Материалдар / РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Материал туралы қысқаша түсінік
Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие).
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2021
286
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Зиятбекова Асель Адилбековна

Учитель русского языка и литературы средней школы № 30

города Шымкент



Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные или чужие).

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Умение обнаруживать орфограммы, именуемой орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

  Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых  ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.  Можно выделить следующие факторы формирования   орфографической зоркости:

  • Зрительный фактор.

  • Слуховой фактор.

  • Рукодвигательный фактор.

  • Проговаривание.

       Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость». Орфографическая зоркость формируется постоянно, в процессе выполнения разнообразных упражнений: письмо - орфографическое проговаривание, словарный диктант, связанный с запоминанием графического образа слова, обучающие диктанты - предупредительный, объяснительный, «Проверяй себя» и так далее.

Работу над орфографической зоркостью нужно начинать с первого класса, когда у детей уже начал проявляться фонетический слух, когда накопился определенный опыт восприятия не только звучащего, но и написанного слова, когда сложилось отчетливое разграничение понятий «звук» и «буква».

Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учителя тщательной подготовки к учебному занятию. Учителю предстоит продумать каждый из этапов урока, подобрать специальные упражнения, на основе которых будут не только получены новые знания, но и будет развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь, орфографическая зоркость.
Учитель при работе над орфографической зоркостью должен ставит 
следующие задачи:

  • формирование орфографических навыков через развитие познавательных интересов к предмету,

  • Формирование умений грамотного письма, грамотной речи,

  • Учить обнаруживать ошибку в письменном тексте,

  • В процессе обучения ребенка обучать применять правила на практике,

  • Развитие устной и письменной речи,

  • Развитие вербальных и невербальных функций, участвующих в процессе письма,

  • Развитие различных видов памяти,

  • Обогащение словарного запаса учащихся,

  • Воспитание культуры письма

    Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных заданий:

  • языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем (корня, приставки, суффиксов, окончаний),

  • при чтении,

  • при письме диктантов,

  • при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями.

    Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку.   Орфографическая зоркость опирается и на запоминание буквенного состава слов, что вырабатывается с помощью зрительных диктантов, различных видов списывания. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове.  

    При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаружение и распознавание орфограммы. Для развития орфографической зоркости необходимо вести работу по нескольким направлениям:

  1. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

  2. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного восприятия и внимания.

  3. Формирование понятийного аппарата (гласные, согласные, ударные, безударные гласные, корень слова и т.д.).

  4. Изучение основных орфограмм начальной школы .

Процесс усвоения новых знаний это сложный мыслительный процесс. В период обучения орфографии ученик выполняет разнообразные мыслительные действия: 

  • Наблюдение над языковыми явлениями.

  • Выделение в наблюдаемом явлении существенных признаков, наиболее важных в каком-то отношении.

  • Сопоставление отдельных явлений и языковых факторов, умение находить в них сходное и различное.

  • Получение доказательного вывода, обоснование своего ответа.

  • Обобщение ряда явлений и их классификация.


1.Письмо с проговариванием. Сначала предлагается образец проговаривания – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания можно желающим попробовать свои силы, проговорить индивидуально.

2. Списывание. Этот вид упражнения предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

3. Комментированное письмо с указанием орфограмм. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала комментируют сильные учащиеся, затем постепенно включаются и все остальные.

4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираются правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

5. Письмо под диктовку. Этот вид работы начинается следующим образом: сначала диктуются слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы это слышал учитель. Если кто-то произнёсет неправильно, то предлагается ещё раз повторить это слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

6. Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывает трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

7. Творческие работы. Много положительных эмоций вызывают у учащихся задания творческого характера, когда им нужно конструировать предложения, самим составить текст на определённую тему, при этом, не забывая правил орфографии. Дети учатся оценивать свою работу, работу своих товарищей, учатся элементам контроля и самоконтроля.
8. Зрительно - слуховой диктант. Этот вид диктанта помогает избежать орфографических ошибок. Дети находят в тексте слова, над которыми надо работать. Все слова разбираются. Текст закрывается и учащиеся записывают его под диктовку.

9. Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

10. Диктант «Проверь себя». На уроках русского языка для выработки навыков самоконтроля проводится диктант «Проверь себя», это самый продуктивный вид работы, который приучает школьника задумываться над грамотностью своего письма, помогает видеть трудности. Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта «Проверь себя». Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.
Первое и главное достоинство диктанта «Проверь себя» состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даём возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Результатом использования данных упражнений, игровых заданий  - повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения, грамотно пишут. Проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся, может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.

      Понимание структуры орфографической зоркости у большинства учащихся оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.



Литература:

1.  Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.: Просвещение, 1978.

2.  Арямова О. С. Обучение решению орфографических задач. 1 кл. – «Начальная школа», 1988, №4.

3.  Баранов М. Т. Работа по орфографии в 4-6 кл. (в связи с использованием учебников). – «Русский язык в школе», 1980, №3.

4.  Бетенькова Н. М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка. – «Начальная школа», 1996, №6.

5.  Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. – М.: 1996.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