Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Развитие лидерских качеств педагога как результат участия в конкурсах профессионального мастерства
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Развитие лидерских качеств педагога как результат участия в конкурсах профессионального мастерства
Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, ответственной, саморазвивающейся, самостоятельной и самосовершенствующейся. Общество нуждается в педагогах, способных по-новому и свежим взглядом посмотреть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает развитие лидерских качеств у педагогов, так как именно в этой профессии закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается в профессиональной деятельности.
Лидерство – это набор волевых качеств человека, который может и не проявляться в повседневной жизни, но непременно проявится в стрессовой ситуации. На сегодняшний день обществу не хватает лидеров, будь то личная, профессиональная или социальная сфера жизни, или что-то более своеобразное и творческое, нам нужны лидеры.
Лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью. Мы можем прожить всю жизнь, следуя за кемнибудь, претворяя в жизнь чужие желания, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные.
Этой проблемой занимались такие авторы как А.А. Бодалёва, А.Г. Кирпичник, А.В. Петровский, Л.И. Уманский, А.Н Лутошкина, которые в своих работах рассматривают способы формирования лидерских качеств, выделяют различные подходы к решению данной проблемы и утверждают, что лидерство является одновременно процессом личностным и межличностным, поэтому разработка программы по формированию лидерских качеств является актуальной.
Для того, чтобы развивать лидерские качества, нам нужно понять кто такой лидер?
Лидер – лицо, способное воздействовать на группу в целях удовлетворения интересов и достижения целей группы людей объединенных общей идеей. В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период. Обратимся к словарям, чтобы узнать понятия лидера, лидерства и лидерских качеств.
Термин «лидер» имеет два значения:
а) индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы).
б) лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.
В современной социальной психологии существует три подхода к изучению лидерства. Влияют ли черты личности лидера на его положение и статус в группе. Какую роль играют его личностные качества на его положение или личностные качества не играют роли на его положение в группе совсем?
«Теория черт лидера» Дмитрия Ольшанского исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врожденных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертность, способность к эмпатии—сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего – человека лидера.
В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены,превосходящие лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера.
Лидер – это глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации. "Политические лидеры". Тот, кто идёт первым в спортивном состязании. "Л. турнира". Соответственно, лидер — человек, имеющий это влияние.
Лидер-педагог – это личность, которой доверяют и которую признают; способная вести за собой коллектив детей (родителей, коллег), пробуждая их активность и интерес; воздействовать на процесс взаимодействия, регулируя взаимоотношения; ответственно организовать выполнение той или иной деятельности. Можно отметить, что в условиях обновления содержания образования педагог-лидер становится важным стратегическим ресурсом всех преобразований, способным генерировать и воспринимать инновации, готовым проявлять активность и творчество.
Одними из главных качеств, способствующих развитию лидерских качеств педагога являются самостоятельность и ответственность.
Лидерские качества — совокупность навыков, знаний, умений, позволяющих личности собирать команду единомышленников и воздействовать на них. Лидер должен обладать основными качествами: целеустремленность. Ведет за собой людей, четко видя цель и зная способ ее достижения.
Роберт Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоционального лидера – психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструментальный лидер – тот член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам пришли и другие американские исследователи. В советской литературе было отмечено, что, правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, однако, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы. Если верно, что лидер должен психологически соответствовать ожиданиям группы, то уже совершенно не верно, сводить ситуации к психологическим состояниям. Исследование лидерства, проведенное Н.С. Жеребовой, показало, что специфическая сфера деятельности: учеба, общественно-полезный труд, общественная работа, отдых всегда выдвигает своего инструментального лидера [жеребова]. Такие же данные получены и в работе, выполненной под руководством В.В. Шпалинского. При исследовании студенческих и трудовых коллективов в большинстве случаев лидерами в четырех названных сферах оказались различные люди. Полное совпадение лидеров в одном лице в 22 ситуациях совместной работы, учебы, общественно полезной деятельности и отдыха наблюдалось только в единичных случаях. В этой связи заслуживает внимания определение лидера, данное Б. Д. Парыгиным: «Лидер – это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели».
Каждый человек, стремящийся или желающий стать лидером должен обладать качествами присущими лидеру – лидерскими качествами. Именно эти качества и определяют роль лидера, объясняют, почему одни становятся лидерами и могут увлечь и повести за собой, другие же напротив не принимаются в качестве лидера и не пользуются авторитетом окружающих. Качества лидера – это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Если развивать лидерские качества, то можно из любого человека вырастить лидера. Лидерские качества можно разделить на три группы личные качества, организаторские и социальные. Далее мы подробно рассмотрим каждую группу лидерских качеств и выделим главные из них. Личные качества. Знание себя, своих чувств и эмоций – знать себя, чувствовать, что происходит внутри себя, уметь прислушаться к своим эмоциям и чувствам, к своей интуиции, ясно представлять чего ты хочешь – знание себя очень важное качества лидера. Это помогает ориентироваться в жизни, строить планы, понимать других людей. Помогает не упустить шанс, заметить подходящую возможность; готовность к риску – это одно из лидерских качеств, которое присуще многим современным лидерам. Настоящие лидеры не боятся рискнуть и изменить свою жизнь, они понимают, что за не проявленную инициативу порой приходится платить высокую цену. Потому 23 люди, стремящиеся изменить свою жизнь и отвечать за судьбу других, всегда готовы пойти на риск. Еще одно важное качество – это уверенность в себе – высокий и адекватный уровень самооценки в совокупности с уверенностью в себе помогают лидеру идти на риск, повышает в сложных и критических ситуациях смелость и решительность. Уверенность в себе и в своих силах позволяет лидеру расширять свои возможности и приобретать новый жизненный опыт.
Развитие педагога-лидера
Лидерские качества положительно влияют качество и эффективность преподавания. Педагог-лидер может повысить мотивацию к обучению учащихся. Он пользуется авторитетом среди коллег и может увлечь за собой окружающих.
Есть мнение, что лидерами рождаются, но это не так. Лидерские качества может развить каждый, если прилагать определенные усилия и проводить соответствующую работу над собой.
В лидерстве важную роль играют стиль общения. Лидер строит отношения на основе взаимного уважения и сотрудничества.
Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, новое, более совершенное, переход от закрепившегося качественного состояния к новому качественному состоянию, от низшего к высшему. Процесс достижения ранее не достигаемого результата.
Развитие лидерских качеств – это процесс преобразования своих природных задатков, появление новообразовании, развитие тех качеств , которые ранее не проявлялись. Развитие лидерских качеств это процесс формирования на основе природных задатков, определенные способности вовлекая человека в различные виды деятельности, вне которых психическое развитие невозможно. Чтобы в процессе развития сформировать у человека новую черту личности. Необходимо создать ситуацию , в которой человек пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а после закрепить это состояние и сделать его устойчивой чертой личности человека.
В общеобразовательном учреждении условиями развития лидерских качеств мы понимаем обстоятельства или обстановку, специально создаваемые педагогами и психологами школы предполагающих достижение определенного результата. Это может быть как спортивные мероприятия нутрии школы, интеллектуальные и творческие конкурсы, которые дают возможность проявить себя как в коллективе, так и индивидуально проявить себя.
Кроме того, творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы участия в трудовой деятельности. Немаловажным личностным качеством лидера является активная жизненная позиция – для адекватной ориентации в ситуации у лидера должна быть активная жизненная позиция. Это неотъемлемое лидерское качество оно позволяет лидеру всегда находится в гуще событий и быть более информированным. Инициативность и умение мотивировать себя – инициативные и активные люди мотивируют себя сами и не ждут пока кто-то другой вызовет в них желание к активной деятельности. Ответственность и толерантность. Все эти качества делают самомотивацию регулярной практикой в деятельности педагога.
Лидерство – тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к общей цели. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт.
Разные исследователи выделяли разные группы лидерских качеств. Их можно объединить в пять групп: физиологические, психологические (эмоциональные), интеллектуальные, личностно-деловые и моральные. Существует восемь главных теорий лидерства: Первая из них теории «великого человека». Сторонники этой теории считают, что способность к лидерству является врожденной чертой – что великими лидерами рождаются, а не становятся. Эти теории часто изображают великих лидеров как нечто героическое и невозможное, их предназначение стать вождями, когда в этом возникнет необходимость. Вторая из них теория «характерных черт». Теории черт предполагают, что люди наследуют определенные качества и черты, которые делают их более подходящими для лидерства. Теории черт часто определяет особенности личности или поведенческие характеристики, общие для руководителей. Третья теории «обстоятельств». Согласно этой теории, нет универсального стиля поведения для лидера, который бы одинаково хорошо работал во всех ситуациях. Успех зависит от целого ряда факторов, включая стиль руководителя, особенностей последователей, а также различные аспекты ситуаций. Четвертая из них ситуационная теория. Согласно ей лидерство рассматривают как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В ее основе лежит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства. Пятая бихевиористская теория. Основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. В этой теории лидерства основное 27 внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение. Шестая теория силы и влияния. Концентрирует основное внимание на сетях власти и влиянии, которые создает лидер. В основе этой теории лежит предположение, что все дороги ведут к лидеру, и отрицается значение последователей и силы культуры организации. Седьмая трансакционная теория «Теории Управления». Все более входящая в моду трансакционная теория уделяет основное внимание отношениям между лидерами и последователями. В ней анализируется взаимная выгода от отношений на основе обмена, когда лидер предлагает определенные вещи, такие, как ресурсы или вознаграждение, в обмен на признание последователями его власти. И восьмая заключительная теория трансформационная теория. В основе трансформационного лидерства лежит внутренняя мотивация. Акцент делается не на лести и преданности последователей, а на их действительной приверженности идеям лидера. В связи с этим лидер трансформационного типа является активным и творческим человеком, умеющим думать широко и образно.
Главным качеством учителя-лидера педагоги считают профессионализм. Необходимое условие профессионального роста — самообразование и саморазвитие. Нужно совершенствовать сильные стороны и работать над слабыми, проявлять инициативу, быть проактивным.
Образовательный процесс — совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Особое значение лидерства имеет в образовательном процессе. Оно имеет особенности, обусловленные целью и содержанием образовательного процесса. Благодаря лидерам, можно внедрять инновационные процессы в содержание образования. На сегодняшний день современное образование нуждается во внесение изменений в практику преподавания и обучения. Это связано с изменениями во всем мире, с процессом глобализации и информатизации. Именно лидеры способствуют тому, чтобы образовательный процесс реализовывался , исходя из потребностей и возможностей учащихся, предоставляя возможности для самоутверждения и саморазвития.
Можно рассмотреть понимание развитие лидерства в образовании через конкурсы профессионального мастерства.
Система содержания образования ставит задачу развивать и совершенствовать профессиональные компетенции педагогов в соответствии с актуальным уровнем развития научной сферы, требованиями, выраженными с ориентацией на мировые стандарты и тенденции. Основной формой развитие лидерства является конкурсное движение. В процессе происходит соревнование в профессиональном мастерстве, включающего как эмоциональную составляющую, так и рефлексивную деятельность педагогов. Конкурсы педагогического мастерства развивают спектр педагогических компетенций таких, как:
- развитие собственных возможностей, развитие навыков преподавания и обучения;
- инновационные подходы к решению проблемы;
- обобщение педагогического опыта внедрения инновационных технологий в образовательный процесс;
- совершенствование и развитие профессионального мышления, способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
- выявление лучших специалистов в определенной контекстной ситуации;
- развитие профессиональных мотивов и интересов.
Рассмотрены задачи и функции конкурса профессионального мастерства педагогов. Можно сделать вывод, что развитие профессиональных компетенций и профессионализации мышления педагога, принимающего участие в конкурсах разного уровня, напрямую влияет на развитие лидерства педагога.
Многие авторы в своем исследовании выделяют четыре этапа профессионального становления лидера:
Первый этап - профессиональные качества первого порядка: профессиональные знания, умения и навыки. Выявление ведущих ориентаций на успешную деятельность. Индивидуальная рефлексия.
Второй этап - качества профессионалов-мастеров: качества педагога, эксперта, консультанта, руководителя. Формирование лидерской направленности.
Третий этап - качества профессионала-новатора: уникальные профессиональные качества. Развитие креативного мышления.
