ГУ «Кушмурунская средняя школа № 2 отдела образования акимата Аулиекольского района»
Сборник заданий и упражнений по математике для развития
творческих способностей у младших школьников

Васильева О.М
учитель начальных классов
Кушмурун 2024год
Содержание:
|
1. |
Пояснительная записка………………………………………… |
3-4 |
2. Игры и упражнения направленные на развития
творческих способностей………………………………………………………………… 5
3. Логико- математические игры………………………………………………………. 6-8
4 Развивающие игры………………………………………………………………………………9-11
5. Игры развивающие креативное мышление учащихся………………………12-14
6. Игры на развития вооброжения, внимания, память…………………………..15-16
7. Математические загадки ………………………………………………………………………… ……..17-18
|
11. |
Используемая литература………………………………………………19 |
|
Пояснительная записка
Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.
Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника.
На уроках математики большое место занимают игры. Это главным образом игры направленные на развития творческих способностей , т.е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета. Целенаправленное включение игры повышает интерес детей к уроку, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. В младшем школьном возрасте у детей еще сильна потребность в игре, поэтому я включаю ее в уроки математики. Игра делает уроки эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Мысль о том, что в школе необходимо вести работу по формированию и развитию логического мышления начиная с младших классов, в психолого-педагогических науках общепризнанна. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Когда я говорю о логическом мышлении, то имею в виду мышление, по содержанию находящееся в полном соответствии с объективной реальностью.
Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.
Чаще всего предлагаемые мной логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса в школе.
Народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Для уроков математики я подбираю такие загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет. Выделение количественной стороны предмета (абстрагирование), а также нахождение предмета по количественным признакам – полезные и интересные логико-математические упражнения.
Игра, учение и труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Я считаю, что игры могут и должны быть использованы в целях развития познавательных интересов, творческих способностей обучающихся.
Занимательный материал, который я использую на уроках математики, я систематизировала. К каждому разделу программы я подобрала соответствующие задания, отдельно для каждого класса.
Основная задача занимательного материала, который я использую, состоит в том, чтобы помочь детям в усвоении основных вопросов программы. Предлагаю задания, которые я применяю во 2-м классе.
1.Игры и упражнения направленные на развития творческих способностей
1.Тема: «Знакомство с числом и цифрой 3»
Творческое задание «Разложи по размерам»
На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.
2.Тема: «Знакомство с числом и цифрой 7»
Творческое задание «Белоснежка и семь гномов»
Один из детей – Белоснежка. Она задает всем вопросы:
Какие семь деревьев в лесу самые красивые, и какую пользу они приносят?
Какие семь зверей в лесу самые трудолюбивые?
Какие семь грибов (ягод) самые вкусные? и т. д.
Тот, чей ответ понравился Белоснежке, становится гномом.
3.Тема: «Число и цифра 0»
Творческое задание «Задача с нулём»
Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения которой получается ноль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела: сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено?
Решение: 4 – 4 = 0»
4.Тема: «Переместительный закон умножения»
Творческое задание «Сказочные задачи»
Дети делятся на группы и получают карточки с названиями разных сказок. Каждая группа должна придумать задачу о том, как герои сказки изучали переместительный закон. Например: «Мама дала на завтрак каждому козленку пять кустиков салата из трех листиков. На следующий день козлята получили по три пучка из пяти листиков в каждом и расстроились, что мама дала им меньше салата. Но мама доказала им, что они зря расстраиваются». Представители от групп по очереди зачитывают сказочные задачи, а все остальные решают их.
5.Тема: «Время»
Творческое задание «Пропавшие часы»
Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?
2. Логико-математические игры
1.

Для
праздника Профессор купил голубые, красные и жёлтые воздушные шары.
Всего — 39 штук. Жёлтых и голубых вместе — 20.
Красных и голубых — 31.
Сколько красных шаров купил Профессор?
2.

3Лабиринты логики


4.

