интервью у персонажей
Уровень мыслительных навыков: применение
Задание №1
Сопоставьте слова и их значение
Слова Значение
1)лесть А) внушающий отвращение, омерзительный
2)льстец Б) взобраться с усилием на что – то высокое
3)гнусный В) привлек внимание, привел в восторг
16


Page 17

4)взгромоздиться Г) от слова вещунья – предсказательница
5)пленил Д) расширенная часть пищевода, где накапливается и
предварительно обрабатывается пища.
6)вещуньина (голова)Е) льстивый человек
7)зоб у птиц, насекомыхЖ) лицемерное, угодливое восхваление
Задание №2
Возьмите интервью у героев басни, расскажите о их мнении….
Задание №3
1. Где льстец всегда
отыщет уголок?
a)В душе
b)В сердце
c)В доме
2. Что бог послал вороне?
a)Монету
b)Сыр
c)Творог
3. Сколько сыра было
в басне?
a)Кусочек
b)Два кусочка
c)Килограмм
4. Где сидела
ворона?
a)На
сосне
b)На
ели
c)На
дубе
5. Где ворона держала
сыр?
a)В лапах
b)В пакете
c)Во рту
6. Почему лисица
обратила внимание
на ворону?
a)Решила
сделать ей
комплимент
b)Захотела
сыр
c)Решила
поздоровать
ся
7. Какое определение
лисица дала голосу
вороны?
a)Неприятный
b)Божественный
c)Ангельский
8. Что лисица
попросила сделать
ворону?
a)Отдать ей сыр
b)Спеть
c)Указать
дорогу
9. Почему у
вороны сперло
дыхание?
a)От
гнева
b)От
радос
ти
c)От
сыра
10. Как лисица
обхитрила ворону?
a)Лестью
b)Незаметно
стащила сыр
c)Обещала
потом отдать
сыр
Тема: «А.П.Чехов. «Хамелеон». Диалог»
Цели обучения:
6.4.1.1 создавать тексты художественного стиля (стихотворение) и официально-
делового стиля (поздравление);
6.4.3.1 представлять информацию в видеиллюстраций, сюжетных рисунков,
комиксов, в т.ч. с использованием ИКТ
Дескрипторы:
Определяет героев рассказа «Хамеллеон»
Работает с проблемным вопросом
Работает с сюжетом рассказа
Уровень мыслительных навыков: знание и понимание, навыки высокого порядка
17


Page 18

Задание №1
Назовите героев рассказа «Хамелеон»
Ювелир, любитель выпить, поскандалить, поживиться за
чужой счёт. Ни умом, ни работоспособностью не
отличается, так как в дневное время пьянствует,
издевается над животными. Лгун и лицемер
Елдырин
Городовой, безлик и глуп. Прислуживает полицейскому,
носит его вещи, безмолвно выполняет все приказания,
смешной и жалкий.
Очумелов
Совершенно беспринципный, ограниченный человек,
очень гибкий в вопросах справедливости, закона, правды.
Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих
целях, уважает статус и чин, а не закон.
Хрюкин
Задание №2
Назовите имена героев из рассказа «Хамелеон», определите их место в картине (кто
есть кто?).
Задание №3
Проблемный вопрос: «Чья собака?»
На верхних «косточках» скелета запишите мнения героев рассказа по данному
вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими,
представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Рекомендуется
использовать цветные ручки для записи мнений.
В хвостовой части скелета составьте и запишите оценочный вопрос.
18


Page 19

Тема: «Ч.Т.Айтматов. «Солдатенок». Сюжет»
Цели обучения:
6.5.1.1 использовать существительные в качестве несогласованных определений,
краткие прилагательные;
6.5.2.1 использовать возвратные глаголы
Дескрипторы:
Составляет портрет писателя
Сравнивает пары глаголов
Уровень мыслительных навыков: применение
Задание №2
Чингиз Айтматов
Составьте портрет писателя
_______________________________________________
_
_______________________________________________
_
_______________________________________________
_
_______________________________________________
_
_______________________________________________
_
_______________________________________________
_
_______________________________________________
_
_______________________________________________
_
_______________________________________________
_
_______________________________________________
_
_______________________________________________
19


