Материалдар / Род имён существительных, оканчивающихся на –Ь (мягкий согласный)»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Род имён существительных, оканчивающихся на –Ь (мягкий согласный)»

Материал туралы қысқаша түсінік
Обобщение передового педагогического опыта по русскому языку и литературе Тема: «Род имён существительных, оканчивающихся на –Ь (мягкий согласный)» Саиджанов Хаким учитель русского языка и литературы.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
19 Сәуір 2024
165
0 рет жүктелген
900 ₸
Бүгін алсаңыз
+45 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +45 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Общеобразовательная школа Шаш-тобе

Обобщение передового педагогического опыта по
русскому языку и литературе

Тема:
«Род имён существительных, оканчивающихся на
–Ь (мягкий согласный)»

Саиджанов Хаким учитель русского языка и
литературы.

2023-2024 уч год
1

2

« Если ученик в школе не научится сам ничего
творить, то и в жизни он всегда будет только
подражать, копировать».
Л.Н.Толстой

3

Передовой педагогический опыт
– это практика, содержащая в себе элементы
творческого
поиска,
новизны,
оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е.
такая
работа,
которая
дает
наилучший педагогический результат.
Обобщение педагогического опыта – это всегда анализ
и синтез информации, полученный в результате её
изучения; её отбор, классификация; выделение
основного, главного; выявление особенностей и
новизны в изучаемом опыте; выражение основных
результатов изучения в форме описания или устного
сообщения.
Тема перекликается с проблемой, над которой работаю
и самообразованием.
В творческой разработке представлен урок в системно
- деятельностном подходе, ««Определение рода имен
существительных. Открытие новых знаний»
Принцип деятельности заключается в том, что
ученик, получает знания не в готовом виде, а
добывает их сам в процессе собственной учебнопознавательной деятельности.

4

Цели:

- систематизировать и обобщить знания о родах
имен существительных;

-Познакомить с алгоритмом определения рода, учит
определять род имён существительных по
алгоритму.
- умение определять в тексте род
существительных с мягким знаком на конце;

имен

- Добиться умения определять в тексте род имен
существительных с мягким знаком на конце.
Совершенствовать навыки чтения;
- Развивать речевые навыки

5

Задачи:

- развивать умения учащихся определять род имен
существительных;
- познакомить с алгоритмом определения рода имён
существительных, употреблённых в начальной и
других формах;
выявлять
затруднение,
причину
возникновения,
находить
пути
выхода
проблемной ситуации;

его
из

- организация деятельности по активизации раннее
усвоенных знаний учащихся в рамках темы «Роды в
русском языке».

6

ВВЕДЕНИЕ
Самая большая ценность народа –
это язык – язык, на котором он
пишет, говорит, думает.
Д.С.Лихачев
Актуальность темы
В наши дни современный русский язык, как и все
остальные естественные языки мира, обусловлен
бурным ростом употребления новых грамматических
словоформ. Особенно это проявляется в речи
образованных людей, в связи с изменением отношения
к привычным нормам в сознании носителей языка.
Появление в речи новых словоформ, определенно,
прежде всего, тем, что многие современные люди
отказываются от исторически накопленных родных
слов и всё чаще употребляют либо иностранные слова,
либо исторические измененные. Категория рода
существительного в этом отношении играет особенно
важную роль, так как является ключом к
грамматически правильной речи.
Каждый образованный человек должен не просто
говорить на русском, но говорить грамотно. При
сопоставлении языков национально – культурные
различия наблюдаются практически на всех уровнях, но
особенно ярко
на грамматическом, поэтому
непосредственным
объектом
сопоставительной
лингвистики выступает, прежде всего, грамматика
Исходя
из
вышесказанного,
объектом
моего
исследования является роды в русском языке.
7








Теоретические сведения о определения рода
имён существительных.
Общие положения о категории рода
Род в грамматике — грамматическая категория,
свойственная различным частям речи и состоящая в
распределении слов и форм по классам, традиционно
соотносимым с признаками пола или их отсутствием.
Род является классифицирующей категорией для
существительных, анафорической для местоимений 3
лица единственного числа и словоизменительной для
остальных частей речи.
В русском языке выделяют следующие виды
грамматического рода:
мужской
женский
средний
общий (двоякая модель согласования: бедный
сирота/бедная сирота)
обоюдный (одна модель согласования: он/она
настоящая собака)
Категория
рода —
характерная
черта
грамматического строя индоевропейских, семитских и
дравидийских языков.
Большинство языков мира не имеют рода, например,
современные
армянский,
японский,
китайский,
тюркские, монгольские и др.
Категория рода – грамматическая категория,
состоящая в распределении слов или форм по двум или
трем классам, традиционно соотносимым с признаками
пола или их отсутствием; эти классы принято называть
мужской , женский , средний
и общий
род.
8

Среди индоевропейских языков (в случае, когда для
существительного характерна категория рода, и она не
утрачена) встречается следующее распределение:
Для существительного категория рода является
классифицирующей,
или
лексикограмматической:
присуща данному слову во всех случаях употребления
и относит это слово к определенному классу, в то время
как
категории
числа
и
падежа
являются
формообразовательными
(собственно
грамматическими).
Имена
существительные
не
изменяются по родам, т.е. род является одной из
характеристик слова, при этом классификационная
категория проявляется косвенно: принадлежность
имени существительного к определенному роду
проявляется обычно в формах того слова, с которым
согласуется имя существительное.
Распределение существительных по родам чаще
всего не мотивировано. Род существительных не
всегда совпадает, если стоят в конце с мягкие знаки,
что вызывает естественные трудности при их изучении
определении рода. Категория рода свойственна и
другим частям речи: прилагательным, местоимениям,
глаголам. Однако центром этой категории в языке
является
род
существительных:
здесь
он
непосредственно связан со значением и формой самого
слова; за исключением некоторые существительные
нельзя определять род.Пробдема состоит в том,что на
конце стоят Ь знаки,например:рожь,гуашь,конь и т.п

9

Исторический аспект в формировании на категории
рода имен существительных
Каждый знает, что в русском языке существует три
рода: мужской, женский и средний.

Но почему слова мужского и женского родов с Ь
знаками на конце трудно определить.
Почему слово день - мужского рода, а ночь - женского
рода?
Почему слово огонь - мужского рода, а печь - женского
рода?
Почему слово ремень - мужского рода, а плеть женского рода?
Почему слово хмель - мужского рода, а полынь женского рода?
10

а в следующих словах еще интереснее почему (буквы
предшествующие Ь одинаковые как в м.р. так и в ж.р.):
Почему слово тополь - мужского рода, а ель - женского
рода?
Почему слово плетень - мужского рода, а тень женского рода?
Почему слово корень/ревень** - мужского рода, а
зелень/герань** - женского рода?
Почему слово рояль - мужского рода, а свирель женского рода?
Почему слово картофель - мужского рода, а фасоль женского рода?
Почему слово лекарь - мужского рода, а хворь женского рода?
Почему слово кисель - мужского рода, а соль женского рода?
Почему слово вождь - мужского рода, а челядь женского рода?
Почему слово рашпель - мужского рода, а дрель женского рода?
Почему
слово
омуль/лось мужского
форель/рысь - женского?

рода

а

И таких примеров можно насобирать не маленькую
телегу.
11

По какому принципу у слов оканчивающихся на Ь
определяли род?
Ну почему "роль" - это она, а "рояль" - это он?
Почему "сель" - он, а "ель" - она?
Давайте рассмотрим подробнее слова разных родов в
русском языке. Может, есть какая-то закономерность
распределения слов по родам? Почему «весна», «зима»,
«осень» женского рода, а «лето» — среднего? Почему
«дверь» женского, «потолок» мужского, а «окно»
среднего? Род многих слов совершенно необъясним.
Хотя вот слова, обозначающие живых существ,
относятся к тому или иному роду в зависимости от
пола: мама, папа, брат, сестра и другие.
Однако есть слова женского рода, которые обозначают
и особей мужского, и наоборот: акула, лисица, ворон,
ворона (как название рода птиц), врач, директор.
Но в других случаях используются разные слова:
корова — бык, баран — овца, козёл — коза.
Один и тот же предмет может назваться
существительными разных родов: глаз — око, лоб —
чело, живот — брюхо.
Если слова так нелогично распределяются по родам,
есть ли какой смысл вообще в этой категории в языке?
И как это категория образовалась?
Ясно, что надо обратиться к истокам языков, но как это
сделать? Археологи обнаруживают остатки древних
цивилизаций, проводя раскопки, а где «копать»
лингвисту? Древние рукописи не настолько древние с
точки зрения языка, потому как письменность возникла
сравнительно недавно, когда языки уже подверглись
12

значительным изменениям. Значит, надо найти те
языки, которые меньше всего были изменены.
И на основе наблюдения, сравнения древних языков
стран Европы, Азии было выяснено следующее.
Слова, обозначающие одушевлённые предметы,
относились к мужскому или к женскому роду. А
средний
род
имели
слова,
обозначающие
неодушевлённые предметы.
Но! Один и тот же предмет мог быть назван поразному: то словом класса неодушевлённого (то есть
среднего рода), то словом класса одушевлённого
(мужского или женского рода). Причём была
обнаружена строгая закономерность.
Получается, что в зависимости от того, как
рассматривался один и тот же предмет — как
неодушевлённая вещь или как способное действовать
существо, — он получал два обозначения: одно
среднего рода (неодушевлённого), а другое —
мужского
или
женского
(одушевлённого).
Как известно, звёзды обожествлялись (и одушевлялись)
у
многих
народов:
положением
звёзд
руководствовались при определении жизненного пути
человека. Выражений, связанных со звёздами, вроде
«родиться под счастливой звездой», немало в любом
языке.
Получается, что понимание тела как нечто
материального противопоставлялось взгляду, согласно
которому предметы и явления природы оказываются
выражением внутренних сил, подобно тем, которые
движут животными и людьми. И этим силам
приписывалось
нечто
божественное.
13

Одушевлялось, обожествлялось всё то, перед чем
человек был бессилен, что казалось ему неведомым,
что играло большую роль в его жизни.
Ещё такой момент. Известное по мифам, народным
сказаниям противопоставление, например, воды и огня,
нашло своё отражение и в языке: во многих языках
«жизнь» женского рода, а «огонь» — мужского.
То же самое касается и дня-ночи и сопутствующих им
слов, например, свет-тьма. Или неба-батюшки и землиматушки.
Женское родящее начало подчёркивается и в
названиях плодовых деревьев: яблоня, вишня, черешня,
груша, слива и другие. А вот, например, плод яблони —
яблоко — среднего рода. В латинском языке и плод
грушевого дерева называется словом среднего рода, в
то время как название самого дерева женского рода. По
этим парам слов можно проследить миропонимание
древнего человека, для которого родящее дерево было
одушевлённым, а вот его плод — неодушевлённым. И
что интересно, в русском языке, кроме обобщающих
слов «дерево» и «растение», нет других слов среднего
рода, относящихся к деревьям. Получается, что
конкретные виды деревьев одушевлялись.
Интересен и вот какой вопрос. Есть слово среднего
рода «дитя», которое обозначает как младенца
мужского рода, так и женского. Обозначает живых
существ, но имеет средний род — почему? Как такое
слово могло появиться?
Естественно, что в древности такого слова быть не
могло, потому что оно могло обозначать только что-то
неодушевлённое, и появилось оно намного позднее
14

слов «сын» и «дочь», когда произошло некоторое
послабление противопоставления одушевлённого и
неодушевлённого. Поэтому существительное «дитя»
противоречиво по своей природе и имеет ограничение в
употреблении: его относят только к младенцам и
малолетним детям, а уже для более старших возрастов
противоречие между формой среднего рода и
одушевлённостью оказывается нетерпимым.
Выдающийся советский лингвист академик В. В.
Виноградов писал по этому поводу: «У подавляющего
большинства имён существительных, у тех, которые не
обозначают лиц и животных, форма рода нам
представляется немотивированной, бессодержательной.
Она кажется пережитком давних эпох, остатком
многоязыкового строя, когда в делении имён на
грамматические классы отражалась свойственная той
стадии мышления классификация вещей, лиц и явлений
действительности».
В одни эпохи деревья, горы, источники, реки
представлялись людям живыми существами, богами и
богинями; ничьей собственностью они не были и быть
не могли. В эти эпохи они очень легко могли попасть в
разряд «живых и независимых существ», получить
названия мужского или женского рода.
Наоборот, в другие времена тот или иной народ
начинал на некоторых людей, например на рабов в
рабовладельческом обществе, смотреть не как на
настоящие живые, свободные и независимые существа,
а как на вещи, как на собственность других людей,
«полноправных господ».
«Полноправные» получали
имена «живых» родов, а рабы — имена рода
15

«вещного», то есть, по нашим понятиям, среднего. Они
ведь «принадлежали», как вещи, своим господам!
Совершенно также в жестокие времена древности
смотрели многие племена и народы на женщин и детей.
К ним относились как к бессловесной собственности,
как к «имуществу» отца или мужа. Они были «почти
вещами». Не поэтому ли и доныне в немецком языке
слова «женщина» (das Weib) и «ребёнок» (das Kind), а в
русском языке «дитя» сохраняют свой средний, то есть
«вещный», род?
Что это — только кабинетные, теоретические
рассуждения о далёком прошлом, которые нельзя ни
опровергнуть толком, ни принять, потому что никто
своими глазами это не видел. Можно ли привести этому
какие-нибудь примеры и доказательства сейчас?
Оказывается, такие примеры наблюдаются.
И поныне в грамматиках некоторых народов
встречаются сложные, и для нас непонятные,
«грамматические классы». Один из учёных обнаружил
в языке негров Африки роды «одушевлённый» и
«неодушевлённый», или «род существ» и «род
предметов». Бывает и так, что все предметы
разделяются на «род сидячих», «род стоячих» и «род
лежачих» предметов или на «водяной», «каменный»,
«глиняный», «пенистый», «мясной» и другие роды.
Вероятно, и в языке наших, очень далёких предков
существовало немало таких своеобразных «классов», на
которые они делили, по уже неясным для нас
основаниям, известные им предметы и называющие их
слова.
16

Правила из учебников
Род существительных мы учим на занятиях. Во всех
учебниках есть таблички с тремя столбцами «он»,
«она», «оно». От учащихся требуется распределить
существительные по нужным колонкам. Преподаватель
объясняет, что слова мужского рода оканчиваются на
согласный, а слова женского рода – на А/Я.
Но уже на первых занятиях появляются слова, род
которых необходимо запоминать. Это слова,
оканчивающиеся на –ь: тетрадь, ночь, площадь. Это
слова женского рода. А, например, слово «словарь»
мужского рода. На начальном этапе число таких слов
довольно ограничено. К словам женского рода на
«мягкий знак» на элементарном-базовом уровне мы
можем добавить «осень», «мебель», «дверь», «кровать»,
«соль», «морковь», «фасоль», «Сибирь». Возможно, и
некоторые другие. Например, когда я работала со
студентами-нефтяниками
у
нас
обязательно
фигурировали слова «специальность», «нефть».
Также Ч, Ж, Ш, Щ + Ь = женский род: ночь, дочь,
брошь, рожь, вещь, помощь. Запомнить род слов
«дочь» и «мать» легко, т.к. они соотносятся с реальным
полом
лица.
Конечно, существительных, которые не подчиняются
данному «правилу», много. Но вряд ли иностранец,
изучающий русский язык, когда-нибудь встретит слова
«бандероль», «вуаль», «желудь», «канитель». А если
даже и встретит, то уже на более продвинутом уровне
изучения языка, где не будет большой проблемой
запомнить род существительного, поскольку помогает
17

контекст, а точнее «окружение» - прилагательные или
глаголы в прошедшем времени: «спортсмен выиграл
золотую медаль», «белая моль прилетела», «черная
вуаль». А также, как говорилось уже выше,
ассоциативные связи уже развиты, у каждого есть свои
способы
запоминания.
Запоминать слова легче в сочетании с прилагательным
или местоимением: мой словарь, моя тетрадь, новая
мебель.
Но как же определить род???? Есть помощник!
----------- и.сущ.м.р
Я
конь- коня;
----------и.сущ. ж.р
и
мышь- мыши;










Таким образом, мягкий знак –волшебный знак!
Для
некоторых
трудно
определить
род
существительных, которые оканчиваются на мягкий
знак.
В русском языке существуют правила, которые нужно
запомнить.
Слова, которые всегда относятся к мужскому роду:
слова на -арь
слова на -тель
названия месяцев (июнь, сентябрь и др)
Слова, которые относятся к женскому роду:
-бь, -вь, -дь, -зь, -сь, -ть (Исключения: голубь, лебедь,
дождь, гвоздь - это слова мужского рода)
-ость
чь, -шь, -щь
18

Слова на -нь, -ль,-рь могут быть как женского, так и
мужского рода.
Чтобы понять к какому роду относятся слова на Ь,
нужно обратить внимание на стоящее впереди или
позади слово.
Например: "Спортсмен получил серебряную медаль".
Прилагательное серебряная- женского рода, значит и
медаль относится к ж.р.
"За зиму картофель весь сгнил". Глагол "сгнил"
мужского рода, картофель- м.р
Трудно определить род существительных, которые
оканчиваются на -ь. Такие слова надо запоминать.
Однако есть несколько секретов, которыми я хочу
поделиться с вами.
Эти правила из учебников.Их надо запомнить!
1. Если вы встретили слово на -ь в тексте, обратите
внимание на соседние слова, особенно прилагательные
и глаголы в прошедшем времени. Например, вы
читаете: "Спортсмен получил золотую медаль". Слово
"медаль" употреблено в винительном падеже, а
прилагательное "золотую" - в винительном падеже и
женском роде. Значит, слово "медаль" - это слово
женского рода.
2. Запомните! Всегда относятся в мужскому роду:
названия месяцев (октябрь, июнь);
слова на -арь (словарь, календарь);
слова на -тель (учитель, выключатель).
3. Запомните! Всегда относятся с женскому роду:
слова на -чь, -шь, -щь (ночь, мышь, вещь и др.);
19

слова на -ость (они образованы от прилагательных;
сухой - сухость, мягкий - мягкость);
слова на -бь, -вь, -дь, -зь, -сь, -ть (любовь, тетрадь и
др.).
Исключения: голубь, лебедь, дождь, гвоздь - это слова
мужского рода! 4. Слова на -ль, -нь, -рь могут быть как
мужского, так и женского рода.
В отличие от носителей русского языка школьники не
могут
определить
род
с
[Ь],
подставляя
притяжательные местоимения «мой»/«моя». Например,
«тетрадь - моя тетрадь», значит существительное
женского рода. Поэтому в большинстве случаев
преподаватели говорят, что нет правила определения
рода существительных, оканчивающихся на мягкий
знак, и поэтому их род надо запоминать.
С точки зрения методики преподавания русского языка
как
иностранного
это
является
правильным
объяснением, но, с другой стороны, когда уже на
начальном этапе учащийся сталкивается с таким
количеством исключений и трудностей, мотивация
падает, и желание продолжать изучать язык быстро
пропадает.
Избежать
трудностей,
изучая
русский
язык
невозможно, но упростить задачу можно. В связи с
этим преподаватели, чтобы облегчить процесс
запоминания, а вместе с тем и сам процесс обучения,
пытаются сами разработать какое-нибудь «правилообъяснение»,
учитывающее
формальные
закономерности отнесения таких существительных к
мужскому или женскому роду.
20

Попробуйте разделить эти имена существительные с
мягким знаком на
конце

предлагаю
разделить
данные
имена
существительные единственного числа женского и
мужского родов с мягкими знаками на конце на две
группы (устно выслушиваются версии детей).
Мужской род
Женский род

Задание
Определить род имен существительных.
Глухарь. Голубь,госпиталь .гость .гребень. гусь
,дактиль. Двигатель, декабрь,день,деятель ,дирижабль
дождь, егерь, житель,зять ,инвентарь,
жёлудь, журавль, зверь, зритель,июнь, июль,
кабель,календарь ,камень, каракуль, карась,картофель,
кашель ,кисель, клубень, коготь, коктейль, конь,
контроль, костыль, акварель ,артель, бандероль, боль,
болезнь, боязнь ,брань ,брешь,
бровь ,брошь,бутыль, ваниль, ведомость, вермишель,
весть ,ветвь,
ветошь, вещь, виолончель, власть, водоросль, вонь,
вошь,вуаль,
гавань,
газель,
гармонь,
гарь
21

,гастроль,герань
,гибель
,гордость, горечь ,гортань,

,глазурь,гниль,

голень

глубь, глушь,грань, грубость, грудь ,грязь, даль,дань,
дверь, деталь,
диагональ ,дичь ,доблесть, должность, дочь ,дробь,
дрожь, дрянь, дуэль,
ель ,жёлчь, жердь ,живопись, жидкость,залежь
,заманчивость,
запись
,заповедь,
заросль
.звукозапись,жизнь, жилплощадь. Жуть,зелень, знать,
значимость, зыбь
зябь, известь, изгородь ,изморозь, изморось,исповедь,
кадриль.
мысль, мышь, обитель ,обувь ,озимь ,окись, опухоль
,осень, ось, миндаль ,модуль ,
отрасль, оттепель,очередь ,память,параллель, пастель
,пасть, певучесть, педаль,
перепись, песнь ,печаль
плешь,перезапись ,перекись,

,печь,

печень,плесень,

плеть, площадь, повесть ,подать, подпись, полночь
,полость ,полынь, помощь ,постель ,поступь,
прелесть,прибыль, привязь ,пристань ,прихоть, пропись
,проповедь, прорезь, прорубь, прядь ,пыль,пустошь,
радость, рать, резвость,ретушь, речь, рожь,
22

рознь, роль,роскошь, роспись ,россыпь, ртуть, ругань
,рукопись, рысь, рябь,
сажень, свежесть, свекровь,связь, сеть,сечь, сирень
,скатерть ,скорбь, слабость,
смерть, смесь, совесть, соль ,справедливость,слизь,
слякоть, смелость,сталь, степь,
степень, стерлядь ,стоимость, ступень ,суть ,сушь
,сырость ,тварь, лосось ,лось,
тень, тетрадь,тушь, тяжесть ,убыль,течь
трезвость,удаль, упряжь, медведь,

,ткань,

фасоль ,форель, хворь ,хитрость ,храбрость ,цель
,ценность, цепь ,цитадель,
устойчивость
,утварь,часть,участь,
,корабль ,Кремль ,крендель, куль,

фальшь,косарь

корень ,король,кустарь, лагерь ,лебедь ,лекарь ,ливень,
нашатырь ,недоросль,
никель, ноготь, ноябрь ,ноль ,огонь, олень ,отель,
панцирь, перечень, печень, пескарь,
пароль ,пасквиль ,патруль ,пахарь ,пекарь ,пельмень,
пень,писатель ,писарь ,пластырь ,плетень ,полдень,
портфель ,поршень ,председатель ,профиль,
пудель, рашпиль, ремень, рояль ,рубль, руль ,рыцарь
,секретарь ,сентябрь ,скальпель,
23

- Почему не получается ? ( затрудняются ответить,
не умеем? )
- Значит, вы не знаете или не умеете? (определять
род имён существительных)
Потому что в учебниках даны только таблицы,и
правила,которых надо выучить .Как их определить
быстро?
Таблица № 1
Решение этой задачи:
Алгоритм
определения рода существ с Ь знаками на конце.
Для этого ставим в Родит падеж.У нас нет
кого?чего?

Если в Родительном падеже слово оканчивается на
–Я,
то это мужского рода. (конь- коня)
А если же в Р п оканчивается на – И , то это слово
женского рода. (жизнь - жизни)
24

Пользуясь правилом, выполните задание № 1
Существительные мужского рода на -Ь
Глухарь-глухаря
Голубь-голубя
Конь-коня
День-дня
Корень-корня
госпиталь ,гость ,гребень ,гусь ,дактиль ,двигатель ,д
ёготь ,декабрь,
день,деятель ,дирижабль ,дождь ,егерь, житель,
зять ,инвентарь,жёлудь ,журавль ,зверь ,зритель,
июнь ,июль ,кабель,календарь ,камень ,каракуль ,кара
сь,
картофель,
кашель ,кисель ,клубень, коготь,коктейль ,конь,
контроль, костыль,косарь ,корабль, Кремль ,крендель
,куль
корень, король,кустарь,лодырь ,локоть ,ломо′ть,
лагерь ,лебедь ,лекарь, ливень,лосось ,лось,
медведь ,миндаль ,модуль ,нашатырь, недоросль,
никель ,ноготь ,ноябрь ,ноль ,огонь ,октябрь, окунь,
олень ,отель ,панцирь,пароль, пасквиль, патруль, пах
арь, пекарь,
пельмень ,пень,перечень ,печень ,пескарь,
писатель ,писарь,пластырь, плетень ,полдень, порт
фель, поршень, председатель, профиль,пудель,
25

Игра «Потеряшки».