На летних каникулах ребята делали фото насекомых. Витя сделал на 8 фото больше, чем Ян, а Сергей на 5 фото больше, чем Витя.
НА сколько больше фото сделал Сергей, чем Ян?
5. Задача
«3
квадрата»
Переложите две
спички из девяти так, чтобы получилось три квадрата одного размера.
Гнуть, ломать и перекрещивать спички
нельзя.

Ответ на задачу со
спичками: 
6.
«Звезда»
На рисунке
звезда, включающая в себя восемь треугольников – 6 маленьких и 2
больших. Передвиньте 2 спички так, чтобы в звезде осталось только 6
треугольников.


7.
«Сумма»
Переложите 2
спички так, чтобы получить другое верное
равенство.

Ответ на задачу со
спичками:

8 «
Равенство»
Переложите 3
спички так, чтобы равенство стало
верным.

Задачи со спичками,
ответ:
![]()
9. 3
квадрата.
Переложите
четыре спички из шестнадцати, чтобы получилось три
квадрата


10. Корова.
На фото ниже вы
видите корову, у которой есть все, что полагается: голова,
туловище, ноги, рога и хвост. Корова на рисунке смотрит
влево.
Ответ:
3. Задания на
смекалку
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


4. Игры развивающие креативное мышление
Упражнение «Прочти текст»
Предлагается читать связный текст с пропусками букв. Вначале в тексте пропадает по одной букве, потом по две, далее по три...
Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.
Упражнение «Заглавная буква»
Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.
Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!
Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.
Время проведения: 10-15 минут
Упражнение «Сочинитель»
Цель: развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.
Ход проведения: Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.
Упражнение «Рифмуем имена»
Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»
Пример:
-
Меня зовут Никита, меня любят москиты!
-
Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
-
Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
-
Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
-
Меня зовут Рита, в огороде все полито!
Упражнение«Что это такое?»
Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого
цвета, игра продолжается.
Далее можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.
Упражнение «Найди пару»
Цель: Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Ход упражнения: Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
Игра «Развиваем наблюдательность»
Возраст: младший школьный.
Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: в течение 10 минут ребята записывают как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, начинающиеся с одной буквы, сделанные из одного материала, относящиеся к одному роду и т.д.
Необходимо составить следующие списки предметов:
-
красного цвета,
-
черного цвета,
-
зеленого цвета,
-
синего цвета,
-
овальных,
-
квадратных,
-
деревянных,
-
металлических,
-
каменных,
-
начинающихся с буквы «к»,
-
относящихся к мебели,
-
относящихся к посуде и т.д.
За самый длинный список предметов по одной из позиций начисляется 5 баллов.
Упражнение «Завершение рассказа»
Возраст: младший школьный.
Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.
Время работы - 10 мин.
Рассказ можно оценить по следующим критериям:
-
законченность рассказа;
-
яркость и оригинальность образов;
-
необычность поворота и сюжета;
-
неожиданность концовки.
Упражнение «Разговор по телефону»
Цели: игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности.
Материалы: игровое поле: на верхней части листа ватмана изображены Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок, Волк (из мультфильма «Ну, погоди!»); на нижней части – Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышь. Персонажи держат трубки телефонов, которые соединены между собой по парам (в соответствии с мультфильмом) ломаной линией, образуя своеобразный лабиринт.
Краткое описание содержания игры:
«В двух больших домах живут разные герои мультфильмов. Жильцы одного дома – кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок и Волк позвонили своим друзьям. Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»
Перед игрой рекомендуется прочесть детям стихотворение К.И.Чуковского «Телефон» с последующим обсуждением и/или провести короткую беседу о правилах этикета разговора по телефону. Вспомнить мультфильмы, сказки с участием вышеназванных героев.
Количество участников игры – от 1 до 4 детей.
5.Игры и упражнения на внимания
«Нарисуй»
Цель: развивать произвольное внимание.
Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д
Игра «Запрещенная цифра»
Цель: развитие внимательности, умения слушать.
Играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа (от 1 до 10). Перед этим выбирается одно какое – то число, которое нельзя произносить вслух, вместо него играющий хлопает в ладоши. (Затем количество запретных чисел увеличивается)
«Что изменилось»
На стол ставятся
6-7 предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем
просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок
повернется, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один
предмет, а поменять 2 из них местами)
«Угадай, из чего сделан
предмет»
Цель: развивать
внимание, умение быстро сосредотачиваться, закреплять названия
видов материалов.
Ход игры: детям
завязываются глаза и вкладываются в руки разные предметы. Дети
должны назвать предмет и определить, из чего он
сделан.
«Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание. Ребенку предлагаются:
а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
Игра «Успей дотронуться».
Цель. Развивать переключение внимания, речь.
Предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов:» Дотронуться до двух круглых предметов».
Игра «Я беру с собой в чемодан….»
Цель: Развитие слухового внимания
Взрослый начинает игру: "Я еду в отпуск и пакую чемодан. Я возьму с собой зубную щётку!"
Ребенок продолжает: "Я возьму с собой зубную щётку и зубную пасту."
Взрослый: "Я возьму с собой зубную щётку, зубную пасту и красную футболку"
Ребенок:":"Я возьму с собой зубную щётку, зубную пасту, красную футболку и синий карандаш"
Потом взрослый всё это повторяет и добавляет ещё одну вещь. И так до тех пор, пока кто-то не собьётся и перепутает или порядок, или цвет вещей.
Игра «Дорисуй»
Цель: развитие зрительного внимания
Взрослый раздаёт детям
рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые
детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и
дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и
т.п. 

Логические математические загадки
Загадка 1
Термометр показывает плюс 30 градусов.
Сколько градусов покажут два таких термометра? (Ответ: 30)
Загадка 2
Мальчик идёт из школы домой 30 минут.
За сколько минут эту же дорогу пройдут 3 мальчика? (Ответ: 30 минут)
Загадка3
Что идёт то в гору, то с горы, но остаётся на месте?
(Ответ: Дорога)
Загадка 4
К тебе пришли гости, а в холодильнике — бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь?
(Ответ: Холодильник)
Загадка 5
Что станет с красным мячиком, если он упадёт в Чёрное море?
(Ответ: Он намокнет)
Загадка 6
Может ли страус назвать себя птицей? (Ответ: Нет, он не умеет говорить)
Загадка 7
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Ответ: Сон)
Загадка 8
Как долго можно идти в лес? (Ответ: До середины леса, потом уже выходишь из него)
Загадка 9
Мельник пошёл на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице? (Ответ: 2 ведь у кошек лапы)
Загадка 10
Вова и Леша рисуют. Один – дом, другой – дерево. Что рисует Вова, если Леша не рисует дом? (Ответ: Дом)
Загадка 11
У первоклассницы Оли есть брат Женя, мама Наташа Игоревна и папа Андрей Александрович. Какое отчество у Оли? (Ответ: Андреевна)
Загадка 12
Кто из животных носит каменную рубаху? (Ответ: Черепаха)
Загадка 13 Что можно увидеть с закрытыми
глазами? (Ответ: Сон)
Загадка 14
Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? (Ответ: Спит)
Загадка 15
Бежит без ног, не зная горя, И добирается до моря. (Ответ: Река)
Загадка 16
В воде она живет, Нет клюва, а клюет. (Ответ: Рыба)
Загадка 17
Три, три, три и три…Что будет? (Ответ: Дырка)
Загадка 18
Накормишь – живет, Напоишь – умрет. (Ответ: Огонь)
Загадка 19
Гусеница не длиннее червяка. Червяк не длиннее гусеницы. Кто длиннее? (Ответ: Одинаковые)
Загадка 20
У бабушки Ани внук Сережа, кот Пушок, собака Бобик. Сколько у бабушки внуков? (Ответ: Один)
Загадка 21
Какой прибор человек перед сном включает, а утром выключает? (Ответ: Будильник)
Загадка 22 Как отыскать черную кошку в
комнате, где выключен свет? (Ответ: Включить
свет)
Загадка
23
Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть? (Ответ: Это были дед, отец и сын)
Загадка 24
Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Ответ: Буква Б)
Загадка 25
Несла бабка на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось в корзине? (Ответ: ни одного, потому что дно упало)
Литература
1.Андреев О.А. Тренируйте внимание. / О. А. Андреев – М.: Просвещение, 1994 – с 135
2.Баскакова И. Л. Внимание школьников – олигофренов. М., 1982 г.
3. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М, 1998
4. Генденштейн Л.Э. и Мадышева Е. Л. Энциклопедия развивающих игр. М., 1998 г
5. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов». — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.
6. http://ejka.ru/blog/zadachi-so-spichkami/
7. Источник: https://multi-mama.ru/zagadki-na-logiku-dlya-detei/
22
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Сборник творческих математических заданий.
Сборник творческих математических заданий.
ГУ «Кушмурунская средняя школа № 2 отдела образования акимата Аулиекольского района»
Сборник заданий и упражнений по математике для развития
творческих способностей у младших школьников

Васильева О.М
учитель начальных классов
Кушмурун 2024год
Содержание:
|
1. |
Пояснительная записка………………………………………… |
3-4 |
2. Игры и упражнения направленные на развития
творческих способностей………………………………………………………………… 5
3. Логико- математические игры………………………………………………………. 6-8
4 Развивающие игры………………………………………………………………………………9-11
5. Игры развивающие креативное мышление учащихся………………………12-14
6. Игры на развития вооброжения, внимания, память…………………………..15-16
7. Математические загадки ………………………………………………………………………… ……..17-18
|
11. |
Используемая литература………………………………………………19 |
|
Пояснительная записка
Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.
Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника.
На уроках математики большое место занимают игры. Это главным образом игры направленные на развития творческих способностей , т.е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета. Целенаправленное включение игры повышает интерес детей к уроку, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. В младшем школьном возрасте у детей еще сильна потребность в игре, поэтому я включаю ее в уроки математики. Игра делает уроки эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
Мысль о том, что в школе необходимо вести работу по формированию и развитию логического мышления начиная с младших классов, в психолого-педагогических науках общепризнанна. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Когда я говорю о логическом мышлении, то имею в виду мышление, по содержанию находящееся в полном соответствии с объективной реальностью.
Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.
Чаще всего предлагаемые мной логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса в школе.
Народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Для уроков математики я подбираю такие загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет. Выделение количественной стороны предмета (абстрагирование), а также нахождение предмета по количественным признакам – полезные и интересные логико-математические упражнения.
Игра, учение и труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Я считаю, что игры могут и должны быть использованы в целях развития познавательных интересов, творческих способностей обучающихся.
Занимательный материал, который я использую на уроках математики, я систематизировала. К каждому разделу программы я подобрала соответствующие задания, отдельно для каждого класса.
Основная задача занимательного материала, который я использую, состоит в том, чтобы помочь детям в усвоении основных вопросов программы. Предлагаю задания, которые я применяю во 2-м классе.
1.Игры и упражнения направленные на развития творческих способностей
1.Тема: «Знакомство с числом и цифрой 3»
Творческое задание «Разложи по размерам»
На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.
2.Тема: «Знакомство с числом и цифрой 7»
Творческое задание «Белоснежка и семь гномов»
Один из детей – Белоснежка. Она задает всем вопросы:
Какие семь деревьев в лесу самые красивые, и какую пользу они приносят?
Какие семь зверей в лесу самые трудолюбивые?
Какие семь грибов (ягод) самые вкусные? и т. д.
Тот, чей ответ понравился Белоснежке, становится гномом.
3.Тема: «Число и цифра 0»
Творческое задание «Задача с нулём»
Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения которой получается ноль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела: сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено?
Решение: 4 – 4 = 0»
4.Тема: «Переместительный закон умножения»
Творческое задание «Сказочные задачи»
Дети делятся на группы и получают карточки с названиями разных сказок. Каждая группа должна придумать задачу о том, как герои сказки изучали переместительный закон. Например: «Мама дала на завтрак каждому козленку пять кустиков салата из трех листиков. На следующий день козлята получили по три пучка из пяти листиков в каждом и расстроились, что мама дала им меньше салата. Но мама доказала им, что они зря расстраиваются». Представители от групп по очереди зачитывают сказочные задачи, а все остальные решают их.
5.Тема: «Время»
Творческое задание «Пропавшие часы»
Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?
2. Логико-математические игры
1.

