РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ТОМУ
КАК УЧИТЬСЯ
Ученик – это не сосуд,
который нужно наполнить,
а
факел, который нужно зажечь
Б.
Паскаль.
Главное направление новых стандартов – усиление
заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников
умения учиться.
Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью
проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет
живут в умах и делах педагога. А ведь ребёнок в процессе обучения
должен быть не объектом, а субъектом учебной
деятельности.
Что
мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке?
Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что – то
объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в
применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т,д.
Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом
учебной деятельности или её объектом? Конечно,
объектом.
Общество не удовлетворено постановкой обучения,
так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к
дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и
пополнению знаний, к освоению новых областей
деятельности.
Новый подход к обучению
предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желание
узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание
того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для
приобретения недостающих знаний:
выявление и освоение учащимися способа действия,
позволяющего осознанно применять приобретённые
знания;
формирование у школьников умение контролировать
свои действия – как после их завершения, так и по
ходу.
С
новым подходом процесс усвоения начинается не с предъявления
ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой
учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание
узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.
Я
думаю, уместно будет вспомнить китайскую пословицу: «Скажи мне - и
я забуду. Покажи мне - и я, может быть запомню. Сделай
меня соучастником – и я пойму».
При планировании учителя стараются урок
построить таким образом, чтобы учёба превратилась в увлекательный
процесс, позволяющий ученику легко усваивать учебный материал.
Поэтому необходимо постоянно быть в поиске. Основная задача учителя
- научить детей говорить, любому учителю, необходимо понять, какой
метод объяснения учебного материала наиболее доступный и
приемлемый, тогда мышление учащегося будет максимально продуктивным
и доставит учащимся высшее удовлетворение.
Одна из форм работы – это групповое
обучение.
Групповую работу в основном рассматривают как
процесс обучения исследовательской деятельности, а значит и как
средство развития мышления. Основная цель групповой работы –
развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой
работы проявила себя и в скорости выполнения заданий, и в создании
благоприятных условий для учебного самоопределения, и в
формировании навыков рефлексивных способностей. Организационная
структура групповых способов обучения может быть комбинированной,
то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную,
индивидуальную. Группа – это возможность общаться, достичь своей
главной цели – свободно общаться на изучаемом языке. При данной
работе я думаю, что важно сохранить стремление ребёнка к познанию и
развить его. Группы лучше формировать так, чтобы ребята имели
разный уровень подготовки – сильные могли учить слабых.
При групповой форме работы на уроке возрастает индивидуальная
помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя,
так и со стороны детей. Знания актуализируются,
конкретизируются, закрепляются именно при объяснении своему
однокласснику. Можно формировать и разноуровневые группы –
только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой
группе будут решены только задачи
обучения.
Основные положительные моменты групповой
работы:
Активизируется работа по формированию речевых
навыков, умение общаться. Развивается умение отстаивать свою точку
зрения, делать выводы.
Сохраняется интерес к познанию.
Развивается самостоятельность, повышается
работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную
работу.
Учащиеся получают прочные знания, связывая теорию
с практикой. Дифференцируется и классная, и домашняя
работа.
Эвристическая беседа, диалог – эффективны с точки
зрения общего развития ребёнка. Работа мысли совершенствует
интеллект, а умение вести диалог развивает коммуникативные
качества.
В своей работе предпочтение учителя отдают
активным методам обучения, которые направлены на формирование
у учащихся самостоятельности, гибкости, критичности мышления. К
примеру, ментальные карты.
Ментальные карты – это удобный инструмент для
отображения процесса мышления и структурирования информации в
визуальной форме. Ментальные карты можно использовать, чтобы
«застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове,
когда вы размышляете над каким – либо
заданием.
Самым мощным источником познавательной активности
учащихся, развития их творческих способностей, интересов, умений,
навыков и других интеллектуальных характеристик является сегодня
новые инновационные технологии.
В последнее время компьютер играет всё большую
роль в современном образовании. Использование его в учебной и
внеурочной деятельности является эффективным средством для
повышения мотивации индивидуализации обучения, реализации
дифференцированного подхода к обучению, повышение эффективности
самостоятельной работы учащихся, расширяет дидактические
возможности учителя. Интегрирование обычного урока с компьютером
позволяет учителям переложить часть своей работы на компьютер,
внести разнообразие в урок. Урок становится интересным и более
интенсивным. Компьютер играет роль тренажёра, с помощью которого
учащиеся учатся работать самостоятельно.
Используя презентации можно представить учебный
материал как систему ярких опорных образов, наполненных
исчерпывающей информацией. Ресурсы сети Интернет несёт громадный
потенциал образовательных услуг и становится составной частью
современного образования. Получая из сети учебно – значимую
информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить
информацию и систематизировать её по заданным признаком.
Использование интерактивной доски делает занятие интересным и
развивает мотивацию, предоставляет больше возможностей для участия
в коллективной работе, развитие личных навыков. Учащиеся понимают
более сложный материал в результате более ясной, эффективной и
динамичной подачи материала. Это помогает учащимся работать более
творчески.
Нетрадиционный урок - это импровизирование
учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок
включает в себя приёмы и методы различных форм обучения. Он основан
на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске,
апробирование новых форм работы, что в конечном итоге влияет на
активизацию познавательной активности учащихся на уроках и
повышение эффективности преподавания.
Разработанные методы способствует включению
учащихся в учебную работу, содержащую определённые элементы по
развитию познавательной деятельности учащихся.
Заместитель директора по УВР
Шахмухамедова Ш.Б.
02.12.2021 год.