Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Развитие читательской грамотности на уроках русского языка и литературы; написание эссе.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Развитие читательской грамотности
на уроках русского языка и литературы;
написание эссе.
Актуальность данной темы состоит в том, что основная задача современной школы – формирование функциональной грамотности ее выпускников. На сегодняшний день грамотная речь является показателем коммуникативной культуры современной личности. Раскрыть в себе эти качества, понять свой внутренний мир помогает эссе. Именно в нем можно показать собственную индивидуальность. При работе над эссе используется читательский и жизненный опыт ученика, проявляется сфера его интересов, активизируется мыслительная деятельность, умение строить собственные высказывания в данном жанре.
Цель курса:
— развитие творческих способностей у учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умение ее выразить;
—формирование коммуникативной гармонично развитой личности с богатым словарный запасом, умеющей грамотно его использовать в построении собственных мыслей и выражении личностной позиции;
— подготовка учащихся к сдаче письменной экзаменационной работе по русскому языку .
Задачи курса:
1. Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение;
2. Формировать умения и навыки критического мышления;
3. Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста;
4. Формировать функциональную грамотность через развитие практических навыков применения языковых единиц в речевой деятельности: чтении, письме;
5. Способствовать самостоятельному приобретению знаний учащимися в ходе выполнения творческих работ, систематизировать полученную информацию, вырабатывать навыки применения знаний на практике;
6. Обогатить разнообразие словарного запаса.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся научатся:
- разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе;
- анализировать творческие работы самих учащихся и рецензировать их;
- применять словарный запас в различных формах выражения мысли.
Жанр эссе находится в постоянном развитии и становится особенно востребованным в настоящее время, когда обществу требуется конкурентоспособная личность. Эссе – это прозаическое сочинение, имеющее композиционную цельность и логическую последовательность. Обучение учащихся этому виду работы способствует развитию самостоятельности мышления, поиску форм творческого самовыражения. Происходит обогащение речи учащихся, наблюдается стремление к совершенствованию стиля и манеры изложения пишущего. Эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом.
Констатирующая (содержательная) часть
Тематическое планирование уроков в 9 классе – 34 часа. При составлении курса были учтены: требования государственного стандарта Республики Казахстан, основные задачи, использование инновационных методов обучения в поиске стимулирования творческой работы учащихся.
-
Введение. Цель, задачи курса- 1час
-
Жанровая классификация эссе- 1час
-
Эссе как вид творческой работы-1час
-
Знакомство с эссе как жанром литературного произведения-1час
-
Отличительные признаки эссе-1час
-
Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся-1час
-
Определяем границы темы и главную идею эссе-1час
-
Последовательность работы над эссе. Вступление (виды вступлений)- 1час
-
Последовательность работы над эссе. Главный тезис. (аргументация)- 1час
-
Последовательность работы над эссе. Заключение (виды заключений)- 1час
-
Совершенствуем свою речь-1час
-
Средства художественной выразительности в эссе. Тропы. Фигуры речи-1час
-
Использование цитат в эссе. Знаки препинания при цитатах-1час
-
Пишем аргументированное эссе -2 часа
-
Корректировка творческих работ учащихся-1час
-
Сохранение эмоционально-эстетической стороны художественного произведения в творческих работах учащихся-1час
-
Типичные ошибки. Как избежать их? - 1час
-
Избавляемся от шаблонов-1час
-
Пишем эссе на свободную тему- 2 часа
-
Корректировка творческих работ учащихся-1час
-
Речевые клише к написанию эссе-1час
-
Эссе в форме письма- 2 часа
-
Корректировка творческих работ учащихся-1час
-
Мотивационное эссе-2 часа
-
Корректировка творческих работ учащихся-1час
-
Критерии оценивания эссе-1час
-
Совершенствование навыков написания эссе.
-
Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум)- 1час
-
Эссе на экзамене по русскому языку -1час
-
Заключение. Творческие работы учащихся-1час
Нормативная часть
№ № |
Раздел Подраздел Тема |
Цели обучения |
Количество часов |
Образовательный продукт |
||
Всего |
Лекция Теория |
Практика |
||||
1 |
Введение. Цель, задачи курса. Составление плана |
11.2.5 использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий 11.2.6 извлекать, информацию из различных источников, устанавливая взаимосвязи и делая обоснованные выводы |
1 |
1 |
|
Опорный конспект. Тезисы |
2 |
Жанровая классификация эссе. |
11.1.1 понимать главную, детальную, скрытую информацию сплошных и несплошных текстов, критически оценивая авторскую позицию и скрытый смысл текста |
1 |
1 |
|
«Трехчастный дневник» Опорная схема |
3 |
Эссе как вид творческой работы |
11.3.6. писать тексты-описания и тексты-повествования вразличных жанрах, используя приемы, отражающие убеждения, взгляды и чувства автора 11.1.3 прогнозировать содержание текста по таблицам и схемам |
1 |
1 |
|
Кластер, схема |
4 |
Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. |
11.3.2 представлять информацию в виде презентации, используя таблицы, схемы, графики, диаграммы аудиофайлы, фотографии, движущиеся картинки |
1 |
1 |
|
Презентация |
5 |
Отличительные признаки эссе. |
11.1.1 составлять разные виды плана, в том числе план - опорная схема 11.1.6 оценивать прослушанный материал с точки зрения убедительности, критически оценивая его |
1 |
1 |
|
Назывной план Тезисный план План-опорная схема |
6 |
Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции учащихся. |
11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы |
1 |
1 |
|
«Интеллект-карта» |
7 |
Определяем границы темы и главную идею эссе. |
11.1.2 определять основную мысль, опираясь на цель и позицию автора текста |
1 |
1 |
|
Опорный конспект |
8 |
Последовательность работы над эссе. Вступление (виды вступлений). |
11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы |
1 |
1 |
|
Кластер, схема |
9 |
Последовательность работы над эссе. Главный тезис. (аргументация). |
11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы |
1 |
1 |
|
Составление инструкции |
10 |
Последовательность работы над эссе. Заключение (виды заключений). |
11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы |
1 |
1 |
|
Кластер, схема |
11 |
Совершенствуем свою речь. |
11.1.4 участвовать в деловой беседе, решая проблему и достигая договоренности 11.1.5строить развернутый монолог для публичного выступления в рамках общественно-политической, социально-культурной, социально-экономической и учебно-научной сфер |
1 |
|
1 |
Устное выступление |
12 |
Средства художественной выразительности в эссе. Тропы. Фигуры речи. |
11.4.2 использовать специальную лексику, различные изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения |
1 |
|
1 |
Презентация |
13 |
Использование цитат в эссе. Знаки препинания при цитатах. |
11.3.3 создавать тексты различных типов и стилей (аннотация, статья, репортаж, публичное выступление) уместно употреблять цитирование с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации; уместно использовать цитирование |
1 |
|
1 |
Опорный конспект. Тезисы |
14 |
Пишем аргументированное эссе -2 часа |
11.3.4 писать разные виды эссе, в том числе аргументированное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы |
2 |
|
2 |
Эссе на литературную тему |
15 |
Корректировка творческих работ учащихся. |
11.3.5 корректировать и редактировать все имеющиеся недочеты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию, ситуацию общения и воздействие на читателя |
1 |
|
1 |
Памятка написания эссе |
16 |
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз |