Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Развитие логического мышления у дошкольников
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
РАЗИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Киселева Татьяна Андреевна
г. Петропавловск КГУ "Школа -детский сад №26"
КГУ "Управление образования СКО" воспитатель
Аннотация
Активизация познавательной деятельности дошкольников - одна из главных проблем в обучении и воспитании на протяжении многих лет. Ее разработка, несомненно, будет содействовать совершенствованию образовательно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и формированию личности современного дошкольника. Эта проблема и ранее была предметом внимания педагогов. Сделано немало как в разработке самого понятия, так и в осмыслении процессуальных основ. Социально-экономические изменения в обществе, которые произошли за последнее десятилетие, требуют усилить направленность образования на личность ребенка, на его всестороннее развитие, побуждают пересмотреть устоявшиеся взгляды на процесс активизации познавательной деятельности дошкольников, ориентируют на освоение новых методологических подходов к исследованию данного явления с целью определения оптимальных путей воздействия на личность в целом, изыскания средств активизации образовательно-воспитательного процесса дошкольников.
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.
Для современной методики логико-математического развития детей характерно: направленность осваиваемого детьми математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностей в аспекте приобщения детей к человеческой культуре. Дети осваивают в доступной им форме мир геометрических, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи; представления и способы ориентировки в окружающем, овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом и др. Это создает условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры.
Аnnotation
The activation of the cognitive activity of preschoolers is one of the main problems in teaching and upbringing for many years. Its development will undoubtedly contribute to the improvement of the educational process of a preschool educational institution and the formation of the personality of a modern preschooler. This problem has previously been the subject of attention of teachers. A lot has been done both in the development of the concept itself and in the understanding of the procedural foundations. The socio-economic changes in society that have taken place over the past decade require an increase in the focus of education on the personality of the child, on his all-round development, encourage to revise the established views on the process of enhancing the cognitive activity of preschoolers, focus on the development of new methodological approaches to studying this phenomenon in order optimal ways of influencing the personality as a whole, finding means of activating the educational process of preschoolers.
In the modern world, mathematics is assigned a responsible role in the development and formation of an active, independently-thinking personality, ready to constructively and creatively solve problems that arise before society. This is due to the "mathematization" and "computerization" of all spheres of human activity.
For the modern methodology of the logical and mathematical development of children, it is characteristic: the orientation of the mathematical content mastered by children to the development of their cognitive and creative abilities in the aspect of familiarizing children with human culture. Children master the world of geometrical, quantitative, spatio-temporal relations of objects of the world around them in interconnection in an accessible form; representations and methods of orientation in the environment, master the methods of independent cognition: comparison, measurement, transformation, counting, etc. This creates conditions for their socialization, entry into the world of human culture.
«Готовность детей к познавательной деятельности в школе определяется не только количеством накопленных ими представлений и понятий, но и качеством мышления, уровнем мыслительных процессов, умением пользоваться анализом, синтезом, сравнением. Для успешной реализации учебной деятельности ребенок должен уметь выделять существенное в предметах и явлениях окружающей действительности и быть любознательным, т.е. интеллектуально активным» [4, стр. 5].
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Диагностика готовности к обучению в школе предполагает, в первую очередь, выявление уровня развития логического мышления. Основным содержанием такой диагностики являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Очевидна закономерность такого подхода к отбору детей для обучения, так как учебники математики построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности [10стр].
Развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению [7 стр].
Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно для детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем шире круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта) для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию [12, стр.45].
В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.
Применение правила включает две мыслительные операции:
-
определить, какое именно правило необходимо привлечь для решения;
-
применение общего правил к частным условиям задачи
Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например, при решении математических задач. При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение - за окончательное. Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению по данному вопросу [6].
Таким образом, мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.)
Выделяют четыре стадии решения проблемы:
-
подготовка;
-
созревание решения;
-
вдохновение;
-
проверка найденного решения;
Структура мыслительного процесса решения проблемы
-
Мотивация (желание решить проблему).
-
Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие избыточные данные и т. д.)
-
Поиск решения:
-
поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).
-
поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.
-
решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.
-
поиск принципиально нового решения (творческое мышление):
а) на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п. );
б) на основе использования аналогий;
в) на основе использования эвристических приемов;
г) на основе использования эмпирического метода проб и ошибок.
-
Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
-
Реализация решения.
-
Проверка найденного решения.
-
Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).
