Работа с текстом как средство развития функциональной грамотности учащихся

Тақырып бойынша 18 материал табылды

Работа с текстом как средство развития функциональной грамотности учащихся

Материал туралы қысқаша түсінік
русский язык и литература
Материалдың қысқаша нұсқасы

Алматинская область

Енбекшиказахский район

КГУ «Енбекская средняя школа

с Орнекской начальной школой »

Учитель русского языка и литературы:

Жалгасбаева Жанар Кайсаровна


Работа с текстом как средство

развития функциональной грамотности учащихся


Современное образование ставит перед собой задачу подготовки школьников к жизни в быстро меняющемся мире, где умение работать с информацией, анализировать текст и правильно применять знания является необходимым навыком. Одним из важнейших элементов этой подготовки является развитие функциональной грамотности учащихся, которое напрямую связано с эффективной работой с текстом на уроках русского языка и литературы.

1. Введение в проблему

Функциональная грамотность — это способность человека эффективно использовать свои знания и умения в различных жизненных ситуациях. В контексте школьного образования это включает в себя умение читать и понимать текст, анализировать информацию, формировать собственное мнение и передавать его в письменной и устной форме.

Важную роль в развитии функциональной грамотности играет работа с текстом, как в области литературного анализа, так и в рамках работы с функциональными текстами (публицистика, инструкции, информационные материалы). Это создает условия для создания авторской программы, которая направлена на развитие у учащихся навыков работы с текстами разных типов, а также на развитие критического мышления, самостоятельности и аргументации.

2. Цели и задачи авторской программы

Целью авторской программы является развитие у школьников функциональной грамотности через интеграцию различных методов работы с текстами. В программе акцент сделан на том, чтобы учащиеся не только овладевали основами литературного анализа, но и научились применять полученные знания для решения практических задач.

Задачи программы:

Развитие навыков аналитического и критического чтения.

Повышение уровня понимания и интерпретации различных типов текстов.

Формирование умения работать с информацией в различных формах (литературные произведения, статьи, инструкции, рекламные тексты).

Создание условий для творческого подхода в обработке текстов, включая собственные исследования и проекты.

Развитие умения ясно и логично излагать свои мысли в письменной и устной форме.


3. Инновационные методы работы с текстом

Проектная методика
Одним из эффективных способов работы с текстом является проектная методика. Учащиеся работают над созданием проектов, которые включают в себя глубокое исследование текстов, их анализ и интерпретацию. Например, проект «Литературные герои в реальной жизни» предполагает не только анализ произведений классиков литературы, но и сопоставление литературных образов с реальными личностями, историческими событиями.

Технология критического мышления
Методики, основанные на технологии критического мышления, предполагают активную работу учащихся с текстом через различные вопросы, которые направляют их к глубокому осмыслению прочитанного. Метод «6 шляп мышления» Эдварда де Боно помогает учащимся рассматривать текст с разных сторон, анализировать его с разных точек зрения и формировать самостоятельное мнение.

Использование цифровых технологий
Для работы с текстами в современных условиях актуально использование цифровых технологий. Видеоуроки, онлайн-платформы для совместной работы, создание мультимедийных презентаций по текстам — все это способствует более глубокому усвоению материала. В частности, использование образовательных онлайн-платформ позволяет учащимся развивать навыки работы с информацией, поиска и критической оценки источников, что также способствует развитию функциональной грамотности.

Интерактивные методы (дискуссии, дебаты)
Для повышения уровня функциональной грамотности можно использовать интерактивные методы обучения. Например, проведение литературных дискуссий или дебатов, где учащиеся должны защищать свои точки зрения, аргументировать свои утверждения и, при необходимости, пересматривать свою позицию в ответ на критику. Эти методы способствуют развитию речи, логики и аналитического подхода.

Работа с разными типами текстов
Необходимо не ограничиваться исключительно литературными произведениями. Важно, чтобы учащиеся научились работать с текстами разного типа: от научных и информационных до рекламных и инструктивных. Это развивает умение анализировать различные структуры и цели текстов, что является важным аспектом функциональной грамотности.

4. Практическое применение программы

Для реализации программы можно предложить следующие конкретные шаги:

Чтение и анализ различных типов текстов: от классических произведений до современных публикаций в СМИ и Интернете.

Использование методики «Обратной связи»: обсуждение прочитанного в классе, высказывание мнений и аргументов.


Работа с учебными и практическими заданиями: например, составление аннотаций, рецензий на произведения или анализ рекламных и информационных текстов.

Интерактивные задания: например, создание мультимедийных проектов, презентаций, участие в дебатах.

Разработка эссе, рефератов и других письменных работ, что позволяет учащимся развивать навыки письма и логического изложения мысли.

5. Заключение

Развитие функциональной грамотности является ключевым элементом образовательного процесса в современной школе. Использование инновационных методов на уроках русского языка и литературы, основанных на авторской программе, способствует более глубокой и осмысленной работе с текстами, что позволяет учащимся развивать критическое мышление, умение анализировать и интерпретировать информацию, а также применять эти навыки в реальной жизни. В итоге, такие подходы позволяют формировать у школьников необходимые компетенции, которые помогут им эффективно функционировать в информационном обществе.



Артемова, М. С. (2019). Методы преподавания русского языка и литературы в школе. Москва: Издательство "Просвещение".

Соколова, И. П. (2018). Инновационные методы в преподавании русского языка и литературы. Санкт-Петербург: Питер.

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
13.03.2025
94
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі