
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы; написание эссе.
Развитие читательской грамотности
на уроках русского языка и литературы;
написание эссе.
Актуальность данной темы состоит в том, что основная задача современной школы – формирование функциональной грамотности ее выпускников. На сегодняшний день грамотная речь является показателем коммуникативной культуры современной личности. Раскрыть в себе эти качества, понять свой внутренний мир помогает эссе. Именно в нем можно показать собственную индивидуальность. При работе над эссе используется читательский и жизненный опыт ученика, проявляется сфера его интересов, активизируется мыслительная деятельность, умение строить собственные высказывания в данном жанре.
Цель курса:
— развитие творческих способностей у учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение ее выразить;
—формирование коммуникативной гармонично развитой личности с богатым словарный запасом, умеющей грамотно его использовать в построении собственных мыслей и выражении личностной позиции;
— подготовка учащихся к сдаче письменной экзаменационной работе по русскому языку .
Задачи курса:
1. Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение;
2. Формировать умения и навыки критического мышления;
3. Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста;
4. Формировать функциональную грамотность через развитие практических навыков применения языковых единиц в речевой деятельности: чтении, письме;
5. Способствовать самостоятельному приобретению знаний учащимися в ходе выполнения творческих работ, систематизировать полученную информацию, вырабатывать навыки применения знаний на практике;
6. Обогатить разнообразие словарного запаса.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся:
- разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе;
- анализировать творческие работы самих учащихся и рецензировать их;
- применять словарный запас в различных формах выражения мысли.
Жанр эссе находится в постоянном развитии и становится особенно востребованным в настоящее время, когда обществу требуется конкурентоспособная личность. Эссе – это прозаическое сочинение, имеющее композиционную цельность и логическую последовательность. Обучение учащихся этому виду работы способствует развитию самостоятельности мышления, поиску форм творческого самовыражения. Происходит обогащение речи учащихся, наблюдается стремление к совершенствованию стиля и манеры изложения пишущего. Эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом.
Констатирующая (содержательная) часть
Тематическое планирование уроков в 9 классе – 34 часа. При составлении курса были учтены: требования государственного стандарта Республики Казахстан, основные задачи, использование инновационных методов обучения в поиске стимулирования творческой работы учащихся.
-
Введение. Цель, задачи курса- 1час
-
Жанровая классификация эссе- 1час
-
Эссе как вид творческой работы-1час
-
Знакомство с эссе как жанром литературного произведения-1час
-
Отличительные признаки эссе-1час
-
Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся-1час
-
Определяем границы темы и главную идею эссе-1час
-
Последовательность работы над эссе. Вступление (виды вступлений)- 1час
-
Последовательность работы над эссе. Главный тезис. (аргументация)- 1час
-
Последовательность работы над эссе. Заключение (виды заключений)- 1час
-
Совершенствуем свою речь-1час
-
Средства художественной выразительности в эссе. Тропы. Фигуры речи-1час
-
Использование цитат в эссе. Знаки препинания при цитатах-1час
-
Пишем аргументированное эссе -2 часа
-
Корректировка творческих работ учащихся-1час
-
Сохранение эмоционально-эстетической стороны художественного произведения в творческих работах учащихся-1час
-
Типичные ошибки. Как избежать их? - 1час
-
Избавляемся от шаблонов-1час
-
Пишем эссе на свободную тему- 2 часа
-
Корректировка творческих работ учащихся-1час
-
Речевые клише к написанию эссе-1час
-
Эссе в форме письма- 2 часа
-
Корректировка творческих работ учащихся-1час
-
Мотивационное эссе-2 часа
-
Корректировка творческих работ учащихся-1час
-
Критерии оценивания эссе-1час
-
Совершенствование навыков написания эссе.
-
Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум)- 1час
-
Эссе на экзамене по русскому языку -1час
-
Заключение. Творческие работы учащихся-1час
Нормативная часть
№ № |
Раздел Подраздел Тема |
Цели обучения |
Количество часов |
Образовательный продукт |
||
Всего |
Лекция Теория |
Практика |
||||
1 |
Введение. Цель, задачи курса. Составление плана |
11.2.5 использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий 11.2.6 извлекать, информацию из различных источников, устанавливая взаимосвязи и делая обоснованные выводы |
1 |
1 |
|
Опорный конспект. Тезисы |
2 |
Жанровая классификация эссе. |
11.1.1 понимать главную, детальную, скрытую информацию сплошных и несплошных текстов, критически оценивая авторскую позицию и скрытый смысл текста |
1 |
1 |
|
«Трехчастный дневник» Опорная схема |
3 |
Эссе как вид творческой работы |
11.3.6. писать тексты-описания и тексты-повествования вразличных жанрах, используя приемы, отражающие убеждения, взгляды и чувства автора 11.1.3 прогнозировать содержание текста по таблицам и схемам |
1 |
1 |
|
Кластер, схема |
4 |
Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. |
11.3.2 представлять информацию в виде презентации, используя таблицы, схемы, графики, диаграммы аудиофайлы, фотографии, движущиеся картинки |
1 |
1 |
|
Презентация |
5 |
Отличительные признаки эссе. |
11.1.1 составлять разные виды плана, в том числе план - опорная схема 11.1.6 оценивать прослушанный материал с точки зрения убедительности, критически оценивая его |
1 |
1 |
|
Назывной план Тезисный план План-опорная схема |
6 |
Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся. |
11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы |
1 |
1 |
|
«Интеллект-карта» |
7 |
Определяем границы темы и главную идею эссе. |
11.1.2 определять основную мысль, опираясь на цель и позицию автора текста |
1 |
1 |
|
Опорный конспект |
8 |
Последовательность работы над эссе. Вступление (виды вступлений). |
11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы |
1 |
1 |
|
Кластер, схема |
9 |
Последовательность работы над эссе. Главный тезис. (аргументация). |
11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы |
1 |
1 |
|
Составление инструкции |
10 |
Последовательность работы над эссе. Заключение (виды заключений). |
11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы |
1 |
1 |
|
Кластер, схема |
11 |
Совершенствуем свою речь. |
11.1.4 участвовать в деловой беседе, решая проблему и достигая договоренности 11.1.5строить развернутый монолог для публичного выступления в рамках общественно-политической, социально-культурной, социально-экономической и учебно-научной сфер |
1 |
|
1 |
Устное выступление |
12 |
Средства художественной выразительности в эссе. Тропы. Фигуры речи. |
11.4.2 использовать специальную лексику, различные изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения |
1 |
|
1 |
Презентация |
13 |
Использование цитат в эссе. Знаки препинания при цитатах. |
11.3.3 создавать тексты различных типов и стилей (аннотация, статья, репортаж, публичное выступление) уместно употреблять цитирование с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации; уместно использовать цитирование |
1 |
|
1 |
Опорный конспект. Тезисы |
14 |
Пишем аргументированное эссе -2 часа |
11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы |
2 |
|
2 |
Эссе на литературную тему |
15 |
Корректировка творческих работ учащихся. |
11.3.5 корректировать и редактировать все имеющиеся недочеты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию, ситуацию общения и воздействие на читателя |
1 |
|
1 |
Памятка написания эссе |
16 |
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз |