№
82 специализированный лицей
«Дарын»,
город Астана, учитель географии
Мерсейіт Дана
Қалдыбекқызы
Роль STEM-образования в современной
школе.
STEM-образование сегодня занимает очень большую
роль в общеобразовательных школах. Так как на нынешний момент не
только в нашей стране, но и в целом мире наблюдается острая
нехватка технических (инженерных) кадров. Именно поэтому для нас
это крайне важный вопрос, внедрение в образовательный процесс
инженерное образование и подготовить базу, на котором мы сможем
начать подготовку в технологическом направлении. В связи с этим
перед нами стоит задача, которую решить мы сможем только внеся
изменения в процесс обучения начиная с дошкольных организаций до
обучения в вузах, где мы сможем повысить интерес обучающихся к
техническим наукам через предметы как – Робототехника и
программирование. Эти предметы дадут возможность учащимся выходить
за рамки когнитивных задач и получит базовое понимание содержания,
что в свою очередь позволит мыслить более широко и
масштабно.
На рынке труда успешным специалистом считается
тот специалист, который умеет работать с информационными
технологиями, с большими объемами данных, который быстро может
найти нужную информацию и грамотно обработать её.
Традиционные способы и методы обучения дают
знания теории, но прикладывать все эти знания, использовать их на
практике, изучить её более основательно дают новые методы обучения
как Stem технологии. Конечно же навыки, умения и ключевые
компетенции, возможно приобрести только, будучи хорошо
замотивированным на успешное будущее. Поэтому так же один из важных
направлениях в образовании это профориентационные работы с
учащимися. Нам нужно изучить проблемы формирования мотивационного
фактора у обучающегося.
Так что же такое
STEM-образование?
Стоит упомянуть, что основоположником теории
практического обучения, которая в свою очередь легла в основу
современного представления о Stem-образовании, является Профессор
Массачусетского технологического университета Митч Резник.
Практико-ориентированный и междисциплинарный подходы, при которых
обучающиеся используют знания из разных областей для решения
конкретной практической задачи, составляют основу STEM-обучения.
STEM-образование – это подход к образованию, который объединяет
научные, технологические, инженерные и математические дисциплины,
чтобы развивать учащихся и помочь им освоить ключевые навыки и
знания, необходимые в современном мире. Вместо того, чтобы изучать
эти предметы отдельно, STEM-образование объединяет их, чтобы
показать, как они взаимосвязаны и как могут быть применены на
практике.
В STEM-образовании ставится акцент на
практическом применении знаний, решении реальных проблем и
разработке проектов. Учащиеся учатся работать в команде,
анализировать данные, программировать, проектировать и проводить
эксперименты. Они также развивают навыки критического мышления,
проблемного решения и творческого подхода.
Цель STEM-образования - подготовить учащихся к
будущим вызовам и карьерным возможностям в научных,
технологических, инженерных и математических областях. Оно помогает
развить учащимся навыки, которые востребованы в современном
обществе, такие как анализ данных, робототехника, программирование
и научное исследование.
STEM-образование также способствует развитию
инноваций и технологическому прогрессу. Оно помогает учащимся
понять, как наука, технологии, инженерия и математика влияют на
нашу жизнь и как они могут использоваться для решения глобальных
проблем.
В условиях
развития цифровой экономики спрос на выпускников
и специалистов в областях STEM повсеместно растет, причем
остается неудовлетворенным, а отдельные STEM-навыки требуются
все более широкому кругу профессионалов из других сфер.
Единого определения состава STEM-профессий не существует. По различным
классификаторам их число варьирует, достигая ста и более. Например,
Бюро статистики труда США опирается на перечень профессий STEM,
включая компьютерные и математические, архитектурные и инженерные
профессии, связанные с естествознанием и физикой, управлением и
преподаванием в высшей школе, с продажами в этих функциональных
областях, требующие наличия научных или технических знаний,
полученных в рамках третичного образования.
По данным статистики, в мире уровень спроса на
Stem-профессии на состояние 2022 года возросло в разы, а
абсолютными лидерами среди Stem-профессий являются разработчики
программного обеспечения, аналитиков данных, специалисты по
кибербезопасности, физики. Но физика не та, которую мы с вами
знаем, за классическим названием часто кроется
принципиально новое содержание, обусловленное актуальными задачами
фундаментальной и прикладной науки: например, современные
физики могут заниматься созданием сетей квантовых коммуникаций или
разрабатывать новые
материалы.
По статистике №
82 специализированной школы «Дарын» 2023
года более 69,7% школьников посещают учреждения
дополнительного образования, при этом только 1,7% детей из них
вовлечены в научно-техническое творчество. Но если сравнить с США,
там 20% детей занимаются в научно-технологических центрах, в Японии
– 10%.
Внедрив в систему образование Stem-образование,
мы так же сталкиваемся с рядом проблем как нехватка кадров, ведь
чтобы работать в русле концепции Stem-образования способны только
педагоги, получившие специальную подготовку или прошедшие
дополнительно профессиональное обучение. К примеру, в США была
принята национальная программа по подготовке более 100 тыс.
учителей. Наблюдается недостаток интереса у многих учащихся к
наукам, технологиям, инженерии и математике. Это может быть связано
с тем, что предметы могут показаться скучными или сложными.
Неэффективные и устаревшие методы преподавания, которые в свою у
очередь затрудняют понимание и применение знаний. Так же надо
отметить, что не все школы и учебные заведения имеют достаточное
оборудование и материалы для практического обучения STEM. Это может
ограничивать возможности студентов для реальной практики и
экспериментов.
В настоящее время в ведущих странах мира
разработаны образовательные стратегии, предлагающие решение
недостатков в области Stem-образования и включающие различные
специализированные программы для начального, среднего и высшего
профессионального образования. При всем многообразии существующих
подходов практически все исследователи сходятся во мнении, что
STEM-образование – это современный образовательный феномен,
означающий повышение качества понимания обучающимися дисциплин,
относящихся к науке, технологии, инженерии и математике, цель
которой – подготовка обучающихся к более эффективному применению
полученных знаний для решения профессиональных задач и проблем и
развитие компетенции в STEM.
В целом, устранение проблем и реализация
перспектив помогут сделать STEM-образование более привлекательным,
доступным и интересным для студентов, а также подготовят их к
будущим вызовам и возможностям в научных и технических
областях.