Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз

Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Сборник. «Активные спортивные игры»
АКТИВНЫЕ СПОРТИВНЫЕ
ИГРЫ
КГУ «Общеобразовательная школа села Андреевка отдела образования по Шортандинскому району управления образования Акмолинской области»
Сборник активных спортивных игр. Составитель Герасимов Никита Дмитриевич учитель физической культуры КГУ «Общеобразовательная школа села Андреевка отдела образования по Шортандинскому району управления образования Акмолинской области»
В данном сборнике учителем представлены активные спортивные игры применяемые в учебно-воспитательном процессе, необходимые в работе.
Рецензент: Смагулов Жанузак Тилекович- директор школы.
Рассмотрено на заседании методического объединения (протокол № 5, от 03.02.25)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………….…………..….2
КАК ВЫБРАТЬ ИГРУ……………………………...…………...…3
КАК ОБЪЯСНИТЬ ИГРУ………….………………………..……4
ИГРА «ПЕРЕСТРЕЛКА»……..………....…………………….5
ПИОНЕРБОЛ.........................................................................5
АКТИВНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ...............................6
ВВЕДЕНИЕ
Воспитательное значение игры, её всесторонне влияние на ребёнка очень велико. Игра создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются соблюдать правила, контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Это сближает воспитателя с детьми, помогает установить с ними более тесный контакт.
Игры существуют разные: сюжетные, подвижные, подражательные, музыкальные, познавательные. Особое место среди них занимают подвижные игры. Современные дети большую часть времени проводят в помещении, а этот пагубно сказывается на их здоровье.
Подвижные игры – самое лучшее средство от гиподинамии, в своей совокупности они исчерпывают все виды свойственных человеку движений: бег, ходьбу, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер.
Сборник предназначен для организации подвижных игр во внеурочное время детей 7-10 лет.
Целью данного сборника является содействие всестороннему развитию личности ребёнка.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
-
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
-
развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;
-
развитие психических процессов и свойств личности.
2
КАК ВЫБРАТЬ ИГРУ
При выборе игры необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:
1. Возраст играющих. Все приведенные в этой книге игры доступны учащимся начальных классов. При подборе игр надо исходить из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным. Самые простые игры, доступные первоклассникам, помещены в разделах «Групповые игры», «Подражательные игры», «Игры с пением и хороводы». С них и следует начинать. Но постепенно можно вводить и командные игры, игры-эстафеты, соревнования-поединки.
Установить для каждой игры, для учащихся какого класса она предназначается, невозможно. Многолетний опыт показал, что есть игры, которые вообще нельзя отнести к определенному возрасту. Такие, например, игры, как «Удочка», «Второй лишний», «Белки, орехи, шишки», можно с одинаковым успехом проводить с малышами, со старшими школьниками или даже со взрослыми людьми. Маленькие дети, например, с удовольствием будут хлопать руками и топать ногами в играх-песенках «Если нравится тебе» или «Хлопай-топай», но с не меньшим удовольствием, как показал опыт, проделывают все это и учащиеся 5—11 классов. Конечно, сказанное относится не ко всем играм. Старшие школьники не станут в своих играх изображать пчелок или зайчиков, подражать голосам животных и т. п., что с удовольствием делают первоклассники.
2. Помещение для игр. При выборе игр всегда приходится считаться с размером помещения. Если игры проводятся в большом зале или в просторном коридоре, никаких ограничений для выбора той или иной подвижной игры нет. Можно проводить игры круговые и линейные, с бегом, прыжками, мячом, большую часть эстафет. Можно объединить для игр две или три группы и провести соревнование между ними.
В небольшом помещении возможности ограниченны. Если детей много, приходится подбирать только малоподвижные или тихие игры, игры на внимание, наблюдательность и т. п. Подвижные игры тоже можно проводить (например, соревнования-поединки), но только с очень небольшим числом играющих при условии, что все остальные дети — зрители, болельщики. В этих случаях участников игры надо как можно чаще менять. Помещение, в котором проводятся игры, необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать, чтобы в нем не было грязи и пыли.
3
3. Игры на воздухе. Проведение их зависит от времени года и погоды. Некоторые игры планируются на весенний период, другие — на осенний или зимний. В хорошую, теплую погоду во дворе, на площадке, в сквере, на опушке леса можно проводить все те игры, которые в плохую погоду приходится проводить в помещении, и те, что только на воздухе и возможны(такие, как лапта или чижик, игры на местности и т. п.). В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, борьбой. Они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным.
Когда выпал снег и залит каток, можно проводить самые разнообразные игры: со снегом, на коньках, на лыжах, на санках. Предпочтение следует отдавать тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из детей не замерз.
4. Инвентарь для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, булавы, кегли, обручи, скакалки, эстафетные палочки, верёвки разной длины и толщины, мел и т. п. Составляя программу игр, педагог должен обязательно учитывать, какой для них понадобится инвентарь, заранее подобрать всё необходимое.
