Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Шағым жылдам қаралу үшін барынша толық ақпарат жіберіңіз
Сіздің сұранысыңыз сәтті жіберілді!
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Материалдар / "Развития критического мышления на уроках литературы"
2023-2024 оқу жылына арналған
қысқа мерзімді сабақ жоспарларын
жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған
"Развития критического мышления на уроках литературы"
Материал туралы қысқаша түсінік
Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русской литературы в школах с нерусским языком обучения, а также выявлены целесообразные методы и приемы преподавания русской литературы в рамках данной технологии. Основные задачи работы предполагают: - выявить особенности, цели, задачи и приемы ТРКМ как общепедагогической технологии. - объяснить значение критического мышления. - обосновать возможность и необходимость применения ТРКМ в процессе преподавания русской литературы в школах с нерусским языком обучения. - представить приемы ТРКМ, используемые на уроках. Технология «Развитие критического мышления» направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Раздел 1. Теоретические основы
применения технология
развития критического
мышления.........................................................................................5
1.1 Понятие «критическое мышление» и
его характеристики.............................5
1.2Технология развития критического мышления -
три фазы..........................7
Раздел 2. Методические основы
применения технологии развития критического
мышления…………................…………………………………...12
2.2 Методика использования технологии
развития критического мышления
на уроках
литературы…………..........…………………………...……………...………....16
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена особенностям
применения технологии развития критического мышления на уроках
русской литературы в школах с нерусским языком обучения, а также
выявлены целесообразные методы и приемы преподавания русской
литературы в рамках данной технологии. Основные задачи работы
предполагают:
- выявить особенности, цели, задачи и
приемы ТРКМ как общепедагогической
технологии.
- объяснить значение критического
мышления.
- обосновать возможность и
необходимость применения ТРКМ в процессе преподавания русской
литературы в школах с нерусским языком
обучения.
- представить приемы ТРКМ, используемые
на уроках.
Технология «Развитие критического мышления»
направлена на формирование нового стиля мышления, для которого
характерны открытость, гибкость рефлексивность, осознание
внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности
принимаемых решений.
Актуальность темы.
Технология развития критического мышления
позволяет сделать работу на уроке интереснее и полезнее. Учащимся
даются не готовые выводы, которые нужно зазубрить, а прививается
умение творчески работать с источниками информации для
самостоятельного получения знаний. Технология фокусирует внимание
учащихся на проблемах и нахождении способов их решения. Центром
внимания является ученик, а не изучаемая тема и набор знаний по
ней.
Проблема:
Многие люди думают, что в этом нет ничего
необычного, что мы всегда используем критическое мышление. Но мы
часто уклоняемся от этого, искажаем или относимся совершенно
предвзято. Однако качество нашей жизни, наши поступки зависят от
качества нашего мышления. Неверное мышление стоит нам и денег и
отражается на качестве нашей жизни. Отличное мышление, может, в
свою очередь, систематически
развиваться.
Технология критического мышления - это
специальная форма организации образовательного процесса, суть
которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением
учебного материала по решению общих, но значимых для каждого
проблем, в обмене знаниями, идеями, способами
деятельности.
Цель данной работы заключается в выявлении
наиболее эффективных приемов технологии критического мышления и их
использование в учебно-воспитательном процессе современной
школы.
Задачиисследования:
- проанализировать состояние проблемы
использования приемов технологии критического мышления в теории и
практике обучения литературе;
- определить условия повышения
эффективности развития школьников посредством использования приемов
технологии критического мышления при обучения
литературе;
- разработать условия организации
приемов технологии критического мышления обучения
литературе;
- апробировать приемов технологии
критического мышления обучения литературе посредством включения в
целостный педагогический процесс.
Объектом исследования являются приемов технологии
критического мышления обучения школьников на уроках
литературы.
Предмет
исследования - процесс осуществления развития учащихся
через использование приемов технологии критического мышления
методов обучения литературе.
Основными методами исследования
явились:
а) теоретический - изучение трудов по
педагогике, психологии, теории и методике преподавания литературы,
анализ научных работ по методике и психологии в аспекте темы
исследования;
б) социолого-педагогический - анализ
школьных программ и учебных пособий по русской литературе для школ
с русским языком обучения, материалов педагогической практики,
целенаправленное наблюдение за учебным процессом, анкетирование,
беседы с учителями-словесниками, учащимися, анализ устных и
письменных ответов учащихся.
Раздел1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
Понятие «критическое мышление» и его
характеристики
Технология развития критического
мышления – разновидность личностно-ориентированного обучения,
система формирования навыков работы с информацией, позволяющая
развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное
мышление. Данная технология относится к общепедагогическим,
надпредметным [1, 10].
Технология развития критического
мышления – это совокупность разнообразных приёмов, направленных на
то, чтобы сначала заинтересовать ученика,
пробудить в нём исследовательскую, творческую активность,
затем предоставить ему условия для осмысления
материала и,
наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания [2,
24].
Обладание навыками критического
мышления является залогом успешного существования человека в
условиях современного информационного общества.
Информационныепотоки в
разных областях знания столь велики и столь
стремительно
растут. Реалии нашей жизни таковы, что
современный
образованный человек должен уметьпостоянно
работать с информацией.
Именно навыки критического мышления помогают человеку
ориентироваться в большом количестве поступающей
информации.
Чтобы шире раскрыть понятие
критического мышления остановимся на его характеристиках, которые
дает Д. Клустер:
- критическое мышление есть мышление
самостоятельное: «мышление может быть критическим только тогда,
когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь
достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и
самостоятельно решать даже самые сложные
вопросы»;
- информация является отправным, но
отнюдь не конечным пунктом критического мышления: «знание создает
мотивировку, без которой человек не может мыслить
критически»;
- критическое мышление начинается с
постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно
решить;
- критическое мышление стремится к
убедительной аргументации;
- критическое мышление есть мышление
социальное: всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею
делятся с другими» [3,
7-11].
По
мнению Г.К. Селевко, критическое мышление
–это один из
видов интеллектуальной деятельности человека, который
характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания,
объективности подхода к окружающему его информационному полю [2,
10-11].
Как мы видим, критическое мышление
предполагает овладение целым комплексом навыков и умений, которые
формируются постепенно, в ходе
развития и обучения учащихся. И формируется оно быстрее, если
на уроках учащиеся являются не пассивными слушателями, а постоянно
активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с
собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с
другими работами в данной области и других сферах знания. Кроме
того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в
этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность
информации, проверять логику доказательств, делать выводы,
конструировать новые примеры для использования теоретического
знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных
явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в
учебный процесс должно формировать особый склад мышления и
познавательной деятельности. Таким образом,
использование технологии развития критического мышления
способствует стимулированию самостоятельной поисковой
творческой деятельности, запуску механизмов самообразования и
самоорганизации [4, 327]. .
Основоположниками теории развития
критического мышления являются американские
педагоги:
Чарльз Темпелл, Курт Мередит, Джинни Стил.
Последователи в России: О.Варшавер, Е.Иваньшина, И.Муштавинская,
Е.Трифонова, Т.Галактионова.
Формирование критического мышления у
школьников является стратегической целью современного образования,
т.к. формирование критического мышления
предполагает создание базового отношения к себе и миру,
подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную
позицию.
Учителя, работающие в русле критического мышления,
уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для
продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других,
ответственности за собственную точку зрения.
Развитие критического мышления предполагает
построение процесса обучения на основе равноправного взаимодействия
учителя и учеников.
Как
видно из приведенных определений, критическое мышление
представляется сложным, многомерным и многоуровневым явлением. В
определениях подчеркивается либо один, либо другой аспект этого
вида мышления. Обобщая эти определения, можно сформулировать
следующее определение, в котором отражена универсальность,
критическое мышление как систему психических состояний, процессов и
свойств, направленных на продуцирование оценки.
1.2.
Технология развития критического мышления
- три фазы
Структура данной технологии представляет трехступенчатую
базовую модель "Вызов - Осмысление - Рефлексия", которая выстроена
с учетом психологии познавательной деятельности. С. И. Заир-Бек
представил структуру технологии в виде
таблицы. Урок по технологии критического
мышления композиционнопредполагает 3 этапа: вызов,
осмысление содержания, рефлексию.Исследователи
утверждают, что такая структура соответствует этапам человеческого
восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно
по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом
подумать, для чего понадобятся полученные знания и как их
применить [5,
11].
Таблица
1
Структуратехнологииразвитиякритическогомышления
Технологические этапы
I
стадия
II
стадия
III
стадия
Вызов:
Осмысление содержания:
Рефлексия:
-актуализация имеющихся
-получение новой
-размышление, рождение
знаний;
информации;
нового знания;
-пробуждение интереса к
-корректировка учащимся
-постановка учащимся
получению новой
поставленных целей
новых целей обучения.
информации;
обучения.
578тг - Сатып алу
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материал іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз