Материалдар / Русская литература как инструмент социально-эмоционального обучения

Русская литература как инструмент социально-эмоционального обучения

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье рассматривается использование русской литературы в качестве педагогического инструмента для повышения уровня социального и эмоционального обучения в средней школе.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Русская литература как инструмент социально-эмоционального обучения


Емберді Әлия Акбарқызы

учитель русского языка и литературы

специализированная школа-гимназия для одаренных детей №90, г.Шымкент


В статье рассматривается использование русской литературы в качестве педагогического инструмента для повышения уровня социального и эмоционального обучения в средней школе. Рассматривая такие классические произведения, как «Анна Каренина» Льва Толстого и «Преступление и наказание» Федора Достоевского, мы обсуждаем, как эти литературные произведения могут способствовать обсуждению вопросов эмпатии, морального мышления и личной рефлексии, помогая учащимся ориентироваться в сложных эмоциональных и этических ситуациях.

Русская литература с ее богатым повествованием и сложными персонажами представляет собой уникальный ресурс для обучения социальным и эмоциональным навыкам, которые имеют решающее значение для развития подростков. Цель статьи - показать, как эмоциональная глубина и моральная сложность русской классики может быть эффективно использована в классах средней школы для развития эмпатии, этического понимания и самосознания учащихся.

Социальное и эмоциональное обучение все чаще признается неотъемлемой частью образовательных программ, поскольку оно вооружает учащихся навыками, необходимыми для разумного и эмпатического отношения к межличностным отношениям. Литература, дающая представление о человеческом поведении и социальном контексте, служит прекрасным средством для повышения уровня социального и эмоционального обучения. В частности, русская литература представляет собой повествования, которые заставляют читателя понимать и сочувствовать различным точкам зрения и моральным дилеммам [1].

В разделе «Методология» описана схема интеграции русской литературы в задачи социального и эмоционального обучения. Это включает в себя структурированные сессии чтения, обсуждения под руководством преподавателя, ролевые игры и рефлексивные письменные упражнения. В качестве основных текстов для этой цели используются «Анна Каренина» и «Преступление и наказание», выбранные за их богатое исследование этических конфликтов и развития характера.

В «Анне Карениной» глубоко исследуются личные конфликты и давление со стороны общества. Анализируя таких персонажей, как Анна, Левин и Каренин, учащиеся могут обсудить различные эмоциональные состояния и мотивы. Учителя могут направлять учащихся на изучение последствий выбора Анны и социальной динамики вокруг нее, побуждая их выразить, что они могли бы чувствовать в аналогичных ситуациях, тем самым развивая эмпатию и эмоциональную проницательность.

«Преступление и наказание» предлагает напряженную психологическую и моральную головоломку, когда главный герой, Раскольников, проходит через планирование, исполнение и последствия убийства. В классе можно обсудить моральные последствия его поступков и психологические потрясения, которые он испытывает. Это не только поможет понять сложные моральные рамки, но и поможет учащимся оценить свои собственные убеждения и ценности.

Сократовские семинары - важнейший инструмент в классе литературы, ориентированной на социальное и эмоциональное обучение [2]. Они побуждают учащихся глубоко вникать в текст, задавая открытые вопросы, которые провоцируют вдумчивое обсуждение. Например, учителя могут задавать вопросы типа: «Что Левин из „Анны Карениной“ мог бы сделать по-другому, чтобы разрешить свой внутренний конфликт?». Этот метод способствует развитию критического мышления и позволяет учащимся глубоко исследовать моральные качества персонажей.

В задании «Горячее кресло персонажа» учащиеся берут на себя роль персонажа из текста и отвечают на вопросы своих сверстников. Это ролевое упражнение помогает учащимся проникнуть в психологию таких персонажей, как Раскольников из «Преступления и наказания», понять его мотивы и моральные дилеммы. Это динамичный способ развить эмпатию и понять различные точки зрения.

Рефлексивные дневники - это личное пространство, где учащиеся могут проанализировать свои мысли о литературе [3]. Регулярно делая записи, учащиеся связывают литературные темы со своим личным опытом, способствуя личностному осмыслению и эмоциональному росту. Задания могут включать вопросы типа: «Расскажите о том, как вы столкнулись с моральным выбором, подобным тому, что сделал герой рассказа», - поощряя учащихся связывать литературу с реальными жизненными сценариями.

Групповые обсуждения могут способствовать взаимному обучению и дать учащимся возможность высказать свою точку зрения и выслушать других. Учителя могут организовать их вокруг ключевых отрывков или тем, побуждая учащихся обсуждать и спорить о том, как текст влияет на современные проблемы или личные ценности.

Литературные кружки позволяют учащимся брать на себя различные роли (например, резюмирующего, задающего вопросы или соединяющего), которые сменяют друг друга на каждом занятии [4]. Такая структура поощряет активное участие и обеспечивает изучение множества аспектов текста, от его повествовательной структуры до эмоционального воздействия.

Рефлексивные эссе - отличный инструмент для оценки понимания и личностного роста учащихся [3]. Эти эссе требуют от учащихся обобщить свои мысли о путешествиях персонажей и связать их с собственным моральным и эмоциональным развитием.

Групповые презентации по конкретным темам или персонажам помогут оценить аналитические и презентационные навыки учащихся, а также их умение работать в команде. Например, учащиеся могут представить тему искупления в романе «Преступление и наказание», обсудив, как она связана с общественным пониманием справедливости и личной ответственности.

Структурированные обсуждения в классе могут служить как инструментом обучения, так и методом оценки. Учителя могут оценить, насколько хорошо учащиеся понимают текст, формулируют свои мысли и уважают разные мнения.

Русская литература часто вызывает затруднения из-за сложного языка и глубоких философских тем. Педагогам следует упростить тексты или использовать переводные адаптации, которые сохраняют суть оригинала и при этом доступны для учащихся средних классов.

Учитывая богатый исторический и культурный контекст русской литературы, учителя должны предоставлять учащимся справочную информацию, которая поможет им понять обстановку и социальные нормы того времени. Это могут быть краткие лекции, мультимедийные материалы или рекомендуемая литература [4].

Русская литература может вызывать сильные эмоции из-за ее часто драматических и экзистенциальных тем. Преподаватели должны быть чувствительны к реакции учащихся и создавать благоприятную среду, в которой учащиеся могут чувствовать себя в безопасности, выражая и исследуя свои чувства.

Чтобы модернизировать процесс обучения и вовлечь учащихся, преподаватели могут использовать технологии: интерактивные приложения, онлайн-форумы для обсуждения книг и цифровые проекты, позволяющие учащимся творчески выражать свои интерпретации.

Русская литература представляет собой ценный ресурс для развития социальных и эмоциональных навыков у учащихся средней школы. Благодаря тщательному отбору текстов и продуманным мероприятиям педагоги могут использовать силу этих литературных произведений для обучения сопереживанию, моральному мышлению и личной рефлексии, способствуя тем самым целостному развитию молодых учеников.


Список литературы:

  1. Наймушина Л.М. Социально-эмоциональное обучение как новое направление развития педагогической науки и практики//Педагогика: история, перспективы. – 2019. - №2. – С. 41-48.

  2. Сефай К. Социально-эмоциональное обучение (SEL) как стратегия инклюзивного образования//Инклюзия в университетах: глобальные тренды и локальные стратегии, 2020.

  3. Алексейчева Е.Ю. Современные подходы к организации креативного образования//Методология научных исследований, 2021. – С. 215-219.

  4. Шмигирилова И.Б., Рванова А.С., Григоренко О.В. Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций)//Образование и наука. – 2021. - №23. – С. 43-83.

Материал жариялап тегін
сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!