Page 20

_
_______________________________________________
_
Задание №3
Сравните пары глаголов
1.________________________________
2.________________________________
3.________________________________
Глава II. «Живой мир вокруг нас»
Тема: «Твой шаг в природу. Склонение имен существительных»
Цели обучения:
6.1.2.1 понимать значение слов социально- культурной тематики;
6.1.3.1 понимать содержание рассказов, поэтических произведений/фрагментов,
содержащих знакомые лексические играмматические единицы, определяя тему и
основную мысль, характеризовать и оценивать поступки персонажей или
лирического героя
Дескрипторы:
Составляет правила поведения в лесу
Находит имена существительные первого склонения
Отгадывает ребусы по теме
Уровень мыслительных навыков: знание и понимание, применение
Задание №1
20
1.Используя знаки составьте
правила поведения в лесу.
2.13,14,15 пунктом добавьте
свои правила.
13


Page 21

Задание №2
21
14 15


Page 22

Задание №3
Отгадайте ребусы
Тема: «Зеленый мир. Полные и краткие прилагательные»
Цели обучения:
22


Page 23

6.1.2.1 понимать значение слов социально- культурной тематики;
6.1.3.1 понимать содержание рассказов, поэтических произведений/фрагментов,
содержащих знакомые лексические играмматические единицы, определяя тему и
основную мысль, характеризовать и оценивать поступки персонажей или
лирического героя
Дескрипторы:
Описывает природу полными и краткими прилагательными
Приводит в соответствие изображение растений с описаниями
Вставляет пропущенные буквы
Уровень мыслительных навыков: знание и понимание, применение
Задание №1
Какая бывает природа? Опишите полными и краткими прилагательными.
Задания №2
Приведите в соответствие
1
А. Ромашка- цветет в июне- июле. Растет на
полях, обочинах дорог, в поселках.
Лекарственное растение- снимает воспаление.
2
В. Одуванчик- цветет в апреле- июне.
Встречается на лугах, в садах, на опушка.
Лекарственное растение- медоносное.
23


Page 24

3
С. Крапива- цветет в июне до сентября. Растет
по берегам водоемов, оврагов и в садах.
Лекарственное растение- останавливает
кровотечение.
4
Д. Подорожник- цветет в июне до сентября.
Растет по обочинам дорог, на полях.
Лекарственное растение- лечит ссадины.
Задание №3
Тема: «М.Д.Зверев. «Ласточки на паровозе». Особенности рассказа как малой
формы повествовательной литературы»
Цели обучения:
6.2.4.1 создавать высказывание (описание) с опорой на ключевые слова или план;
6.2.5.1 участвовать в диалоге-расспросе,меняя позицию «говорящий» на
"слушающий" с учетом выбранной роли
Дескрипторы:
Отгадывает кроссворд с иллюстрациями
Выполняет задание с лабиринтами
Уровень мыслительных навыков: применение
Задание №1
Рассмотрите внимательно иллюстрации птиц, впишите их названия.
24
Вставьте пропущенные буквы.
К вечеру пошел снег. Крупн_ мохнат_ снежинки закружились в воздух_. С каждой минутой
они становились все больше и больше. Наконец снег пов_лил хлопьями, зат_нул окрес_ность
мутн_ пеленой. В один миг крыльцо лесной сторожк_ и ветви стар_ сосен (с,з)делались бел_,
пушист_. Воздух был чист и свеж_. Наступила такая тишина, которая бывает только
зимой в стар_, глух_ лесу перед наступлением ночи.
Из мглист_ вечерн_ неба сыпал и сыпал на землю бел_ пух зимы.


Page 25

Ответы:
по горизонтали:
1. голубь
2. жаворонок
3. ворона
4. воробей
5. ласточка
по вертикали:
1. кукушка
2. соловей
3. сорока
4. Грач
Задание №2
Попробуйте себя в роли регулировщика железной дороги:
25


Page 26

Задание №3
Залетела ласточка в паровоз, как ей оттуда выбраться?
Тема: «М.М.Пришвин. «Этажи леса». Персонаж»
Цели обучения:
6.2.4.1 создавать высказывание (описание) с опорой на ключевые слова или план;
6.2.5.1 участвовать в диалоге-расспросе,меняя позицию «говорящий» на
"слушающий" с учетом выбранной роли
Дескрипторы:
Называет виды растений по иллюстрациям, определяет их место в лесу
26


Page 27

Называет качества настоящего охотника
Составляет предложения по картинке
Уровень мыслительных навыков: применение
Задание №1
Назовите виды растений и разместите их по этажам леса
Задание №2
Какими качествами должен обладать настоящий охотник?
Задание №3
27?????


Page 28

1.Составьте 3 простых предложения по картинке.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2.Переделайте предложения в сложные, используя союзное слово «который».
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3.Выполните синтаксический разбор предложений.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Тема: «В.С.Токарева. «Кошка на дороге». Эпизод»
Цели обучения:
6.3.5.1 составлять простой план;
6.3.6.1 анализировать содержание художественных произведений
небольшого объема, определяя особенности изображения главных и
второстепенных персонажей, лирического героя
Дескрипторы:
Составляет план
Анализирует содержание текста
Определяет глаголы первого спряжения
Уровень мыслительных навыков: навыки высокого порядка
Задание №1
Составьте план:
Элементы композиции (плана произведения «Кошка на дороге»):
Завязка – событие, которое является началом действия.
Кульминация – наивысшая точка нашего события.
Развязка – исход события (то, чем закончилось).
28


Page 29

Развитие действия – то, что происходит с героями от завязки до кульминации и от
кульминации до развязки.
Задание №2
Проанализируйте содержание рассказа
КЛИМОВ
Какие чувства вызывает у вас
Климов?
Как вы думаете, что заставило его
вернуться за кошкой?
Каким был Климов в начале
рассказа? Изменился ли герой после
встречи с кошкой?
КОШКА
Какие чувства вызывает у вас
кошка?
На что обращает внимание автор
при описании кошки? Как, по-
вашему, сложится её дальнейшая
судьба?
АВТОР
Как автор относится к Климову?
Как автор относится к кошке?
Подтвердите цитатами из текста.
Что хочет сказать автор своим
читателям?
Задание №3
29


Page 30

Тема: «В.П.Астафьев. «Белогрудка». Сюжетная линия»
Цели обучения:
6.3.5.1 составлять простой план;
6.3.6.1 анализировать содержание художественных произведений
небольшого объема, определяя особенности изображения главных и
второстепенных персонажей, лирического героя
Дескрипторы:
Приводит в соответствие
Указывает на верные и не верные утверждения
Высказывает мнение по сюжету
Уровень мыслительных навыков: применение, навыки высокого порядка
Задание №1
Приведите в соответствие
1.Косогор a)склон горы, холма
2.Вереино/ Зуяты b)сухие деревья, упавшие на землю
3.Простофиля c)кустарник с черными или
красными ягодами
4.Валежник d)глухое место, отдаленное от
людей
5.Глухомань e)простоватый человек, разиня
6.Бузина f)названия деревень
Задание №2
Укажите верные/ неверные утверждения по прочитанному тексту (стр.83-85)
Утверждения Верные Неверные
Куница Белогрудка выбрала густолесье, потому что там
красиво.
Белогрудка – враг человека.
Запахи деревни Белогрудкене нравятся.
Белогрудка – ответственная мать.
Похищение котят Белогрудки было необходимо
мальчишкам.
Белогрудка не почувствовала людей, потому что у неё
плохое чутьё.
Белогрудка мстительна по своей природе.
Мальчики осознали свою ошибку.
Задание №3
30


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!