Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
РАЗВИТИЯ ТРЕХЯЗЫЧИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
РАЗВИТИЯ ТРЕХЯЗЫЧИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Казахстан должен восприниматься во всем мире
как высокообразованная страна, население
которой пользуется тремя языками.
Это: казахский язык – государственный язык,
русский язык – как язык межнационального
общения и английский язык – язык успешной
интеграции в глобальную экономику».
Н. А. Назарбаев
Исследования и анализ показывает, что распространение полиязычие в мире - закономерный процесс, обусловленный коренными изменениями в экономике, политике, культуре и образовании. Если взглянуть на концепции ЮНЕСКО понятие «полиязычное образование» предполагает использование в образовании, по меньшей мере, трех языков: родного, русского или английского как язык международного общения. Использования этих языков является «важным фактором инклюзивности и качества образования». Языковая политика и принцип полиязычия стали приоритетными вопросами и в нашей республике.
В Казахстане идея полиязычия была впервые озвучена главой государства Н. Назарбаевым в 2004 году. В октябре 2006 года на ХІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана Президент вновь подчеркнул, что знание, как минимум, трех языков важно для будущего наших детей. А уже в 2007 году в Послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Н. Назарбаев предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков», согласно которому «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками».
Одна из проблемой в современном обществе является проблема согласия и взаимопонимания между людьми, преодоления трудностей межэтнического отношения. Межкультурная коммуникация может способствовать в большей степени сохранению и поддержке ситуации полиязычия в каждом государстве и в отношениях между странами.
Целью современного образования на данном этапе становятся не просто знания, но и формирование важных ключевых компетенций, которые должны вооружить молодежь для дальнейшей социализации
Трехъязычие, полиязычие, многоязычие – указание современного времени, требование жизни. Одной из задач образования является приобщение подрастающего поколения к универсальным, глобальным ценностям, формирование у детей и подростков умений общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве.
Известно что, основой развития поликультурной личности является полиязычие, которое рассматривается как действенный инструмент развития молодого поколения в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого нашего мира. В связи с этим понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышение уровня языковой подготовки. Президент страны Н. А. Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.
Важность многонационального и полилингвального обучения определяется всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах. Полилингвальное обучение мы знаем как целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами нескольких языков, когда осваиваемые языки выступают в качестве способа постижения сферы определенных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов.
Казахстан, держится полиэтническим и поликонфессиональным государством, переживает на сегодня сложный и противоречивый период своего культурно-языкового развития, о чем показывает сложившаяся языковая ситуация, характеристика которой дана в Концепции языковой политики Республики Казахстан. Нужно отметить, что практически во всех документах в касающихся языковой политики стрежневой идеей является потребность овладения несколькими языками.
Главная цель, стоящая перед учителями и учениками современного казахстанского образования, – это развитие поликультурной личности, талантлевый на социальное и профессиональное самоопределение, знающей историю и традиции своего народа и других народов, живущих в государстве, владеющей несколькими языками, умеющие осуществлять коммуникативно-деятельностные работы на трех языках во всех ситуациях, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
В «Концепции развития образования РК» определяется роль и место полиязычного обучения, его статус объективируется известными факторами:
-
поступательной интеграцией Казахстана в мировую цивилизацию и экономическое пространство;
-
ориентацией республики на путь научно – технического и индустриального развития;
-
ежегодно увеличивающимся потоком иностранных инвестиций в экономику страны, увеличением числа иностранных фирм, повышающих спрос на высококвалифицированных специалистов со знанием иностранного языка, с технологическими умениями и деловыми навыками;
-
необходимостью повышения конкурентоспособности республики на глобальном рынке;
-
международной интеграцией в области образования, возможностью получения качественного образования у себя в стране и за рубежом; признания казахстанского диплома на международном рынке образовательных услуг;
-
правом свободного передвижения (мобильности) и повсеместного проживания в пределах стран, входящих в Европейское Содружество;
-
способностью человека к адаптации к современным условиям проживания в мультилингвальном и мультикультурном обществе; его доступа к опыту и знаниям в мире, большому информационному полю, в том числе в результате развития мультимедийных средств коммуникации.
