Материалдар / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ТОМУ КАК УЧИТЬСЯ
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ТОМУ КАК УЧИТЬСЯ

Материал туралы қысқаша түсінік
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагога. А ведь ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
02 Желтоқсан 2021
305
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ТОМУ КАК УЧИТЬСЯ


  Ученик – это не сосуд,

который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь

Б. Паскаль.


Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагога. А ведь ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности.

Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке?  Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что – то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т,д.  Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности или её объектом? Конечно, объектом.

Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности.

 Новый подход к обучению предполагает:

наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);

выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний:

выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

формирование у школьников умение контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

С новым подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.

Я думаю, уместно будет вспомнить китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне -  и я, может быть запомню.  Сделай меня соучастником – и я пойму».

При планировании учителя стараются  урок построить таким образом, чтобы учёба превратилась в увлекательный процесс, позволяющий ученику легко усваивать учебный материал. Поэтому необходимо постоянно быть в поиске. Основная задача учителя - научить детей говорить, любому учителю, необходимо понять, какой метод объяснения учебного материала наиболее доступный и приемлемый, тогда мышление учащегося будет максимально продуктивным и доставит учащимся высшее удовлетворение.

Одна из форм работы – это групповое обучение.           

Групповую работу в основном рассматривают как процесс обучения исследовательской деятельности, а значит и как средство развития мышления. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости выполнения заданий, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков рефлексивных способностей. Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную. Группа – это возможность общаться, достичь своей главной цели – свободно общаться на изучаемом языке. При данной работе я думаю, что важно сохранить стремление ребёнка к познанию и развить его.  Группы лучше формировать так, чтобы ребята имели разный уровень подготовки – сильные могли учить слабых.   При групповой форме работы на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны детей.  Знания актуализируются, конкретизируются,  закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Можно формировать и разноуровневые  группы – только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения.

Основные положительные моменты групповой работы:

Активизируется работа по формированию речевых навыков, умение общаться. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Сохраняется интерес к познанию.

Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу.

Учащиеся получают прочные знания, связывая теорию с практикой. Дифференцируется и классная, и домашняя работа.

Эвристическая беседа, диалог – эффективны с точки зрения общего развития ребёнка. Работа мысли совершенствует интеллект, а умение вести диалог развивает коммуникативные качества.

В своей работе предпочтение учителя отдают активным методам обучения, которые направлены на формирование  у учащихся самостоятельности, гибкости, критичности мышления. К примеру, ментальные карты.

  Ментальные карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Ментальные карты можно использовать, чтобы «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над каким – либо  заданием.

Самым мощным источником познавательной активности учащихся, развития их творческих способностей, интересов, умений, навыков и других интеллектуальных характеристик является сегодня новые инновационные технологии.

В последнее время компьютер играет всё большую роль в современном образовании. Использование его в учебной и внеурочной деятельности является эффективным средством для повышения мотивации индивидуализации обучения, реализации дифференцированного подхода к обучению, повышение эффективности самостоятельной работы учащихся, расширяет дидактические возможности учителя. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителям переложить часть своей работы на компьютер, внести разнообразие в урок. Урок становится интересным и более интенсивным. Компьютер играет роль тренажёра, с помощью которого учащиеся учатся работать самостоятельно.

Используя презентации можно представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией. Ресурсы сети Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно – значимую информацию, учащиеся приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать её по заданным признаком. Использование интерактивной доски делает занятие интересным и развивает мотивацию, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развитие личных навыков. Учащиеся понимают более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Это помогает учащимся работать более творчески.

Нетрадиционный урок  - это импровизирование учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приёмы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробирование новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания.

Разработанные методы способствует включению учащихся в учебную работу, содержащую определённые элементы по развитию познавательной деятельности учащихся.



Заместитель директора по УВР

Шахмухамедова Ш.Б.

02.12.2021 год.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!