Рефлексивный отчет учителя по групповому
обсуждению с коллегами
«Человека нельзя ничему
научить,
можно лишь помочь ему
обнаружить что-то внутри себя»
Г.Галилей
«Обучающая среда - это коллектив, при котором и
учителя, и учащиеся являются обучающимися. В коллективе, где царит
атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, развито самоуправление,
формируется личность, способная найти свое место в здоровом
обществе.[1,165] При
прохождении курсов на первом этапе « Лицом к лицу» познакомилась с
учителями разного возраста, опыта работы в школе, разных по
характеру и темпераменту.
Н
Фото 1 Во время
курсов
аглядно увидела, как можно
объединить людей общим делом и организовать групповую работу. В
группе мы выработали общие правила работы. Для создания атмосферы
сотрудничества применялись различные стратегии при делении на
группы. При работе в группе выступала в разных ролях: эксперта,
волонтера, наблюдателя. Этот опыт мне пригодился на практике. С
коллегами по курсу консультировалась по всем вопросам, в решении
которых затруднялась. Консультирование осуществлялось через сетевое
сообщество, по электронной почте, по сотовому телефону. Общение с
коллегами дало мне поддержку, обогатило в профессиональном
плане.
Это помогло мне и во время практики в школе. До прохождения курсов
не предполагала как много стратегий для деления на группы, создания
коллаборативной среды, дающие возможность развитию творческих
способностей.
П
Фото 2 Школьные
коллеги
осле прохождения курсов
вернулась в свой коллектив для прохождения практики. Просмотрела
весь материал с курсов, решила побеседовать с администрацией школы,
с коллегами. Директор и заместитель директора по
учебно-воспитательной работе с пониманием отнеслись к
запланированным мною изменениям в практике преподавания серии
запланированных уроков с применением новых технологий, стратегий.
При консультировании я подняла вопрос о развитии самостоятельности
у детей, о необходимости создать пространство вокруг ребенка, где
он может проявить себя.
При консультировании с коллегами рассказала о
преимуществах групповой работы при проведении уроков. Несколько
коллег проявили желание присутствовать на моих уроках, предложили
помощь в проведении видеосъемки и фотографировании. Учитель
начальных классов поделилась информацией об учащихся класса, в
котором я собиралась провести серию последовательных уроков по
русскому языку, так как она работала с ними в начальном звене,
хорошо знала учащихся, их уровень знаний, способностей, творческих
возможностей. Она посоветовала мне вести «Лист наблюдения» за
учениками на уроке, на перемене. Беседуя с коллегой, получила
сведения об индивидуальных особенностях каждого ученика. Эта
информация помогла мне при планировании и проведении серии
последовательных у роков по русскому языку в этом классе. Также
проконсультировалась с другим коллегой, преподающем в этом классе
урок казахского языка. Она поделилась опытом работы в данном
классе, о приемах и методах работы, используемых ею на уроках
казахского языка, об их результативности. При составлении серии
уроков п
Фото 3 На
уроке
о русскому языку
воспользовалась советами коллеги, апробировала некоторые приемы и
методы из ее практики. В целом консультирование с коллегами дало
мне позитивный настрой, заряд, уверенность в своих возможностях.
Мне удалось найти единомышленников и сторонников идеи применения
Программы, новых подходов в ежедневной практике преподавания в
процессе планирования и проведения серии последовательных уроков.
Появились педагоги, пожелавшие обучаться на 3-месячных курсах,
которые интересовались новыми подходами преподавания и обучения.
Особый интерес проявили молодые специалисты, так как курсы
способствуют приобретению методов и приемов, стратегий
преподавания, повышают уровень знаний и практики педагогического
мастерства.
Одним из эффективных методов работы с детьми
является групповая работа. В ходе такой работы дети учатся
размышлять. Очень часто на своих уроках сталкивалась с такой
проблемой, как умение вести беседу. Дети отвечали на вопросы и не
умели размышлять. При организации групповой работы на уроке
столкнулась с трудностью. На первом уроке произошла такая ситуация.
Одна способная девочка отказалась сесть для работы в группу. Она
объяснила, что ей неинтересно работать со всеми и попросила
индивидуальное задание. Спорить не стала с ней, а посадила отдельно
и предложила тоже задание, что и для детей в группах – создание
постера «Правила работы в группе». Девочка самостоятельно
приступила к работе. Но постепенно ее работоспособность снизилась,
она чаще стала смотреть, как группы очень оживленно обсуждали
задание. Через некоторое время сама попросилась в группу и больше с
такой трудностью я не сталкивалась. Считаю, что в данном случае
поступила верно, не заставляя ребенка сесть в
группу. Ведь учащиеся должны сами почувствовать,
как им не хватает группового обсуждения, размышления. Следующей
сложностью в моей работе стало обсуждение своих идей и мыслей
шепотом. Учащиеся боялись выражать свои мысли, объяснив, что им на
других уроках не разрешают разговаривать. Попыталась объяснить
детям, что ведь они не просто разговаривают, а рассуждая, получают
самостоятельно новые знания. Дети не понимали, каким образом они
сами могут получить новые знания, но в результате постоянной
групповой работы при ответе на вопросы, при создании постеров, при
знакомстве с ресурсами, они научились размышлять, выражать свои
мысли и делать выводы. На первом же уроке присутствовало задание
для подготовки площадки для диалога. Дала возможность учащимся
самостоятельно определить тему урока. Для этого раздала учащимся
вопросы низкого и высокого порядка, на которые они должны были
ответить после просмотра презентации. Первые ответы были
односложны, очень корявы. Мне очень хотелось поправить учеников,
самостоятельно обозначив тему урока. Но я набралась терпения и
выслушала ответы всех учащихся до конца. Результат оправдал мои
ожидания. Сильные учащиеся легко справились с этим заданием,
определив не только тему урока, а даже озвучили проблему для
изучения ее на следующем уроке. Данный диалог на уроке был
организован для преодоления учащимися боязни сделать неверный
вывод.
Благодаря
данной форме работы, а именно групповому обсуждению, сразу же на
первом уроке смогла подтолкнуть сильных детей к размышлению, умению
вести диалог с другими. Но оставались и слабые ученики, которых я
никак не могла вовлечь в беседу. Постепенно, участвуя в создании
постеров , стали проявлять интерес к групповой работе. Один из
учеников совершенно не хотел участвовать в групповой работе на
первых уроках, но к четвертому уроку настолько увлекся данным видом
работы, что выступал от группы, предлагая свои идеи. Данный тип
работы помог мне заставить молчаливого ученика заговорить. Самое
главное, что он почувствовал, что его слышат и ему захотелось
самому заговорить. В ходе групповой работы учащиеся осознали, что
их слышат и воспринимают их мнения и выводы всерьез. Они также
убедились, что их мнение очень важно при решении различных
вопросов. Групповая работа помогла многим учащимся сформировать
положительное отношение к учебе в школе. Учащиеся почувствовали,
что могут контролировать собственное обучение. При внедрении
группового обучения учащиеся могут самостоятельно управлять своей
работой над конкретными заданиями, самостоятельно определять цели,
проблемы и находить пути их решения. В дальнейшем планирую на своих
уроках как можно чаще использовать групповую работу. Убедилась на
практике, что это один из самых эффективных методов, помогающих
детям анализировать, рефлексировать и прогнозировать. А это самое
важное, так как ребенок, самостоятельно получая знания, намного
прочнее усваивает их. Это ведет к повышению качества
знаний.
А в
организации групповой работы на этом этапе мне помогли консультации
с коллегами и тренеры, которые, вовлекая нас в групповую работу на
первом этапе курсов, показали разнообразные способы организации
работы.
Использованная литература:
-
Руководство для учителя