В некоторых играх отдельным участникам приходится завязывать глаза. Для этого обычно используются колпаки или повязки. Колпаки можно склеить из цветной бумаги, они должны быть такого размера, чтобы закрывали лицо. Если же в играх используются повязки, то всякий раз, когда повязка переходит от одного игрока к другому, под нее надо подкладывать чистую салфетку. Выбор игры зависит и от рода занятий детей до начала и чес окончания игр. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей мяча или другими движениями. После занятий "физическим трудом детям лучше поиграть в спокойные, малоподвижные игры, игры на проверку внимания, сообразительного и т. п. Если после занятий подвижными играми детям предстоит вновь умственная работа (приготовление уроков, беседа, чтение книг), надо, чтобы они предварительно успокоились.
КАК ОБЪЯСНИТЬ ИГРУ
Беседуя с детьми, учитель должен стоять так, чтобы все дети его видели и он видел всех детей. Лучше всего для этого стать в круг вместе с детьми (но не в центр круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение игры должно быть кратким, четким, но понятным, ярким и образным. Всегда, когда есть возможность, оно должно сопровождаться показом, демонстрацией отдельных этапов игры.
Е сли в игре
много правил, которые сразу усвоить трудно, можно некоторые из них
умышленно опустить и сообщать дополнительно по ходу игры. Можно не
сразу после объяснения начинать игру, а предварительно провести
репетицию, предупредив детей, что пока результаты засчитываться не
будут.
4
ИГРА «ПЕРЕСТРЕЛКА»
Особое внимание, на мой взгляд, заслуживает подвижная игра «Перестрелка» Она способствует развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, выносливости, воспитанию дружбы и товарищества. В своей практике я обучаю этой игре детей с первого класса, и они охотно играют в неё. При проведении игр ребята учатся не только играть, но и достигать лучших результатов в различных двигательных действиях, например, в метании малого мяча в цель и на дальность, челночный бег. Практически все обучающиеся технически правильно выполняют метание мяча и справляются с нормативом на высоком и выше среднего уровнях.
Подготовка. Игра проводится на волейбольной площадке. За лицевыми линиями «коридор» плена. Играющие делятся на две равные команды, и каждая размещается на своем поле на линии плена.
Описание игры. В каждой команде выбираются капитаны. Мяч разыгрывается. После чего по сигналу начинается игра, игрок стремится попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увертывается от мяча и, в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Осаленный игрок идет за линию плена в противоположную команду и находится там до тех пор, пока свои игроки не перебросят мяч ему в руки, и он должен выбить кого-либо из противоположной команды. После этого он возвращается в свою команду и играет наравне с другими. Играют 10—15 мин, после чего подсчитывают пленных в каждой команде. Побеждает команда, у которой пленных больше.
М ожно играть
и до тех пор, пока одна команда не возьмет в плен всех
противников.
ПИОНЕРБОЛ
Пионербол — это очень простой, командный вид спорта, подвижная игра с мячом, схожая с волейболом.
Суть игры незамысловата: необходимо поймать мяч, брошенный через сетку противником и перебросить его на половину поля команды-соперников. Этот командных вид спорта замечательно подходит для освоения навыков в волейболе.
5
Правила пионербола. Игра проводится на волейбольной площадке, размеры которой повторяют, как правило, школьные спортзалы и составляют стандарт 18 на 9 метров.ПЕРЕБРОСЬ МЯЧ
Две команды располагаются на
ограниченной площадке в две шеренги лицом друг к другу, параллельно
линии, расположенной в центре между ними. У каждого игрока в руках
мяч. По свистку дети постоянно перебрасывают все мячи на
противоположную сторону площадки, так чтобы на своей половине не
оставалось мячей. Перемещаться игрокам можно только на своей
стороне, переходить через центральную линию на сторону соперников
запрещается. По свистку игра останавливается, судья считает
количество мячей на каждой стороне площадки. Победителя определяют
по жесту судьи – взмах руки в сторону выигравшей команды, на чьей
стороне оказалось меньше мячей.
ПЕРЕДАЛ- САДИСЬ
Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды, с мячом в руках, становится напротив своей команды на расстоянии 2-3 м от нее. По свистку судьи капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Если игрок не поймал мяч, он должен сбегать за ним, вернуться на свое место и передать мяч капитану. Выигрывает команда, которая раньше выполнила задание.
КОГО НАЗВАЛИ, ТОТ И ЛОВИТ
6
Дети становятся в круг, в центре которого стоит ребенок с мячом. Он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен поймать мяч, не уронив его. После этого поймавший мяч становится в центр круга. В случае если ребенок не смог поймать мяч, раздается свисток и судья показывает жест – согнутые руки подняты вверх ладонями к лицу. Этот игрок остается на своем месте в кругу. Выигрывает тот, кто ни разу не уронил мяч или, если таковых нет, тот, кто уронил его наименьшее количество раз. Игра останавливается свистком.
