Доклад
«Развивающая игра, как средство
социально -личностного развития детей»
Дайте же детям играть, пока игра их
радует,
влечёт к себе и вместе
с тем приносит им громадную пользу!
Е. А Покровский
Наиболее благоприятным периодом для
социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное
детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее
интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких
отношений становится тем фундаментом, на котором строится
дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения
ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во
многом зависит последующий путь его личностного и социального
развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Игра ведущий вид деятельности
детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что
самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных
чувств, в поведении происходит в игре.
Общение является важным элементом любой
игры, которая дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и
участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются
первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются
большие возможности воспитания таких качеств как
доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И
наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре
необходимые социальные навыки.
Игру необходимо использовать как
средство формирования способности к общению, так как именно с
помощью игры мы педагоги способны помочь ребенку установить контакт
с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Одной из
форм игры, распространенной в дошкольном возрасте, являются игры с
правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а
правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей
принимать правила и нормы и подчиняться им. Особое место занимают
игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые
игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в
жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх
закладывается социальный мотив, и она становится эффективным
средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет
ребенку занять свое место в обществе. В сюжетно-ролевой игре –
заложены большие возможности и для развития навыков общения. В
первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности
осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания
других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной
деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов.
Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка,
формируется детский коллектив. Обучая ребенка игре, мы делает
доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений. Роль
воспитателя здесь огромна. Мы воспитатели, должны играть вместе с
детьми, для того чтобы они овладели игровыми умениями. Это показ
простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий,
постановка игровых задач, отражающих знакомые ребенку жизненные
ситуации. Обучая детей, нам важно донести до ребенка смысл
игровой ситуации и, усложняя по необходимости сюжет, развивать
их игровые умения. Надо ли говорить о том, как важно воспитателю в
игре уметь взаимодействовать «на равных» с ребенком, помогая ему
решать игровые задачи. Ведь ребенок учится от взрослого, прежде
всего подражая ему, его игровым действиям и, самое главное, его
эмоциональному отношению к персонажу. Следует особо отметить, что
игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как
бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и
ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами) новые
повороты в развитии сюжета. Взяв на себя исполнение какой-либо
роли, взрослый направляет игру с помощью прямых и косвенных
подсказок, вопросов и предложений.
Особое внимание эмоциональному
воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной
деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового
поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться
к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных
жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети
познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни
людей, животных растений. Тематика и содержание театрализованной
игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в
каждом литературном произведении и должна найти место в
импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта,
честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт
нравственного поведения, умение поступать в соответствии с
нравственными нормами. Стремление детей показать, что испытывает
персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений.
Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка,
представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция
поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности
друг за друга, стимулируется развитие творческой активности,
самостоятельности. Очевидно, что появление такого рода способностей
открывает широкую перспективу для дальнейшего развития
коммуникативных способностей детей посредством театрализованной
деятельности. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр
на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное
ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает
при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности
театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически
не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы
детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств
изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность
использовать их в целях всестороннего воспитания
личности...
Настольно-печатные игры — это игры
малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие
процессов мышления, памяти, воображения. Все они красочные
и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото»,
«Мозаики», «Домино» и др. Дидактические игры предназначены для
детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются,
как средство обучения и воспитания. Дидактическая игра
выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка.
С помощью дидактических игр детей приучают самостоятельно
мыслить, использовать полученные знания в различных условиях
в соответствии с поставленной задачей. Многие
дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально
использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
находить характерные признаки в предметах и явлениях
окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать
предметы по определённым признакам, делать правильные выводы,
обобщения. При организации дидактических игр, способствующих
социально- личностному развитию ребенка, с детьми перед
педагогом ставятся следующие задачи:
- учить детей
выстраивать доверительные, партнерские отношения со сверстниками
в процессе игрового общения;
- развивать
умение понимать, слушать и слышать друг друга;
- развивать способность
аргументировать свою точку зрения, свои высказывания; -
воспитывать в детях желание общаться с ровесниками,
усваивая при этом некоторые общие правила поведения;
- помочь детям понять, что
вместе играть интереснее.
Режиссерская игра — это детская
игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем
интереснее реальная жизнь ребенка, чем обширнее его информация об
окружающем мире. Режиссерские игры, в которых ребенок
заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол,
действуя и за себя, и за куклу. Режиссерская игра —
важнейший фактор социализации дошкольника. Игры-драматизации
создаются по готовому сюжету из литературного произведения или
театрального представления. План игры и последовательность
действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для
детей.
Игры — драматизации помогают детям
больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную
ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи
и движений. В работе с детьми используются сказки
социального характера, в процессе рассказывания которых дети
узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному
бывает скучно, грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»); что
нужно быть вежливым, уметь общаться при помощи не только
вербальных, но и не вербальных средств общения («Сказка
о невоспитанном Мышонке»). В работе по социально-личностному
развитию ребенка в игре, не малое значение уделяется
и взаимодействию с родителями. Родителям даются
рекомендации, консультации по проведению и организации игр
дома между детьми и совместно с ними. Как же взрослому
вести себя в игровой деятельности, в которую включен
ребенок? От поведения взрослых во многом зависит мера открытия
ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый
вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни,
необходимые для усиления социального опыта ребенка. Каждый
ребёнок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, со
своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя
в мире и мира в себе — наша основная взрослая
задача. В заключение хотелось бы отметить, что показателем
правильно организованной игры детей является их хорошее настроение,
разнообразное использование освоенных навыков, положительные
взаимоотношения. Именно в игре, совместно со взрослыми,
ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные
навыки. Для социально – коммуникативного развития
дошкольников, огромное значение не только игра, но и занятия,
беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдения,
обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и
сотрудничества детей, их нравственных поступков – всё это
становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Постоянная, целенаправленная работа в данном направлении
способствует социально - коммуникативному развитию каждого ребёнка.
Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными,
целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более
внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым;
способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется
способность совместно принимать решения и следовать к их
выполнению.