Самоанализ урока
литературы в 4 «А» классе
Учитель: Конакбаева
Г.С
Образование:
высшее
Квалификационная
категория: -
Общий стаж
работы: 1
год
Продолжительность
урока: 40
мин
Тип урока:
комбинированный
Тема урока:
Раздел: Фольклорные
мотивы
Цель
урока: дать представление о поэте Гомере, о мифологии
Древней Греции; Познакомить с произведением. Развивать технику
чтения, навыки пересказа, устную речь, познавательную активность.
Содействовать воспитанию интереса к произведениям древней
Греции
Задачи
урока:
1) способствовать расширению кругозора учащихся,
приобщать к искусству, духовной культуре через изучение
литературного произведения; формировать целостное представление о
слове, музыке, развивать интерес к литературе;
2) продолжать работу над развитием речи,
процессов мышления через анализ задач урока, литературного
текста;
3) воспитывать любовь и бережное отношение к
окружающим людям, природе, умение сопереживать; формировать навыки
сотрудничества.
Отбор методов и форм
обучения произведен в соответствии с задачами и содержанием урока.
Методы:
а) словесный;
б) наглядный;
в) практический;
г)
частично-поисковый;
д) метод контроля и
самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос , устная
проверка заданий, взаимопроверка, контроль за временем выполнения
заданий, контроль за действиями выполнения партнера)
е) методы стимулирования и
мотивации:
- создание ситуации успеха,
похвала
-оценка учителем работы
обучающихся.
На уроке использовались
фронтальная и индивидуальная формы опроса, групповая работа, работа
в парах, самостоятельная и практическая работа.
Все требования программы по
данной теме получили отражение в уроке. Содержание урока
взаимосвязано с целью и задачами. Отбор дидактических материалов
соответствовал теме и целеполаганию. Время урока распределено таким
образом: на первые два этапа отводится 5 мин, на третий этап
(основной) -29 мин, на четвёртый и пятый этапы – 3 мин и 3 минуты
на физминутку. Все этапы урока логически взаимосвязаны, носили
логическую последовательность и строились на основе использования
системно-деятельностной технологии обучения.
На уроке использовался
наглядный демонстрационный материал:
-видеозаписи и презентации с
изображением отдельных эпизодов произведения;
- музыкальное (греческая
мелодия);
- повторение домашнего
задания через «свободный микрофон»
- презентация о мифу, Троя, Древняя Греция, Гомер
- видеофрагмент из фильма
«Троя»
- крупные пазлы
троянского коня
- рефлексия « лестница
успеха»
Подбор заданий осуществлялся с учетом
индивидуальных и интеллектуальных возможностей обучающихся класса,
с учетом возрастных особенностей детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Определение темы урока осуществлялось самими
учениками. В данном виде работы использовался частично-поисковый
метод. Перед обучающимися была поставлена проблема, а они поэтапно
ее решали при помощи обратной связи. Это осушествлялось через
умение составлять через вопросы -ответы, ориентироваться в тексте,
находить и отмечать места требующие ответа на вопрос для решения
той или иной задачи данного задания всей группы или пары
обучающихся.
Образовательная задача
-
способствовать расширению
кругозора учащихся, приобщать к искусству, духовной культуре через
изучение литературного произведения; формировать целостное
представление о коне, почему она считается «священным животными»,
«троянкий конь» связанная с мифом, развивать интерес к литературе,
к истории.
Образовательная задача решалась на протяжении
всего урока: все задания были направлены на повторение и обобщение
изученного материала по изучаемому произведению. Выполняя задания,
дети повторяли прочитанное произведение, вспоминали раннее
изученный материал, использовали полученные знания и умения в
практической деятельности, через «свободный микрофон».
Осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход: работа
строилась по уровням развития обучающихся. Для этого были
подготовлены задания - карточки и задания творческого характера
разных уровней. Положительная мотивация поддерживалась через
разнообразный занимательный материал, частую смену деятельности и
положительную оценку.
Отобранное содержание урока, оборудование
урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на
всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей
урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
В течение урока у детей формировались умение
высказывать свою точку зрения, умение строить монологическое
высказывание с основой на авторский текст и ответы на
вопросы.
Смена видов деятельности на
каждом этапе
урока позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то
одним видом деятельности. Дети динамично переключались с одного
вида деятельности на другой.
Воспитательная
задача:
-
воспитывать патриотическое
отношение к родине, интерес к истории, знания к фольклору разных
народов и бережное отношение к окружающим людям, умение
сопереживать; формировать навыки сотрудничества.
Нравственная сторона урока проявлялась через
умение слушать и понимать музыкальное произведение, умение строить
высказывание собственного отношения к услышанному. Детям необходимо
было сравнивать и анализировать нынешнее
время и время римской империи, что любая война в
любое время приносит одни лишь страдания, выражать свои мысли и
чувства в соответствии с ними.
В процессе повторения и обобщения изученного
материала решалась воспитательная задача через просушивание и
обсуждение музыкальных произведений, обсуждение содержания
литературного произведения, работу в парах, группах. Ответ на
вопрос: чем должен жить человек, что в жизни является главным,
заставляет детей размышлять о своём отношении к окружающим людям,
задумываться о будущем. Работа в парах, группах, тройках
способствовала овладению основами коммуникативной деятельности,
правилами групповой работы, осознанию на практическом уровне
значимости работы в коллективе, команде. Правила работы в группе
выполнялись всеми обучающимися. Ребята выслушивали друг друга во
время обсуждения заданий в группах, давали возможность каждому
высказать свою точку зрения, принимали решение сообща. Таким
образом формировались навыки сотрудничества.
Домашнее задание было предложено в форме
творческой работы - написать сочинение, в котором каждый должен
выразить свое мнение о будущей жизни
Рефлексия на этапе подведения итога урока
позволила выяснить отношение обучающихся к отдельным вопросам
произведения, уровень усвоения ими учебного материала, умение
ответить на основной поставленный вопрос урока: чем же должен жить
человек. Результаты показали, что:
«5» - 25% (3 чел)
«4» - 50% (6 чел)
«3» - 25% (3 чел)
В ходе урока применялись интерактивные средства
обучения. Использование интерактивных средств соответствовало
нормам САНПиН для начальной школы (не более 20 мин).
Обучающиеся были активны в течение всего урока. В
выполнении заданий был 100% охват учеников. Обучающиеся вовлекались
в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение,
сравнение), делали выводы. Они участвовали в разнообразных видах
деятельности: работа с текстом, выполнение заданий, учебный диалог,
дискуссия, элементы ИКТ в учебной деятельности. На уроке был создан
благоприятный психологический микроклимат.
Намеченные задачи урока были выполнены. Я считаю,
что урок был результативным. Выбранные методы обучения обеспечили
мотивацию деятельности, организацию детей на достижение
поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные
знания.