Доклад на
тему:
«РАЗВИТИЕ
ИСТОРИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ»
Преподаватель: Мадеев
Ж.Д.
Для
того чтобы
усовершенствовать ум, надо
больше размышлять, чем
заучивать.
Р.
Декардт
В
условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества
усложняется и возрастает социальная роль образования в целом и
учителя в часности. Развивающемуся обществу нужны современпо
образованные, нравственные, преприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их
дальнейшие последствия, способные к сотруднечеству, отлечаюшиеся
мобильностью, конструктивностью,
ответственностью.
Приоритетным становится развитие познавательных
способностей учащихся. В ходе развития происходит усложнение,
усовершенствование, углубление, вызревание заложенных в человеке
своиств и привитие ему социально значимых личностных качеств.
Благодаря способности к развитию, человек на протяжении всей своей
жизни находится в постаянном движении, изменении, становлениию.
Конечно же, этот процесс не всегда протекает гладко и предсказуемо,
в нем допустимы периоды ускорения и замедления, регрессы и кризисы.
Деятельность же педогога должна быть национальна на то, чтобы
развитие школьников сделать контролируемым, управляемым и
корректируемым. При этом необходимо помнить общие законы развития,
установленные в психологии: «Ребенок развивается, учась, и учась,
развивается, а учение проходит в деятельности по присвоению
социального опыта в общении с людьми, взрослыми и другими детьми».
Каждый ученик - это не сосуд, подлежащий заполнению разными
фактами, событтиами, терминами, а личность, которую следует научить
мыслить этими понятиями, теориями, законами,
законамерностями.
Относительно школьного исторического образования, отметим,
что государственный Образовательный Стандарт среднего (полного)
общего образования провозглашает одной из целевых установок
следующее: развитие у учащихся исторического мышления т.е.
способности рассматривать события и явления с точки зрения их
исторической обусловленности, сопоставлять различные версии оценки
исторических событий и личностей, определять и аргументировано
представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам
истории. Знаменитый методист Лернер И.Я. сформулировал
специфические черты исторического мышления. К числу характиристик
данного познавательного процесса он относил умение описать
общественное явление или событие, правильно отобрав характерные для
него факты; выяснение причин возникновения любого общественного
явления; осознание многообразия конкретного проявления
закономерностей истории; интерес к сопоставлению прошлого и
настоящего; умение извлекать из фактов прошлого уроки истории .
Многогранность структуры исторического мышления заставляет
педагогов систематически организовывать развитие этого процесса в
соответствии с определенными правилами и законами педагогики и
психологии.
Развитие исторического
мышления может быть реализовано только на базе общих законов
мышления, общеметодологических принципов познания и свойств
исторического познания, каков бы ни был его объект. Его черты
реализуются благодаря предметному содержанию истории, которое
диктует специфическое направление, чередование, сочетание
мыслительных операций, применение тех или иных методологических
идей. Любое мышление невозможно без знаний, без создания у учащихся
первоначального фундамента представлений. Голова, не содержащая
мыслей, рассуждать никогда не сможет. Для того чтобы мышление было
продуктивным, знания должны быть определённым образом организованы
в систему, весь излагаемый материал строго структурирован по
определённому принципу. Систематизация материала при изложении
означает представление информации в ближайших, затем всё более
отдалённых существенных связях. Важные процессы необходимо
объяснить так, чтобы стали ясными их механизмы. Освещаемый объект
представляется элементом более обширной системы и в доступных
случаях сам характеризуется как система взаимосвязанных элементов.
Структурированию подлежит как каждая тема, так и целостная эпоха,
освещаемая в курсе. Оно осуществляется постепенно и завершается в
конце темы или раздела на повторительно-обобщающих занятиях.
Например, обратимся к международным отношениям в конце XIX - начало
XX веков. Чтобы понять проблему, ученик должен осознать взаимосвязь
элементов, составляющих данное историческое явление:
1.Борьба великих держав за
передел мира;
2.Социально-экономические и
политические противоречия между мировыми державами и их
группами;
3.Неизбежность создания
блоков;
4.Гонка
вооружения;
5.Споры о неизбежности
войны
Каким бы конкретным
содержанием учитель не наполнил тему, необходимо осознание
учениками связи между указанными элементами. Важно, чтобы в ходе
обучения у каждого ребёнка произошла интеграция систем знаний на
основе научных представлений. Если этого не произойдёт, то научные
понятия останутся оторванными от личного опыта (и поэтому
формальными), школьник будет испытывать затруднения при
практическом их использовании, они будут быстро забываться. Поэтому
для постепенного развития нужно побудить школьников произвести
разноуровневые мыслительные операции: запоминание, воспроизведение,
соотнесение, сравнение, разработка собственной позиции,
аргументация. В рамках данной темы учитель совместно с детьми может
разобрать особенности эволюции франко-русских, германо-австрийских
отношений и т.п. В ходе изучения темы показывается механизм
постепенного складывания блоков, колебания отдельных стран, причины
сомнений и конечные решения. Существенно, чтобы учащиеся поняли
неизбежность I мировой войны и как эта ситуация воплощалась в
действиях великих держав, несмотря на их осторожность и
предусмотрительность. При обобщении темы не столько важна схема
событий, сколько становление в сознании учащихся модели непременных
связей между элементами исторического явления в рамках одной темы и
связь с последующими событиями.
В историческом мышлении
значительную роль играет исторический факт. От богатства фактов, характера их фонда,
накопленного памятью, зависит объём представлений, лежащий в основе
познания исторического процесса, содержательность его
теоретического понимания. Специфика исторического факта заключается
в том, что он неповторим, его нельзя воспроизвести. Поэтому для
формирования представлений о каком-либо факте прошлого необходимы
ассоциативные связи с имеющимися представлениями о современных
предметах и явлениях. Однако знание отдельных фактов не позволяет
говорить об усвоении истории. В познании факты нужны не только для
определения связей между ними, но и для обобщения их в систему
идей. Они являются источником и объектом мышления. Для того, чтобы
материал был хорошо усвоен, необходимо его понять. Понимание может
проявляться в слове и в действии. Долгое время использовался
пересказ учащимися того, что было усвоено. Однако пересказа
зачастую недостаточно, поэтому, активно используют
постановку
вопросов, по ответам
на которые судят о понимании. Поскольку существует опасность того,
что материал, особенно на устных предметах, будет механически
воспроизведён без достаточного осмысления, полезно видоизменять
формулировку вопроса, переконструировать логику изложения, задать
творческое задание. Критерием понимания могут также являться
действия, которые должны выполнить учащиеся в
соответствии с понятым материалом, например, соотнесите даты
правления с именами политических деятелей; оцените, используя
карту, геополитическое положение Казахстана в начале XX века;
дополните…; выделите основание…; сравните… Важно использовать оба
критерия понимания, поскольку между ними возможны серьёзные
расхождения. Таким образом, знание является фундаментом для
развития мышления. Начальным этапом зарождением мыслительного
процесса является зарождение проблемной ситуации. Мыслить человек
начинает, когда у него появляется потребность что-то понять.
Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или
недоумения, с противоречия. Мышление всегда сопровождается
открытием для себя чего-то нового, хотя бы в минимальной степени.
Цель учителя в данной ситуации создать наиболее благоприятные
условия для подобных открытий, в том числе с помощью
познавательных
задач.
Методически правильно будет
предъявлять учащимся задачи, перекликающиеся с содержанием
изучаемого материала. Успех обучения во многом зависит от
количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений,
помогающих развить способность учащихся быстро и точно
воспроизводить в памяти, ранее усвоенные знания. Мышление в своей
основе имеет ассоциативную деятельность, поэтому в обучении
необходимо стремление к образованию новых связей, ассоциаций. Новые
знания вступают в многообразные связи с уже имеющимися в сознании
сведениями, которые были получены в результате обучения.
Для успешного овладения
историческим мышлением учащимся необходимо овладеть целой системой
информационных и аналитических умений. На отдельно взятом уроке
учитель, как правило, организует освоение одного приёма
деятельности. Однако целесообразно раскрыть учащимся всю
совокупность приёмов, показать взаимосвязь выполняемых ими
операций. С этой целью широко используются различные активные
технологии: лабораторно-практические занятия, диспуты, дебаты,
создание исследовательских проектов.
Развитие исторического мышления у учащихся
проходит длительный и сложный путь развития от незнания к знанию,
от бездействия к активности, от бессознательности к осознанности.
Историческое мышление представляет собой единство содержания
методологических знаний, способов умственных действий и установок
личности на них, применение в познании и осмыслении конкретных
исторических явлений