Так, по мере того, как мы формулируем нашу мысль, мы ее и формируем. Система операций, которая определяет строение мыслительной деятельности и обусловливает ее протекание, сама складывается, преобразуется и закрепляется в процессе этой деятельности [1].
В дошкольном возрасте формируются «начальные логические операции (умения выделять в предметах признаки, видо-ролевые отношения предметов, способности к обобщению, сравнению, классификации и др.), которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях» [5, стр. 6].
Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях. Для того, чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию.
К такому все более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса. Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования", т. е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений.
Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождество и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тождество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – прежде всего анализом и синтезом [11].
Анализ – это мыслительное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.
Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.
Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого. Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса. Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ. Анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Существеннейшими его сторонами являются абстракция и обобщение [12, стр.49].
Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного и отвлечение его от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Обобщение (или генерализация) – это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию [8, стр.51].
Конкретизация - познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.
Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил [10, с.52].
К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления [9, с.115].
Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.
О наличии того или иного вида мышления у ребенка можно судить по тому, как он решает соответствующие данному виду мышления задачи. Так, если при решении легких задач – на практическое преобразование предметов, или на оперирование их образами, или на рассуждение – ребенок плохо разбирается в их условии, путается и теряется при поиске их решения, то в этом случае считается, что у него первый уровень развития в соответствующем виде мышления [11, стр. 42].
Если ребенок успешно решает легкие задачи, предназначенные для применения того или иного вида мышления, но затрудняется в решении более сложных задач, в частности из-за того, что ему не удается представить все это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать, то в этом случае считается, что у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления.
И, наконец, если ребенок успешно решает и легкие и сложные задачи в рамках соответствующего вида мышления и даже может помочь другим детям в решении легких задач, объясняя причины допускаемых ими ошибок, а так же может придумывать сам легкие задачи, то этом случае считается, что у него третий уровень развития соответствующего вида мышления.
Опираясь на эти уровни в развитии мышления, педагог сможет более конкретно охарактеризовать мышление каждого ребенка. Своеобразие логического мышления, по сравнению с наглядно-действенным и наглядно-образным, состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого ребенок действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленных в словах иди знаках. При этом ребенок действует по определенным правилам, отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов. Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления ребенка. При организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка [12, стр. 13].
Обучение математике учащихся предшкольных классов немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений, метода проектов. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания, направленных на активизацию умственной деятельности, развития интеллекта, интереса к математическому материалу, на расширение, углубление математических представлений, закреплению полученных знаний и умений, упражнении в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Освоение учащимися предшкольных классов математического содержания является приоритетным в системе дошкольного образования в силу его значимости в познавательном развитии ребенка, приобщении его к активной целенаправленности, результативной деятельности. Занятия по формированию элементарных математических представлений ведутся в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми исходных математических представлений. Таким образом, математические представления – это первоначальные представления и понятия ребенка о счете, числе, измерении, величине, геометрических фигурах, пространственных отношениях [4]
Список использованной литературы
-
Образование в Республике Казахстан: Сборник законодательных актов. Том 1/ Под ред. М.М. Кузембаева. – Астана, 2008. - 352 с.
-
Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года // Бiлiм-Образование. - 2000, № 1 (5) С. 82-104.
-
Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1977.- 256 с.
-
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра,1984 – 540с.
-
Туркпен-улы Ж., Акмурзина Л.Ж., Туркпенова С.Ж. Основы общей, возрастной и педагогической психологии. – Алматы: Алматинская академия экономики и статистики, 2006. – С.162-179.
-
Мовкебаева З.А. Понятие «готовность к обучению в школе» в психолого-педагогических исследованиях. //Дошкольное образование в Казахстане, 2008. - №1(13).- С.7-13.
-
Мовкебаева З.А. Определение условий обеспечения государственного общеобязательного стандарта образования )ГОСО) в специальном (коррекционном) дошкольном воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями. //Дошкольное образование в Казахстане, 2008. - №2(14).- С.3-
-
Развитие личности ребенка в процессе предшкольной подготовки. / Под ред. Д.А.Исмаиловой, А.А.Нурахуновой. – Алматы, ГИПКПК, 1998. – С.28 -45.
-
Салиева А.Ж., Пономарева Ю.С. Общение воспитателя со старшими дошкольниками в процессе предшкольной подготовки. //Дошкольное образование в Казахстане, 2008. - №6 (18).- С.16-18.
-
Пустовалова Н.И. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно – методическое пособие. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2006. – 64 с.