Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Речь младших школьников с нарушением слуха»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Доклад «Речь младших школьников с нарушением слуха»
Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.
Слух – отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или звукового анализатора, – сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный, отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый, отдел (слуховой нерв) и центральный, корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний.
Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого. У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а дефект слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.
В своей работе я рассматриваю необходимые условия нормального психического развития ребенка и те особенности, которые возникают у него при сенсорных нарушениях, в частности, при нарушении слуха.
Условия психического развития
Психика человека и животных находится в состоянии постоянного развития. Однако характер и содержание процессов развития в животном мире и у человека качественно различаются. Психические функции человека и животных не могут быть отождествлены ни по происхождению, ни по структуре. Главный механизм развития психики животных – передача наследственного биологически закрепленного опыта. На его основе развертывается индивидуальное приспособление животного к внешней среде.
Специфика психических функций человека состоит в том, что они развиваются в процессе овладения ребенком общественно-историческим опытом. Ребенок рождается и живет в человеческом мире, мире человеческих предметов, человеческих отношений. В них фиксирован опыт общественной практики. Развитие ребенка и есть процесс овладения этим опытом.
Психическая деятельность человека в ее высших формах имеет опосредствованный характер. Люди уже в древности в процессе трудовой деятельности, обучения и т.д. использовали особые предметы, условные изображения, знаки как средства фиксации и передачи определенных сведений. Знаки и речь опосредствуют деятельность и процесс обучения людей.
Следовательно, возникновение и развитие этих средств, в том числе развитие культуры, и характеризуют, прежде всего, процесс исторического развития психики. Овладение же этими средствами определяет процесс индивидуального развития.
Ребенок овладевает опытом, выработанным в истории человечества. Мышление, память, восприятие ребенка существенно обусловлены овладением речью, определенными способами деятельности, знаниями и т. д.
2. Развитие ребенка с нарушением слуха
Нарушение нормального функционирования одного из ведущих речевых анализаторов приводит к особенно серьёзным отклонениям в речевом развитии детей. Как следствие этого – проблемы в развитии мышления и личности ребенка в целом.
Такие нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные.
Неправильное внутриутробное развитие слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Так, могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии). Наследственностью можно объяснить врожденную неполноценность слухового органа, которая определяет предрасположенность к тяжелым нарушениям слуха, вызванным сравнительно слабыми вредными воздействиями.
Что касается врождённой глухоты, то причинами её может быть недоразвитие слухового аппарата ребёнка (при действии вредностей на 4-5-й неделе внутриутробного развития) или его повреждение во второй половине беременности вследствие болезней матери, токсикозов, гормональных расстройств, резус-конфликта и пр.
Причиной рано приобретённой глухоты может явиться асфиксия при рождении. Примерно в 80% всех случаев слух у детей нарушается в возрасте до 2 лет. Причинами этого могут быть детские инфекции (в особенности менингит, корь, скарлатина), отиты, применение антибиотиков (прежде всего – стрептомицина) и др..
Принято различать две основные категории детей с нарушением слуха: глухих и слабослышащих, а среди глухих – рано- и позднооглохших. Последние до наступления глухоты уже успели приобрести речь, поэтому в отношении них должна проявляться специальная забота о сохранении имеющейся речи. Беспокоиться об этом следует буквально с самых первых дней утраты слуха. При наступлении глухоты в 3-5 лет и при отсутствии специальной работы над речью у ребёнка к школьному возрасту сохраняется лишь небольшой запас искажённых слов.
Принципиальная разница между слабослышащими и глухими заключается в том, что имеющаяся у слабослышащих степень сохранности слуха позволяет им хотя бы в самой минимальной степени самостоятельно обогащать свой словарный запас, тогда как для глухих это полностью исключено.
Слабослышащие дети имеют разную степень снижения слуха. По глубине нарушения слуха при тугоухости можно выделить четыре степени – легкую, умеренную, значительную и тяжелую.
Степень тугоухости Восприятие речи на расстоянии от ушной раковины, м
Шепотная речь Разговорная речь
Легкая 4-6 6-8
Умеренная 1-3 4-6
Значительная 1 2-4
Тяжелая 0,5 2
Однако гораздо большее значение имеет не степень потери слуха, а состояние речи ребёнка, поскольку при одной и той же степени тугоухости возможности речевого общения могут быть различными.
Значение речи в процессе развития ребенка.
Окружающий нас мир полон звуков, отличающихся огромным разнообразием. Мы живем в мире сложных природных, речевых, музыкальных звуков. Слух имеет огромное значение для развития человека. Познание окружающей действительности, явлений природы и общественной жизни крайне затруднено у ребенка, лишенного слуха.
Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.
Между речью и мышлением существует не тожество и не разрыв, а единство. Это единство диалектическое, включающее различия, заостряющиеся в противоположности. Речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.
Развитие речи ребенка подчинено определенным закономерностям. Существует специфический возрастной период ее развития – первые три года. По истечения этой стадии процесс слухоречевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий.
Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Решающим условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое эмоциональное общение взрослого с каждым ребенком индивидуально. Различные модуляции голоса взрослого выполняют роль пускового сигнала, приводящего в действие безусловно-рефлекторный механизм эхолалии: ребенок "играет" звуками, тренирует речевой аппарат, дифференцирует окружающие звуки и голоса. Потребность в общении получает дальнейшее развитие. Впервые возникая в социальной ситуации, речь сопровождает другие виды деятельности ребенка.
Правильное произнесение звуков предполагает сопряженную деятельность слухового и Рече двигательного анализаторов. При этом слуховому анализатору принадлежит ведущая роль. Акустические образы речи взрослых запечатлеваются в слуховой памяти ребенка и служат базой для их воспроизведения, поиска требуемых артикуляторных движений до совпадения с произношением окружающих. При ведущей роли слухового анализатора последовательность усвоения произношения звуков определяется артикуляторными свойствами: проделывается путь от грубой артикуляторной дифференциации к более тонким процессам. Устная речь становится универсальным средством мышления, общения и познания, и оттачивается на протяжении всей жизни.
Овладение речью – одной из центральных, важнейших психических функций – в определяющей степени зависит от слуха.
Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность.
Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения. Глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено.
Таким образом, глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка.
Глубоким и стойким считается такое поражение слуховой функции, при котором процесс развития протекает на дефектной основе и не обнаруживает признаков улучшения пораженной функции, а лечебные средства оказываются неэффективными.
Влияние нарушения слуха на развитие личности.
Психическое развитие глухих детей различно в зависимости от того, является ли их глухота врожденной, потеряли ли они слух на ранних этапах онтогенеза или нарушение произошло в более позднем возрасте. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи (немота) либо ее грубому недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обусловливает нарушения развития, связанные с задержкой формирования прямо стояния, недоразвитием пространственной ориентации. При нарушении же слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторных функций выражено меньше. Успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и грамматического строя нередко выражены менее грубо. При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована, имеются лишь некоторые недостатки произношения.
Сложные вторичные нарушения характерны для формирования других психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом.
У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность с предметами. Происходит отставание формирования перцептивных обобщений, предметных представлений. В связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона, формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. Эти данные подтверждают положение Л. С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом.
Из-за отсутствия слухового контроля собственного произношения, звучащая речь глухого ребенка отличается невнятностью и смазанностью. Постановке голоса, исправлению недостатков речевого дыхания, артикуляционной и дыхательной гимнастике уделяется особое внимание в работе по развитию речи. Важным условием словесного обучения является желание и потребность глухого ребенка отказаться от более доступной для него жестовой речи и перейти к устной речи. Устное слово становится ведущим в коррекции последствий дефекта. Для позднооглохших детей особое значение для развития речи имеют последовательное наращивание словарного запаса, выработка полноценного произношения, обучение грамоте и грамматике.
Слабослышащие (тугоухие) дети имеют частичную слуховую недостаточность, затрудняющую речевое развитие, но сохраняющую возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. Устная речь у таких детей может успешно развиваться только в условиях специального обучения.
При тугоухости особенно важно учитывать не только степень снижения слуха, но и время, когда наступило снижение. Уже на первом году жизни разворачиваются процессы опережающего обеспечения речевой функции, которые при отсутствии соответствующего подкрепления постепенно угасают. Так, при врожденной, нераспознанной тугоухости к концу первого года жизни ребенка снижается интенсивность предречевых действий (гуление, лепет). Такой ребенок почти не усваивает речевые навыки и переходит на язык жестов. Несформированность речевой функции к 4-5 годам создает тяжелые условия для дальнейшего речевого развития. Ранняя тугоухость, наступившая в доречевой период, вызывает речевое недоразвитие, требующее специального обучения.
В массовой школе нередко можно встретить детей с недостатками слуха. Пребывание в несоответствующих возможностям этих детей условиях массовой школы не только вызывает большие трудности в освоении учебной программы, но и наносит большой ущерб их психическому развитию. Непонимание обращенной к ним речи, попытки считывания речи с губ учителя и одноклассников, типичные ошибки в произношении, чтении и письме, вторичные отклонения являются характерными показателями нарушения слуха.
Вместе с тем кроме детей с выраженным нарушением слуха, перевод которых в специальную школу необходим как можно раньше, в массовой школе могут быть дети, у которых наблюдается легкое снижение слуха, создавая ряд затруднений в обучении, не являясь основанием для обучения в школе слабослышащих. Такие дети могут успешно учиться в массовой школе при условии индивидуального подхода и создания соответствующих условий.
Ограниченные возможности общения у детей приводят к развитию вторичных невротических и невроз подобных расстройств и других психопатологических нарушений.
У слабослышащих детей возникают вторичные отклонения психического развития, которые распространяются как на познавательные процессы, так и на эмоционально-волевую сферу личности.
Детей с недостатками слуха нередко ошибочно диагностируют как умственно отсталых. Клиническая картина интеллектуальной недостаточности у глухих и тугоухих детей осложняется за счет эмоционально-волевой незрелости, своеобразного психического инфантилизма, формирующегося вследствие сенсорной и социальной депривации, особенностей семейного воспитания и длительной психической травматизации.
Психотравмирующий смысл социальных ситуаций ведет к появлению новых нарушений, имеющих в основном функциональный характер, резко ухудшающих слуховое восприятие и затрудняющих диагностику и реабилитацию таких детей.
Проявления расстройств зависят от возраста. У детей дошкольного возраста преобладали капризность, плаксивость, раздражительность, гиперактивность, отказ от еды, страх, боязнь, негативизм. У детей школьного возраста отмечались эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, трудности в общении и обучении, аутичность, фиксация на своей неполноценности, агрессивность, отвлекаемость. Дети старшего школьного возраста осознавали свою неполноценность и остро переживали по этому поводу. В результате этого невротические и неврозоподобные расстройства усугублялись, наблюдались соматические вегетативные расстройства, изменения в эмоционально-волевой сфере, плаксивость, повышенная ранимость, суицидальные высказывания, депрессивные и субдепрессивные состояния.
Зависимость развития речи от степени снижения
слуха.
Наблюдается прямая зависимость развития речи от степени снижения
слуха. При небольшом понижении слуха у ребенка возникают
незначительные отклонения в развитии речи. Чем сильнее степень
снижения слуха у малыша, тем больше нарушений, которые возникают в
фонетической, лексической и грамматической стороне речи. При
тяжелом снижении слуха ребенок остается полностью без речи – то
есть глухонемым. Не слышащие дети овладевают речью только в
процессе специального обучения, которое организует сурдопедагог в
специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушением
слуха. Зависимость нарушения речевой функции от времени полной
потери слуха
Наличие или отсутствие вторичных отклонений в развитии ребенка
зависит от того, в каком возрасте возникает первичное поражение
слуховой функции.
Нарушение слуха может возникнуть в разные периоды жизни человека.
Чем позднее произошла потеря слуха, тем больше возможностей для
речевого развития.
Потеря слуха до 2 лет, когда речь малыша еще не сформирована, без
ранней специальной помощи ведет к полному отсутствию речи.
Потеря слуха до 3-3,5 лет без коррекционного обучения приводит к
утрате той речи, которую ребенок уже успел приобрести.
При полной потере слуха в 4-5 лет речь также почти полностью
распадается, если не начато сразу специальное обучение.
Утрата слуха в 6-7 лет может резко исказить речь ребенка к
школьному возрасту без специальной коррекционной работы над ней.
