Материалдар / Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы; написание эссе.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы; написание эссе.

Материал туралы қысқаша түсінік
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы; написание эссе. Актуальность данной темы состоит в том, что основная задача современной школы – формирование функциональной грамотности ее выпускников. На сегодняшний день грамотная речь является показателем коммуникативной культуры современной личности. Раскрыть в себе эти качества, понять свой внутренний мир помогает эссе. Именно в нем можно показать собственную индивидуальность. При работе над эссе используется читательский и жизненный опыт ученика, проявляется сфера его интересов, активизируется мыслительная деятельность, умение строить собственные высказывания в данном жанре.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
10 Желтоқсан 2021
374
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Развитие читательской грамотности

на уроках русского языка и литературы;

написание эссе.




Актуальность данной темы состоит в том, что основная задача современной школы – формирование функциональной грамотности ее выпускников. На сегодняшний день грамотная речь является показателем коммуникативной культуры современной личности. Раскрыть в себе эти качества, понять свой внутренний мир помогает эссе. Именно в нем можно показать собственную индивидуальность. При работе над эссе используется читательский и жизненный опыт ученика, проявляется сфера его интересов, активизируется мыслительная деятельность, умение строить собственные высказывания в данном жанре.

Цель курса:

 —  развитие творческих способностей у учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение ее выразить;

 —формирование коммуникативной гармонично развитой личности с богатым словарный запасом, умеющей грамотно его использовать в построении собственных мыслей и выражении личностной позиции;

—  подготовка учащихся к сдаче письменной экзаменационной работе по русскому языку .

Задачи курса:

1. Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение;

2. Формировать умения и навыки критического мышления;

3. Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста;

4. Формировать   функциональную грамотность через развитие практических навыков применения языковых единиц в речевой деятельности: чтении, письме;

5. Способствовать самостоятельному приобретению знаний учащимися в ходе выполнения творческих работ, систематизировать полученную информацию, вырабатывать навыки применения знаний на практике;

6. Обогатить разнообразие словарного запаса. 

Ожидаемые результаты:

Учащиеся научатся:

 разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе;

-  анализировать творческие работы самих учащихся и рецензировать их;

- применять словарный запас в различных формах выражения мысли.


Жанр эссе находится в постоянном развитии и становится особенно востребованным в настоящее время, когда обществу требуется конкурентоспособная личность. Эссе – это прозаическое сочинение, имеющее композиционную цельность и логическую последовательность. Обучение учащихся этому виду работы способствует развитию самостоятельности мышления, поиску форм творческого самовыражения. Происходит обогащение речи учащихся, наблюдается стремление к совершенствованию стиля и манеры изложения пишущего. Эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом.


Констатирующая (содержательная) часть


Тематическое планирование уроков в 9 классе – 34 часа. При  составлении курса были учтены: требования государственного стандарта Республики Казахстан, основные задачи, использование инновационных методов обучения в поиске стимулирования творческой работы учащихся.                                       

  1. Введение. Цель, задачи курса- 1час

  2. Жанровая классификация эссе- 1час

  3. Эссе как вид творческой работы-1час

  4. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения-1час

  5. Отличительные признаки эссе-1час

  6. Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся-1час

  7. Определяем границы темы и главную идею эссе-1час

  8. Последовательность работы над эссе. Вступление (виды вступлений)- 1час

  9. Последовательность работы над эссе. Главный тезис. (аргументация)- 1час

  10. Последовательность работы над эссе. Заключение (виды заключений)- 1час

  11. Совершенствуем свою речь-1час

  12. Средства художественной выразительности в эссе. Тропы. Фигуры речи-1час

  13. Использование цитат в эссе. Знаки препинания при цитатах-1час

  14. Пишем аргументированное эссе -2 часа

  15. Корректировка творческих работ учащихся-1час

  16. Сохранение эмоционально-эстетической стороны художественного произведения в творческих работах учащихся-1час

  17. Типичные ошибки. Как избежать их? - 1час

  18. Избавляемся от шаблонов-1час

  19. Пишем эссе на свободную тему- 2 часа

  20. Корректировка творческих работ учащихся-1час

  21. Речевые клише к написанию эссе-1час

  22. Эссе в форме письма- 2 часа

  23. Корректировка творческих работ учащихся-1час

  24. Мотивационное эссе-2 часа

  25. Корректировка творческих работ учащихся-1час

  26. Критерии оценивания эссе-1час

  27. Совершенствование навыков написания эссе.

  28. Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум)- 1час

  29. Эссе на экзамене по русскому языку -1час

  30. Заключение. Творческие работы учащихся-1час


Нормативная часть


Раздел

Подраздел

Тема 

Цели обучения

Количество часов

Образовательный продукт

Всего

Лекция Теория

Практика

1

Введение. Цель, задачи курса.

Составление плана

11.2.5 использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий

11.2.6 извлекать,  информацию из различных источников, устанавливая взаимосвязи и делая обоснованные выводы

1

1


Опорный конспект. 

Тезисы

2

Жанровая классификация эссе.

11.1.1     понимать  главную, детальную, скрытую информацию  сплошных и несплошных текстов, критически оценивая авторскую позицию   и скрытый смысл текста

1

1


«Трехчастный дневник»

Опорная схема

3

Эссе как вид творческой работы

11.3.6. писать тексты-описания и тексты-повествования вразличных жанрах, используя приемы, отражающие убеждения, взгляды и чувства автора

11.1.3 прогнозировать содержание текста по таблицам и схемам

1

1


Кластер, схема


4

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.


11.3.2 представлять информацию в виде презентации,     используя таблицы, схемы, графики, диаграммы аудиофайлы, фотографии, движущиеся картинки

1

1


Презентация

5

Отличительные признаки эссе.

11.1.1 составлять разные виды плана, в том числе план - опорная схема

11.1.6 оценивать прослушанный материал с точки зрения убедительности, критически оценивая его

1

1


Назывной план

Тезисный план

План-опорная схема


6

Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся.

11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

1

1



«Интеллект-карта»

7

Определяем границы темы и главную идею эссе.

11.1.2 определять основную мысль, опираясь на цель и позицию автора текста

1

1


Опорный конспект



8

Последовательность работы над эссе. Вступление (виды вступлений).

11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

1

1


Кластер, схема




9

Последовательность работы над эссе. Главный тезис. (аргументация).

11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

1

1



Составление инструкции

10

Последовательность работы над эссе. Заключение (виды заключений).

11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

1

1


Кластер, схема




11

Совершенствуем свою речь.

11.1.4 участвовать в деловой беседе, решая проблему и достигая договоренности  

11.1.5строить развернутый монолог для публичного выступления в рамках общественно-политической, социально-культурной, социально-экономической и учебно-научной сфер

1


1

Устное выступление

12

Средства художественной выразительности в эссе. Тропы. Фигуры речи. 

11.4.2 использовать специальную лексику, различные изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения

1


1


Презентация

13

Использование цитат в эссе. Знаки препинания при цитатах.

11.3.3 создавать тексты различных типов и стилей (аннотация, статья, репортаж, публичное выступление) уместно употреблять цитирование с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации; уместно использовать цитирование


1


1


Опорный конспект. 

Тезисы

14

Пишем аргументированное эссе -2 часа


11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической  литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы

2


2

Эссе на литературную тему

15

Корректировка творческих работ учащихся.

11.3.5 корректировать и редактировать

все имеющиеся недочеты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию,  ситуацию общения и воздействие на читателя

1


1

Памятка

написания  эссе

16

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!