Гнезда нет у…

Ручки нет у ..

.

 У зайца нет…

У собаки нет

У машины нет

У лошад.. нет..
26

Задание 2. Вставьте окончания
Тяжел….жизнь
Широк….степь
Вязк….жидкость
Добр…память
Длинн….очередь
Хорош….весть
Учен…..степень
Черн…..нефть
Стеклянн….бутыль
Общ……тетрадь
Школьн… календарь
Больш…. камень
Ворон….конь
Бур…. медведь
Счастлив…. жизнь
Больш…. радость
Хорош… слесарь
толков… словарь
небольш… соболь
опытн… токарь
высок ….. тополь
27

индийск ….. журавль
Пользуясь правилом, выполните задание № 3
Акварель- акварели,
артель-артели,
боль- боли
болезнь -болезни
боязнь –боязни
брань ,брешь,бровь ,брошь,
бутыль ,
ваниль,
ведомость ,
вермишель ,
весть,ветвь,
ветошь ,
вещь ,
виолончель ,
власть,
водоросль,
вонь,
вошь,
вуаль,
гавань, газель ,гармонь ,гарь ,гастроль, ерань, гибель ,
глазурь, гниль , голень , гордость , горечь, гортань,
глубь , глушь, грань , грубость ,грудь ,грязь ,даль,
дань , дверь , деталь, диагональ, дичь, доблесть ,
должность, дочь ,дробь ,дрожь, дрянь, дуэль,ель ,
жёлчь , жердь , живопись , жидкость,
залежь , заманчивость ,запись , заповедь , заросль ,
звукозапись,
жизнь ,
жилплощадь,
жуть,зелень ,
знать ,
значимость , зыбь,
зябь, известь ,изгородь ,изморозь ,изморось,
исповедь ,кадриль,казнь ,капель ,карамель,
картечь ,карусель ,качель, кисть, кладь,
28

клеть ,князь,колыбель,кость ,крепость ,кровать ,кру
говерть ,ладонь ,
Заключение
После проведенной мною работы учащиеся легко
начали ориентироваться в определении рода
существительных, особенно в определении слов с
мягкими знаками на конце слова.
Для активизации учебно-познавательного процесса на
уроке были использованы следующие методы:
.словесные ,наглядные ,методы стимулирования и
мотивации
учащихся(поощрение,похвала,создание
ситуации успеха), методы контроля и самоконтроля,
проблемный, частично поисковый, исследовательский.
На уроке знания не предлагались в готовом виде, их
необходимо было добывать самостоятельно учащимся.
Они рассуждали, решали возникающие познавательные
задачи, обобщали, делали выводы, тем самым
формировали осознанные прочные знания.. Для
отработки общеучебных и специальных умений и
навыков
использовались
разнообразные формы
организации познавательной деятельности, которые
помогли избежать монотонности и стимулировали
познавательный интерес.
Использовал
виды
форм
обучения
фронтальная
групповая
- индивидуальная..
И неплохо было бы ,если мою работу добавили в
учебники по русскому языку для среднего звена(5-8
29

классов).Так как учащиеся затрудняются
определением рода на мягкий знак.

с

Содержание
1
2
3
4
5

Передовой педагогический опыт
Цели Задачи
Введение
Теоретические сведения определения
рода имён существительных.

6

Исторический аспект в формировании 9
на
категории
рода
имен
существительных
По
какому
принципу
у
слов 11
оканчивающихся на Ь определяли род?

7

3
4
5
6
7

8
9

Правила из учебников
Имена существительные
знаком на конце

10

Решение задачи. Алгоритм
23
Тренировочные задания:
Пользуясь правилом, выполните задания 24
Заключение28

11
12

18
с

мягким

30

Использованная литература

1. Бархударов С.Г., Досычева Е.И. Грамматика русского
языка. - Ч. I и П. С 1944 г. учебник выходил под
редакцией академика Л.В.Щербы (без указания
авторов). Книга выдержала 14 изданий и издавалась с
1938
по
1952г.
Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Учебник русского
языка. - Ч. I и II. 1965 г
2. av-sg@yandex.ru...
3. С. Г. Бархударов
Грамматика русского языка
Фонетика и морфология.1968 г
4. Бархударов Степан Григорьевич, Крючков Сергей
Ефимович, Чешко Лев Антонович, Максимов Леонард
Юрьевич, Николина Наталия Анатольевна, Мишина
Клара Ивановна, Текучева Ирина Викторовна, Курцева
Зоя Ивановна, Комиссарова Людмила Юрьевна
Туркестанская область г Кентау. с Карнак.
школа «Шаштобе»
2024 г
31

Аннотация
Практика преподавания русского языка в школе с нерусским языком обучения
показала, что в связи с различием языковых систем, родного языка и русского,
у каждой национальности возникают свои сложности при изучении русского
языка. В русской грамматике есть такие темы, которые одинаково трудны
практически для любого школьника.Одним из них является род
существительных, а именно существительные с мягкими знаками на конце.
Освоение категории рода является непростой задачей для ребенка
национальной школы . В связи с этим учителю необходимо уделять особое
внимание изучению данной грамматической категории. Поскольку категория
рода не всегда обоснована денотативно, (т.е постоянный признак )довольно
сложным для понимания школьниками является вопрос, почему одни
существительные с Ь знаками относятся к мужскому роду, а другие – к
женскому. Данная работа написана на основании опыта работы автора ,как
преподавателя русского языка, работающего в национальной школе и
посвящена вопросу изучения грамматического рода и некоторым методическим
приёмам подачи этой темы в нерусской аудитории.Благодаря моей авторской
работе учащиеся легко определяют роды существительных с Ь знаками на
конце.
В рамках методического исследования проводился эксперимент в средних
классах , целью которого была проверка знаний у учащиеся в определении
категорий рода имен существительных с Ь знаками в конце. По итогам
эксперимента было выявлено , что 91% учащихся справились с заданием в
определении рода существительных ,с помощью таблицы составленной мною.
(См. таблицу № 1.)

32

Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в общеобразовательной школе невозможно без
интереса детей к учебе. Данная работа позволяет показать учащимся, как
увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.
Трудно определить род существительных, которые оканчиваются на -ь. Раньше
такие слова надо было запоминать. Однако есть несколько секретов, которыми
я хочу поделиться с вами.
Раньше нас учили ,что если вы встретили слово на -ь в тексте, обратить
внимание на соседние слова, особенно прилагательные и глаголы в прошедшем
времени. Например, вы читаете: "Спортсмен получил золотую медаль". Слово
"медаль" употреблено в винительном падеже, а прилагательное "золотую" - в
винительном падеже и женском роде. Значит, слово "медаль" - это слово
женского рода.
В этой статье говорится о трудностях, с которыми сталкиваются учащиеся,
изучающие русский язык, а именно в определении рода
существительных, оканчивающихся на мягкий знак, которые могут быть
мужского или женского рода. Был проанализирован активный лексический
запас, и были выявлены закономерности отнесения данных существительных к
роду с целью облегчить процесс обучения учащихся.
Во всех учебниках есть таблички с тремя столбцами «он», «она», «оно». От
учащихся требуется распределить существительные по нужным колонкам..
Но уже на первых занятиях появляются слова, род которых необходимо
запоминать. Это слова, оканчивающиеся на –ь: тетрадь, ночь, площадь.
Запомнить все правила касающихся рода очень сложно.
А еще запоминать слова трудно , если они в сочетании с прилагательным или
местоимением: мой словарь, моя тетрадь, новая мебель.Поэтому я разаработал
алгоритм решения этой проблемы, при котором учащиеся легко определяют
род любых существительных с Ь знаками на конце.
Актуальность программы заключается в том, что знания и умения всегда
должны совпадать.Владение словом – инструментом общения, мышления – это
первооснова интеллекта ребенка.Мышление не может развиваться без
языкового материала.Надо содействовать развитию речи детей,
совершенствовать у них навыки , повышать уровень языкового развития
школьников, воспитывать познавательный интерес к языку, готовить ученика к
активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе
33

34

.

35

36
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!