Концепция развития образования в Республике Казахстан направлена на качественное обновление форм и методов подготовки профессиональных кадров, квалификационно отвечающим общемировым стандартам. Большое внимание при этом уделяется полиязычному образованию, которое рассматривается как действенный инструмент подготовки молодого поколения к жизнедеятельности в условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира.
Центральными проблемами внедрения полиязычия являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эффективными представляются идеи об обучении не просто одному иностранному языку, а формировании полиязычной личности в широком смысле этого слова.
Не секрет, что существовавшая до недавнего времени практика преподавания языковых дисциплин в Республике Казахстан вызывала резкие и в чем-то справедливые упреки в адрес методистов, преподавателей, авторов учебников по поводу слабой языковой подготовки в школах.
В настоящее время необходимо найти пути восстановления образовательного пространства, меры по унифицированию содержания полиязычного образования, в первую очередь, на уровне средней школы, которая должна обеспечить нормативный базовый уровень языковой подготовки для преемственного продолжения формирования полиязычной компетенции на уровне высшего и послевузовского образования.
Следовательно, владение казахским, русским и другими, в том числе иностранными, языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека, его поликультурного воспитания и развития. То есть мы вправе говорить в связи с этим и о развитии полиязыковой культуры.
Полиязыковая культура, рассматриваемая как объективная реальность, связана со сферой сознания, с духовной жизнью людей в том или ином обществе. Она не может существовать безотносительно к обществу, которое состоит из отдельных людей, не может существовать безотносительно к самосознанию этноса, к коллективному общественному сознанию и языковому самосознанию говорящих на нем отдельных людей.
Информационное пространство в рамках определенного исторического времени является важнейшим фактором становления сознательной человеческой деятельности в силу сигнификационной функции языка. Язык, заключенный в коллективном сознании народа, - эта та реальность, к познанию которой человек приобщается в течение жизни, в частности через образование с помощью выразительных средств естественнонаучного и гуманитарного знания. Любой язык ставит человека перед необходимостью и одновременно дает ему возможность представлять континуум мироздания как дискретное множество разных вещей, которое поддается упорядочению при помощи системы ценностей, являющихся значениями слов. Эту задачу решает каждый человек, овладевая первым, родным, языком. Соответствующая способность видеть мир через слова остается пожизненно, - это необходимая компонента того качества, которое называется разумом. Причем полноценное понимание родной культуры невозможно без знакомства с культурой и языком других стран, так как, изучая язык того или иного народа, человек изучает исторически сложившуюся у него систему понятий, сквозь которые он воспринимает действительность, так как культура - это тот идеал, который выполняет системообразующую роль для технологии общественного производства.
Речевая культура как составная часть культуры народа, связанная с использованием языка, включает в себя сам язык с его национальной спецификой, с его социальными и функциональными разновидностями, различиями в формах воплощения в речи (устная и письменная). Речевая культура- это также совокупность общезначимых для данного народа речевых произведений, система речевых событий и речевых жанров. Обычаи и правила общения, присущее народу соотношение вербальных и невербальных (лингвистических и экстралингвистических) компонентов общения способны сохранить и передать языковые традиции.
Освоение неродных языков - важнейшая сторона гуманитарной подготовки, как в системе среднего, так и в системе послесреднего образования. Повышение уровня полиязыковой культуры нужно рассматривать в качестве одного из направлений гуманитаризации всех ступеней системы образования. Широта и уровень полиязыковой культуры существенно влияют на разносторонность развития личности, ее жизненных сил, расширяют возможности профессионального и социального самоопределения, адаптации, повышают творческий потенциал. Кроме того, возможности межнационального общения, взаимопонимания разных народов и связанные с этим возможности видеть и понимать мир значительно зависят от владения разными языками.
Литература
1.Назарбаев Н.А. - Послание Президента народу Казахстана // Новый Казахстан в новом мире.- 2007
2. Жетписбаева Б.А.- Полиязычное образование: теория и методология.- Алматы : " Бiлiм" .- 2008- С.343.
3. Послание Президента Республики Казахстан Стратегия «Казахстан - 2050»
4. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг.
5. Концепция развития системы образования РК
6. Буланкина Н.Е . - Полиязыковое информационно-образовательное пространство. Методология. Проблемы. Технология. – Новосибирск: СО РАН, 1999.