Если ребенок потерял слух после 7 лет и к этому моменту овладел
грамотой, то его речь может быть сохранена при систематической
коррекционной работе.
Зависимость нарушения речевой функции от времени частичной потери
слуха
У детей с частичной потерей слуха время снижения слуха также
является важным фактором, определяющим уровень развития речи. Даже
незначительное понижение слуха в возрасте до 3 лет может привести к
задержке или недоразвитию речи.
Снижение слуха, возникшее после 3 лет, может оставить речь в
значительной степени сохранной при своевременной коррекционной
поддержке. Таким образом, время возникновения нарушения слуховой
функции в большей мере определяет уровень речевого развития детей с
нарушением слуха.
Роль педагогических условий в предупреждении возникновения
нарушения речи у детей с нарушением слуха
Важную роль в предупреждении возникновения вторичных нарушений
развития ребенка могут играть педагогические условия, в которых он
находится с момента нарушения слуха. При всей сложности и тяжести
нарушений развития глухого или слабослышащего ранняя
педагогическая помощь, специальное педагогическое воздействие
позволяют предупредить или преодолеть, или уменьшить возникшие
отклонения. Чем раньше близкие ребенка замечают нарушение слуха,
тем больше возможностей для коррекции его развития. Раннее начало
развития ребенка в условиях специальной помощи, формирования речи
неслышащего дает возможность предупредить возникновение вторичных
нарушений: своеобразное развитие мышления, нарушение
познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы,
социальную изоляцию.
Условия формирования речи у детей с нарушением слуха.
Глухие и слабослышащие характеризуются различными условиями
формирования речи и разными способами ее восприятия. Формирование
речи у глухих (неслышащих) детей основывается на компенсаторном
использовании всех сохранных анализаторов в условиях специального
обучения. Только с помощью сурдопедагога возможно активное
привлечение зрительного и слухового (с использованием ЗУА)
восприятия, тактильно-вибрационной чувствительности и
кинестетических ощущений.
Учитель показывает ученику, как должен функционировать его речевой
аппарат для образования речи, а также контролирует своим слухом
правильность звучания речи ребенка. Он помогает глухому ученику
сознательно овладеть движениями речевого аппарата, соответствующими
произношению звуков, слов, фраз с использованием ЗУА.
Формирование устной речи неслышащих учащихся ведется в условиях
интенсивной работы по развитию слухового восприятия как одного из
компонентов речевой деятельности. Одновременно сурдопедагог
обучает неслышащего письменной и дактильной речи с тем, чтобы
сделать для него возможным устное, письменное и устно-дактильное
общение.
Использование письменной и дактильной речи способствует накоплению
словарного запаса, уточнению значений и пониманию новых слов и
фраз. В первоначальный период обучения неслышащий овладевает речью
на основе устно-дактильного общения с учителем и окружающими
детьми.
Развитие речи слабослышащих детей, у которых снижен слух с раннего
возраста, проходит на основе их пониженного слуха с использованием
индивидуального аппарата. Возможность даже неполного восприятия
речи нормальной разговорной громкости способствует самостоятельному
овладению устной речью, хотя и с различными ее нарушениями.
Еще до специального обучения у слабослышащего формируется понимание
значимости речевых движений, происходит осознание смысла слов,
фраз. Звуковые искаженные комплексы, напоминающие слова,
приобретают у слабослышаших детей определенные значения.
Возможность восприятия на слух хотя бы неполноценных звуковых
образов слов позволяет ребенку самостоятельно приобрести некоторый
запас слов.
С началом обучения в школе в условиях интенсивного развития и
использования слуха с индивидуальным слуховым аппаратом быстро
возрастает возможность самостоятельного накопления словаря и
овладения грамматическим строем речи. Формирование речи
слабослышащего ребенка с самого начала в дошкольном возрасте, а
затем и в процессе специального обучения в школе отличается от
формирования речи глухого ребенка.
Это отличие связано, прежде всего, с возможностью слабослышащего
самостоятельно овладевать речью, хотя бы и в ограниченной степени,
с помощью слуха, в процессе речевого общения с окружающими. Эти
особенности требуют различных условий специального обучения глухих
и слабослышащих детей, разные программы обучения, учебники и
др.
Способы восприятия речи глухими и слабослышащими детьми.
