Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Карымсакова Б.Т.
Учитель начальных классов КГУ «Гимназия №17»
г.Актобе, Актюбинская область
Современный этап развития общества выдвигает особые требования к обновлению содержания школьного образования. В данное время учебно-воспитательный процесс должен решать задачу: воспитание социально-активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника.
Становится очевидным, что только формированием предметных знаний, умений и навыков эта задача решена быть не может.
Это возможно в случае, если содержание образования по конкретным учебным дисциплинам будет обеспечивать развитие личности ребенка, формирование ее нравственно-духовных и гражданско-патриотических качеств, здорового образа жизни в процессе освоения полноценной учебной деятельности. Именно через образование можно возродить в нашем обществе национальные и общечеловеческие ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле.
Школьное образование оказывает большое влияние на развитие нравственно-духовного воспитания, осуществляя его в определенной системе. После окончания школы идет не столько приобретение новых качеств, сколько их совершенствование или исправление. Поэтому воспитание национальных и общечеловеческих ценностей за период школьного обучения должно быть очень емким, начиная с самого детства.
Важной педагогической задачей формирования личности учащихся начальной школы должна быть выработка активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, воспитания в духе высокой гражданственности, беззаветной любви к Родине, правдивости и честности, трудолюбия - нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
С целью выявления уровня развития качеств личности у учащихся начальных классов для более четкого прояснения общей картины в решении проблемы воспитания и ее основного направления, связанного с формированием лучших нравственных качеств личности младших школьников, было проведено анкетирование. Обучающиеся отвечали на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «Если бы у меня была золотая рыбка, что бы я попросил?», «Какого человека называют плохим, а какого – хорошим?», «Какие качества тебе нравятся в других людях, какие в себе?», «На кого ты хочешь быть похожим?», «Какие жизненные правила ты выработал для себя за время школьной жизни?», «Каким должен быть гражданин Республики Казахстан?». Чтобы получить более широкое представление об особенностях качеств личности учащихся, им были предложены сочинения на темы: «Кто для тебя герой?», «Кто или что тебе помогает стать лучше?»
По результатам анкетирования и сочинений, можно сделать определенные выводы об острой необходимости придать воспитанию в процессе обучения детей в школе приоритетную значимость, осознать ее главенствующую роль в развитии и образовании.
Воспитание нравственности – побуждает к установлению действенных связей школы с семьей и обществом, к нахождению эффективных способов формирования у детей нравственно-духовных и гражданско-патриотических качеств, средствами каждого учебного предмета. После анкетирования и сочинения были выявлены учащиеся с высоким, средним и низким уровнем развития качеств личности.
Для формирования ценностных ориентиров младших школьников была разработана система мероприятий. Исходя из основных задач и направлений воспитания национальных и общечеловеческих ценностей нами проводились разноплановые мероприятия на уроках и во внеурочное время, т.к. для воспитания в системе образования имеется богатый исторический, литературный и культурологический материал.
Привитие лучших качеств личности должно сочетаться с воспитанием межнационального согласия, как одного из главных факторов стабильного общественного развития современного Казахстана и формирования гармонично развитой личности нашего общества.
С учащимися проводились беседы, классные часы, выставки книг, поделок. Участвовали в школьных, городских, областных и республиканских конкурсах стихов, рисунков, танцев и занимали призовые места.
Большие возможности для решения задач по воспитанию национальных и общечеловеческих ценностей на уроках по всем предметам предоставляют сквозные темы «Моя Родина- Казахстан», «Ценности», «Культурное наследие», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Выдающиеся личности», «Я и мои друзья» в блоке развития речи. Также актуальны в контексте сквозных тем упражнения для письменных работ по русскому языку, включающих в себя этно-педагогический, страноведческий, краеведческий материалы, раскрывающие историю родного государства.
Хорошую помощь для решения воспитательных задач оказывает работа со словарными словами: «природа», «народ», «Родина», «Казахстан», «батыр» и т. д. Содержание математических задач в начальной школе дает богатый материал для нравственного и патриотического воспитания младших школьников. Важным предметом для воспитания ценностей у учащихся является литературное чтение.
Содержание предмета обогащено произведениями устного народного творчества, казахских и русских писателей. Фольклор в художественной форме отражает национальную культуру народа, его прошлое, мечты, думы, настроения. Произведения устного народного творчества – богатейший материал для знакомства с бытом, нравами, историей народа, его идеологией, классовыми взаимоотношениями, моральными устоями. Положительные герои представляют собой образец гражданского служения народу, Родине.
На уроках литературного чтения в начальных классах большое место занимают рассказы о славном историческом прошлом, замечательном настоящем, о выдающихся людях нашей страны, об отношениях, взаимопонимании между людьми, о природе, они знакомят детей с жизнью разных стран, духовным богатством, человеческими характерами. Рассмотрим на примере проведенных уроков, как реализуются возможности содержания учебного материала для национальных и общечеловеческих ценностей в ходе учебного процесса.
По познанию мира во 2 классе, в разделе «Всѐ обо мне» мы провели урок на тему «Я и моя семья». Целью этого урока было объяснить этические нормы своей семьи на основе примеров. Дети работали с понятиями «семья», «члены семьи», «гостеприимство». В начале урока было раскрыто понятие «общество», так как семья - это часть общества. Затем дети рассказали о членах семьи. Была проведена дискуссия на тему «Что нужно делать, чтобы не было ссор и разногласий». Ученики доказывали, почему хорошая семья отличается гостеприимством. В конце урока был организован дастархан, за которым дети показали нормы поведения во время чаепития.
На уроке русского языка в 4 классе по теме «Спряжения глаголов» была продолжена работа над развитием критического мышления через чтение и письмо, воспитание чувства любви к родной земле. В начале урока была проведена словарная работа. Слова из словаря дети должны были отгадать в виде вопросов. Перед выполнением упражнения «Наурыз» ученики познакомились со значением слова «наурыз».
В ходе урока дети выполнили задания творческого характера; разобрали слова по составу: Родина, Казахстан, весна, праздник, доброта, торжество; определили спряжение глаголов: служить, гордиться, радоваться, любить, жить и т.д. Далее вставляли в текст по смыслу пропущенные слова «Родина», «любить», «родился». Выполнение данных упражнений дало возможность расширить знания о значимости этого праздника для народов Казахстана.
На одном из уроков литературного чтения учащиеся познакомились с жизнью и творчеством поэта Султанмахмута Торайгырова. Дети прочитали стихотворение «Я стану человеком», основной темой которого является тема Родины, роль человека в обществе. Был проведен глубокий анализ стихотворения, определена главная мысль произведения: «Стремлением горячим - охвачен я - и, значит, я стану человеком и долг исполню свой!». Ребята сделали вывод, что значит «стать человеком» - значит быть патриотом своей Родины, полезным людям и стране. Все ученики приняли активное участие в проведении беседы и обсуждении поставленных перед ними вопросов.
Для выявления эффективности проведенной работы по воспитанию младших школьников были определены следующие критерии.
1. Осознание себя как гражданина государства (осознание своей роли в жизни государства, знание и уважение государственных символов и традиций своей страны), наличие знаний о культуре и традициях своего народа, сформированность понятия «патриотизм».
2. Формирование общечеловеческих, национальных, этнокультурных, личностных ценностей, развитие целостного мировоззрения, гражданского сознания, жизненных навыков, творческой активности учащихся. Для каждого показателя было определено три уровня: высокий, средний, низкий.
По перечисленным критериям после проведенных работ учащимся были предложены два среза. Рассмотрим результаты по первому и второму критерию. Сформированность осознания себя как гражданина - количество учащихся с высоким уровнем увеличилось: осознание своей роли в жизни государства на 18,8%; знание и уважение государственных символов и традиций своей страны до 68, 8%.
Формирование общечеловеческих, национальных, этнокультурных, личностных ценностей – увеличилось на 47,5%, развитие целостного мировоззрения, гражданского сознания, жизненных навыков, творческой активности учащихся – на 62%.
Данные результатов показывают, что проведенная система мероприятий является эффективной, положительно отразилась на сформированности качеств личности. Это дает нам возможность говорить об эффективности разработанной нами системы мероприятий по формированию ценностных ориентиров младших школьников. Мы поняли, что наша главная задача -это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым. Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения. Так будем внимательны, доброжелательны и мудры, чтобы этот мир становился более чистым, человечным.
Список использованной литературы
1.Бахарѐва Л.И. Формирование нравственного облика младшего школьника/Начальная школа,1999.
2. Горбунова Е. Е. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры школьников / 2016
3.Харламов И.В. Педагогика. Учебное пособие-Москва, 2000.