Четвертый этап - профессиональные качества преобразователя, создающего ценности, преобразующие социокультурную ситуацию региона. Саморазвитие, формирование "я - концепция".
Основными компонентами творческого потенциала педагога-конкурсанта выделяем следующие: мировоззрение, определяющее направленность разума, воли и чувств на поиск новых подходов и решений, высокий уровень компетентности в творческой деятельности, умение использовать эвристический потенциал научного знания, устойчивые свойства, качества, способности личности к саморазвитию и созданию новых для данного субъекта предметов материальной и духовной культуры, способность к саморазвитию через преодоление внутренних противоречий.
Структура содержания подготовки и проведения конкурса профессионального мастерства, включающая компоненты творческой деятельности по прогнозированию нестандартных педагогических ситуаций, а также разработка и реализация структурно-функциональной модели развития творческого потенциала педагога, эффективно влияют на развитие творческого потенциала педагогов в конкурсах профессионального мастерства.
Я считаю, чтобы повысить качество образования в школе, нужно начинать с качественного состава педагогов. Необходимо распространить возможности лидерства на всех сотрудников и поощрять лидерство, через коучинги и менторинги проводить обучающие занятия по новым подходам в обучении и преподавании, внедрение китериального оценивания, повышать квалификации учителей, заниматься собственным исследованием, регулярно проводить Lesson Study, устанавливать связь с другими школами с целью обмена Сегодняшнее требование времени – педагоги должны развивать в себе лидерские качества, активно участвовать в анализе собственной деятельности. Таким образом, педагоги получают возможность определять критерии в своей профессиональной работе. Участие в конкурсах профессионального мастерства помогут определить приоритеты профессионального роста педагогов, будут способствовать развитию профессиональных компетенций.
Используйте любые возможности для саморазвития. За собственное саморазвитие отвечаем только мы сами. Источники для саморазвития не всегда находятся в сфере ваших интересов, вашего статуса в обществе и должности. Для того, чтобы развивать и совершенствовать свои лидерские качества и навыки необходимо использовать все предоставляющиеся вам возможности, а их множество. Возьмите на себя новые обязанности, попробуйте решить те ситуации, которые находятся вне зоны вашего комфорта и ваших трудовых или ученических задач. Попробуйте найти новые способы взаимодействия и управления как можно большим количеством людей. Чем больше у вас опыта управления коллективом и людьми в отдельности, тем больше шансов того, что 54 вы будете расти и развиваться как успешный лидер и надежный руководитель способный вести за собой людей. Следите и совершенствуйте свои навыки общения и публичного выступления. Хороший руководитель должен уметь находить подход и общаться на всех уровнях и со всеми людьми независимо от их статуса и положения в обществе. Развитие навыков общения и публичного выступления поможет укрепить ваши лидерские качества и навыки, вооружить вас необходимыми инструментами общения как для разрешения конфликтных ситуации и управления в кризисных условиях, так и для правильной оценки своего положительного и отрицательного опыта. Наше умение общаться поможет поделиться своим взглядом с окружающими, принять и понять их обратную связь. Ищите возможность выступать публично, писать статьи, информационные письма для конференции любого уровня, делать презентации, а так е как можно больше общайтесь с разными людьми. Развивайтесь за пределами своей ученической деятельности. Развитие ваших лидерских качеств и навыков не ограничивается только тем, чем вы занимаетесь. Различные виды деятельности, в которых вы можете попробовать себя – помогут вам совершенствоваться, как лидеру, предлагая новые перспективы и способы расширения вашего кругозора. Участие в общественных и культурно-массовых, развлекательных мероприятиях отличная возможность поделиться своими идеями, пообщаться с новыми людьми и проявить себя с разных сторон. Тоже самое можно сказать и о занятиях спортом или посещением тематических и профильных мероприятий, ваши личные интересы и увлечения – это тоже ваша возможность для саморазвития и развития самодисциплины.
Лидер это авторитетный человек, который может повести за собой людей объединенных общей идеей. Лидер обладает рядом врожденных и приобретенных лидерских качеств, которые со временем приобретают устойчивых характер и формируют личность человека-лидера. Существует ряд теории черт лидера, которые являются мотивом его поведения в обществе.