Глухие и слабослышащие различаются также по способу восприятия
речи.
Неслышащие дети овладевают зрительным и слухозрительным (с помощью
звукоусиливающей аппаратуры) способами восприятия речи только в
процессе специального обучения. У слабослышащих детей имеется
возможность самостоятельного овладения восприятием на слух речи
разговорной громкости (хотя бы у самой ушной раковины) в процессе
естественного общения с окружающими. Чем лучше слух слабослышащего
тем больше возможностей его использования в образовательном и
воспитательном процессе.
Значение зрительного восприятия речи у детей с нарушениями слуха
возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуховой функции.
Особенности восприятия речи у неслышащих и слабослышащих детей
выдвигают различные требования к педагогическому процессу.
Особенности развития речи у позднооглохших детей.
Отдельную группу в отношении сохранения речи и ее восприятия
представляют позднооглохшие дети, поступающие в специальную школу
для слабослышащих детей в 1-е отделение с уже развитой речью, но
нарушенным слухом.
У них наблюдается разная степень слухового нарушения и разный
уровень сохранности речи. Развитие речи и формирование словесного
мышления позднооглохшего ребенка проходило до потери слуха в
условиях естественного речевого общения на основе слуха. Оглохшие
владеют языком, его словарным запасом, грамматическим строем,
опытом словесного общения. Для всех позднооглохших речевые движения
окружающих имеют осмысленное значение.
Большинство позднооглохшиx, поступающих в специальную школу, имеют
тяжелую степень слухового нарушения, поэтому на первый план
выдвигается задача формирования импрессивной стороны речи, то есть
восприятия речи на зрительной или слухозрительной основе с
использованием звукоусиливающей аппаратуры.
Процесс овладения чтением с губ у позднооглохших отличается от
аналогичного процесса у остальных детей с нарушениями слуха. Не
слышащие и слабослышащие дети 2-го отделения специальной школы
учатся чтению с губ в процессе формирования речи, в то время как
учащиеся с поздней потерей слуха уже владеют речью, но должны
специально приобретать навык зрительного восприятия устной речи для
речевого общения и улучшения разборчивости восприятия речи при
остаточном слухе.
Для многих позднооглохших обучение чтению с губ представляет
большие трудности. В процессе специального обучения позднооглохших
необходимо установить новую связь между сформированными
кинестетическими и соответствующими зрительными образами
произносимых слов, фраз, повысить встречную активность оглохшего в
условиях контекста.
Таким образом, позднооглохшие отличаются от неслышащих и
слабослышащих иными методами сохранения речи и формирования навыка
чтения с губ, а при остаточном слухе - другими методами
приспособления к слуховому
аппарату.
Заключение:
В специальной школе для детей с нарушением слуха главная составляющая организационно-педагогической деятельности в речевом развитии.
Основная задача развития речи в начальных классах - научить неслышащих школьников излагать свои мысли, чувства и желания, строить развернутый монолог о своих переживаниях и впечатлениях, обо всем, что происходит в их жизни. Одним из условий эффективной работы по развитию речи является полноценная слухо - речевая среда, предполагающая активное устное общение с воспитанниками на слухо-зрительной основе. Через общение неслышащий ребенок осваивает нормы социального поведения, общения с окружающими. В процессе общения с разными людьми - взрослыми, сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, слышащими детьми разных возрастов - ребенок постепенно накапливает знания, сведения о мире вещей, идей и отношений, эмоционально развивается.
Таким образом, мы видим, что глухие дети имеют различные особенности. Огромное значение играет возраст, в котором ребенок теряет слух: есть ли зачатки речи или ребенок не слышал никогда речь взрослого и звуки окружающего его мира. Формирование речи у глухих детей основывается на компенсаторном использовании всех сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Нарушение слуха приводит к нарушению речи или полной немоте, что сказывается на нормальном формировании словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания и развития личности в целом.
При проведении психотерапевтического лечения детей с целью лечебно-педагогического воздействия следует учитывать индивидуальные способности ребенка, задержку его психического развития.
Литература:
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
2. Возрастная и педагогическая психология: / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 288с.
3. Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. – М.: Знание, 1987. – 144 с.
4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
5. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Дельта, 1997. – 464 с.