Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Развитие самостоятельной работы обучающихся на уроках истории Казахстана
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Мадеев Жанат Жулатович
Преподаватель истории, первой категории
Высшего многопрофильного колледжа гражданской защиты.
Развитие самостоятельной работы
обучающихся на уроках истории Казахстана
Формирование знаний по истории и развитие самостоятельной учебной деятельности учащихся по предмету происходит в тесной взаимосвязи и является обязательной составной частью процесса обучения, воспитания и развития учащихся. При организации самостоятельной работы необходимо учитывать такие методические требования: самостоятельная деятельность учащихся под руководством и контролем учителя; она сочетается с другими приёмами обучения, не занимая весь урок; материал должен быть доступен и посилен учащимся.
Важным условием организации самостоятельной работы является также опора на знания и умения предшествующих курсов.
Начальная степень учебной деятельности у учащихся характеризуется очень слабой подготовленностью их к изучению исторического материала. Они располагают ещё нечеткими представлениями о явлениях общественной жизни, беден их словарный запас, приёмы их учебной деятельности не отражают специфики исторического познания, им известны лишь немногие источники знаний об истории. Поэтому, на первых же уроках следует стимулировать и развивать посильную для учащихся самостоятельность в обучении, учить способам и приемам учебной деятельности.
Уровень самостоятельности учащихся меняется в течении одного учебного года. Развитие самостоятельности в обучении истории идёт по следующим направлениям:
1.Способность к усвоению исторических знаний из различных источников, расширение круга источников, используемых в обучении.
2.Способы воспроизведения и применения усвоенных исторических знаний на уроках. 3.Объяснение сущности исторических явлений с возрастающей глубиной и доказательностью.
Развитие у учащихся способности к самостоятельной работе с источниками по истории связано с формированием у них определённых знаний и умений.
* Понятия об основных структурных элементах исторических знаний(событиях, причинах, определениях, оценках, и др.) и умения эти элементы распознавать;
Учитель обучает учащихся |
|
Учитель работает индивидуально |
Ученики работают самостоятельно |
*Знания основных видов источников информации, их специфики и особенностей познавательной деятельности с ними;
*Овладение приемами работы с различными источниками знаний.
Структурные элементы исторических знаний наиболее доходчиво можно показать учащимся при работе с учебником. Постепенно вводя понятие об элементах знаний в процессе обучения, учитель ускоряет и облегчает процесс усвоения учащимися материала, выполнение заданий.
Самостоятельно преобразование знаний может заключаться: *в отборе необходимого материала; *в изменении структуры и логики изложения по сравнению с источниками информации; *в использовании новой формы воспроизведения; *в объединении содержания нескольких источников.
Развитие способности к преобразующему воспроизведению протекает в тесной связи с повышением осознанности, систематичности и оперативности знаний. Это требует от учителя разъяснения, постановки вопросов и заданий, задач на самостоятельное воспроизведение знаний для самостоятельной работы.
Предлагая хорошо успевающим учащимся задания, трудные для остальной части класса, учитель не только способствует их развитию, но и учит остальных школьников преобразующему воспроизведению исторических знаний. Проблемы должны быть посильны для учащихся, а их трудность - постепенно возрастать, обеспечивая развитие учащихся.
В этой модели учитель часть времени, как и всегда, работает со всеми учащимся класса, обучает их. Остальное время в учебном процессе вообще и на уроке в частности используется для самостоятельной работы учащихся. Казалось бы, что же тут нового в вопросе? Ведь так и работаем. Суть, однако, в том, что эффективность урока заметно повышается в том случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. Учитель объяснил новое, дал учащимся задания для самостоятельной работы, а сам в это время стал работать с одним из учеников у доски.
На каждом уроке учитель чему-то обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, одновременно тренирует),а затем
работает в индивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой, осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает индивидуально, отключает учащихся от самостоятельной работы по очереди).
Учащиеся соответственно могут работать в трех режимах: совместно с учителем, индивидуально и самостоятельно, под руководством учителя. Самостоятельная работа учащихся продолжается дома. Однако, может возникнуть ситуация, когда некоторые учащиеся по тем или иным причинам не выполняют задания, предназначенные для самостоятельной работы дома. Но, даже в этом случае, придя в класс, они могут безболезненно включиться в отдельные виды работ на уроке, так как не все из режимов работы на уроке базируются на домашнем задании, которое выполняется по особой программе. Время урока максимально используется для устной самостоятельной работы при условии, что для каждого говорящего обеспечен слушающий партнер (работа в парах, в малых группах).
Для обособленной самостоятельной работы, включающей чтение, письмо, решение творческих, проблемно-познавательных задач, создаются многоуровневые программы, которые выполняются в классе и частично дома, независимо от остальных видов деятельности ученика. Контроль учителя, включенный в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль, помогать однокласснику при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам. Сплошная контролируемость может быть достигнута, если наряду с контролем учителя будет широко применяться взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Усиление контролируемости всего процесса соединения выполнения задания с его контролем повышает качество обучения, делает его надежно управляемым и результативным. Сплошная контролируемость дисциплинирует учащихся, готовит их к самостоятельному непрерывному продолжению образования в течение всей жизни. Хотя может возникнуть привычка к постоянному контролю со стороны. Однако, следует подчеркнуть, что весь комплекс контроля нацелен на формирование внутреннего самоконтроля, являющегося признаком овладения правильно
выполняемым действиям. И тогда шаг за шагом снимается внешний контроль - ученик готов правильно действовать сам.
Обучение-это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать - это то, чему ученик должен научиться в школе.
На уроке учащиеся овладевают приемами устной самостоятельной работы, для выполнения которой необходимо иметь партнера. Партнером этим может быть как учитель, так и ученик, а так же обучающиеся ТСО. На домашнее задание переносится такие виды самостоятельной работы, которые ученик в состоянии выполнить сам. Это может быть чтение, письмо, решение проблемно-познавательных творческих задач и т.д. Часть таких заданий может выполняться в классе. После обучения всех начинаются два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя.
Самостоятельная работа учащихся на уроке не только позволяет активизировать деятельность учащихся, но и создает деловые условия для индивидуальной работы учителя на уроке. Но чтобы спокойно работать индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса, необходимо предварительно специально обучать учащихся приемам самостоятельной работы, приемам взаимоконтроля и самоконтроля. Еще важнее овладеть новым формам планирования самостоятельной работы учащихся, чтобы на каждом уроке ученик мог работать непрерывно. Затем мог перейти к самостоятельной работе дома по индивидуальной программе, а классную работу продолжить на следующем уроке независимо от остальных учащихся. Очень важно обратить внимание на то, что при решении творческих задач все учащиеся работают в разном темпе и требуют разную степень помощи.
Скорость выполнения задания для самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникающие в процессе обучения неравенство, учитель в традиционной системе дает учащимся дифференцированные задания. Учитель сам распределяет эти задания между учащимся на основе своей субъективной оценки их возможностей.
Проблема дисциплины на уроке тесно связана с занятостью учащихся самостоятельной работой: необходимо обеспечить учащихся заданиями самостоятельной работы с избытком, лучшие учащиеся, склонные к данному предмету, могут выполнить значительно больше заданий, чем они выполняли на начальном этапе перехода к самостоятельной работе. Постепенно и остальные учащиеся научатся интенсивно работать самостоятельно на уроке в меру своих возможностей и способностей. Увеличение времени самостоятельной работы на уроке создает предпосылки для нормализации загруженности учащихся домашней самостоятельной работой и полной трансформации ее характера.