Материалдар / Роль STEM-образования в современной школе
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Роль STEM-образования в современной школе

Материал туралы қысқаша түсінік
STEM-образование сегодня занимает очень большую роль в общеобразовательных школах. Так как на нынешний момент не только в нашей стране, но и в целом мире наблюдается острая нехватка технических (инженерных) кадров. Именно поэтому для нас это крайне важный вопрос, внедрение в образовательный процесс инженерное образование и подготовить базу, на котором мы сможем начать подготовку в технологическом направлении.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

82 специализированный лицей «Дарын»,

город Астана, учитель географии

Мерсейіт Дана Қалдыбекқызы


Роль STEM-образования в современной школе.


STEM-образование сегодня занимает очень большую роль в общеобразовательных школах. Так как на нынешний момент не только в нашей стране, но и в целом мире наблюдается острая нехватка технических (инженерных) кадров. Именно поэтому для нас это крайне важный вопрос, внедрение в образовательный процесс инженерное образование и подготовить базу, на котором мы сможем начать подготовку в технологическом направлении. В связи с этим перед нами стоит задача, которую решить мы сможем только внеся изменения в процесс обучения начиная с дошкольных организаций до обучения в вузах, где мы сможем повысить интерес обучающихся к техническим наукам через предметы как – Робототехника и программирование. Эти предметы дадут возможность учащимся выходить за рамки когнитивных задач и получит базовое понимание содержания, что в свою очередь позволит мыслить более широко и масштабно.

На рынке труда успешным специалистом считается тот специалист, который умеет работать с информационными технологиями, с большими объемами данных, который быстро может найти нужную информацию и грамотно обработать её.

Традиционные способы и методы обучения дают знания теории, но прикладывать все эти знания, использовать их на практике, изучить её более основательно дают новые методы обучения как Stem технологии. Конечно же навыки, умения и ключевые компетенции, возможно приобрести только, будучи хорошо замотивированным на успешное будущее. Поэтому так же один из важных направлениях в образовании это профориентационные работы с учащимися. Нам нужно изучить проблемы формирования мотивационного фактора у обучающегося.

Так что же такое STEM-образование?

Стоит упомянуть, что основоположником теории практического обучения, которая в свою очередь легла в основу современного представления о Stem-образовании, является Профессор Массачусетского технологического университета Митч Резник. Практико-ориентированный и междисциплинарный подходы, при которых обучающиеся используют знания из разных областей для решения конкретной практической задачи, составляют основу STEM-обучения. STEM-образование – это подход к образованию, который объединяет научные, технологические, инженерные и математические дисциплины, чтобы развивать учащихся и помочь им освоить ключевые навыки и знания, необходимые в современном мире. Вместо того, чтобы изучать эти предметы отдельно, STEM-образование объединяет их, чтобы показать, как они взаимосвязаны и как могут быть применены на практике.

В STEM-образовании ставится акцент на практическом применении знаний, решении реальных проблем и разработке проектов. Учащиеся учатся работать в команде, анализировать данные, программировать, проектировать и проводить эксперименты. Они также развивают навыки критического мышления, проблемного решения и творческого подхода.

Цель STEM-образования - подготовить учащихся к будущим вызовам и карьерным возможностям в научных, технологических, инженерных и математических областях. Оно помогает развить учащимся навыки, которые востребованы в современном обществе, такие как анализ данных, робототехника, программирование и научное исследование.

STEM-образование также способствует развитию инноваций и технологическому прогрессу. Оно помогает учащимся понять, как наука, технологии, инженерия и математика влияют на нашу жизнь и как они могут использоваться для решения глобальных проблем.

В условиях развития цифровой экономики спрос на выпускников и специалистов в областях STEM повсеместно растет, причем остается неудовлетворенным, а отдельные STEM-навыки требуются все более широкому кругу профессионалов из других сфер. Единого определения состава STEM-профессий не существует. По различным классификаторам их число варьирует, достигая ста и более. Например, Бюро статистики труда США опирается на перечень профессий STEM, включая компьютерные и математические, архитектурные и инженерные профессии, связанные с естествознанием и физикой, управлением и преподаванием в высшей школе, с продажами в этих функциональных областях, требующие наличия научных или технических знаний, полученных в рамках третичного образования.

По данным статистики, в мире уровень спроса на Stem-профессии на состояние 2022 года возросло в разы, а абсолютными лидерами среди Stem-профессий являются разработчики программного обеспечения, аналитиков данных, специалисты по кибербезопасности, физики. Но физика не та, которую мы с вами знаем, за классическим названием часто кроется принципиально новое содержание, обусловленное актуальными задачами фундаментальной и прикладной науки: например, современные физики могут заниматься созданием сетей квантовых коммуникаций или разрабатывать новые материалы.

По статистике № 82 специализированной школы «Дарын» 2023 года более 69,7% школьников посещают учреждения дополнительного образования, при этом только 1,7% детей из них вовлечены в научно-техническое творчество. Но если сравнить с США, там 20% детей занимаются в научно-технологических центрах, в Японии – 10%.

Внедрив в систему образование Stem-образование, мы так же сталкиваемся с рядом проблем как нехватка кадров, ведь чтобы работать в русле концепции Stem-образования способны только педагоги, получившие специальную подготовку или прошедшие дополнительно профессиональное обучение. К примеру, в США была принята национальная программа по подготовке более 100 тыс. учителей. Наблюдается недостаток интереса у многих учащихся к наукам, технологиям, инженерии и математике. Это может быть связано с тем, что предметы могут показаться скучными или сложными. Неэффективные и устаревшие методы преподавания, которые в свою у очередь затрудняют понимание и применение знаний. Так же надо отметить, что не все школы и учебные заведения имеют достаточное оборудование и материалы для практического обучения STEM. Это может ограничивать возможности студентов для реальной практики и экспериментов.

В настоящее время в ведущих странах мира разработаны образовательные стратегии, предлагающие решение недостатков в области Stem-образования и включающие различные специализированные программы для начального, среднего и высшего профессионального образования. При всем многообразии существующих подходов практически все исследователи сходятся во мнении, что STEM-образование – это современный образовательный феномен, означающий повышение качества понимания обучающимися дисциплин, относящихся к науке, технологии, инженерии и математике, цель которой – подготовка обучающихся к более эффективному применению полученных знаний для решения профессиональных задач и проблем и развитие компетенции в STEM.

В целом, устранение проблем и реализация перспектив помогут сделать STEM-образование более привлекательным, доступным и интересным для студентов, а также подготовят их к будущим вызовам и возможностям в научных и технических областях.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!