Для
праздника Профессор купил голубые, красные и жёлтые воздушные шары.
Всего — 39 штук. Жёлтых и голубых вместе — 20.
Красных и голубых — 31.
Сколько красных шаров купил Профессор?
2.

3Лабиринты логики


4.

На летних каникулах ребята делали фото насекомых. Витя сделал на 8 фото больше, чем Ян, а Сергей на 5 фото больше, чем Витя.
НА сколько больше фото сделал Сергей, чем Ян?
5. Задача
«3
квадрата»
Переложите две
спички из девяти так, чтобы получилось три квадрата одного размера.
Гнуть, ломать и перекрещивать спички
нельзя.

Ответ на задачу со
спичками: 
6.
«Звезда»
На рисунке
звезда, включающая в себя восемь треугольников – 6 маленьких и 2
больших. Передвиньте 2 спички так, чтобы в звезде осталось только 6
треугольников.


7.
«Сумма»
Переложите 2
спички так, чтобы получить другое верное
равенство.

Ответ на задачу со
спичками:

8 «
Равенство»
Переложите 3
спички так, чтобы равенство стало
верным.

Задачи со спичками,
ответ:
![]()
9. 3
квадрата.
Переложите
четыре спички из шестнадцати, чтобы получилось три
квадрата


10. Корова.
На фото ниже вы
видите корову, у которой есть все, что полагается: голова,
туловище, ноги, рога и хвост. Корова на рисунке смотрит
влево.
Ответ:
3. Задания на
смекалку
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


4. Игры развивающие креативное мышление
Упражнение «Прочти текст»
Предлагается читать связный текст с пропусками букв. Вначале в тексте пропадает по одной букве, потом по две, далее по три...
Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.
Упражнение «Заглавная буква»
Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.
Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!
Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.
Время проведения: 10-15 минут
Упражнение «Сочинитель»
Цель: развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.
Ход проведения: Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.
Упражнение «Рифмуем имена»
Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»
Пример:
-
Меня зовут Никита, меня любят москиты!
-
Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
-
Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
-
Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
-
Меня зовут Рита, в огороде все полито!
Упражнение«Что это такое?»
Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого
цвета, игра продолжается.
Далее можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.
Упражнение «Найди пару»
Цель: Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Ход упражнения: Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
Игра «Развиваем наблюдательность»
Возраст: младший школьный.
Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: в течение 10 минут ребята записывают как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, начинающиеся с одной буквы, сделанные из одного материала, относящиеся к одному роду и т.д.
Необходимо составить следующие списки предметов:
-
красного цвета,
-
черного цвета,
-
зеленого цвета,
-
синего цвета,
-
овальных,
-
квадратных,
-
деревянных,
-
металлических,
-
каменных,
-
начинающихся с буквы «к»,
-
относящихся к мебели,
-
относящихся к посуде и т.д.
За самый длинный список предметов по одной из позиций начисляется 5 баллов.
Упражнение «Завершение рассказа»
Возраст: младший школьный.
Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.
Время работы - 10 мин.
Рассказ можно оценить по следующим критериям:
-
законченность рассказа;
-
яркость и оригинальность образов;
-
необычность поворота и сюжета;
-
неожиданность концовки.
Упражнение «Разговор по телефону»
Цели: игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности.
Материалы: игровое поле: на верхней части листа ватмана изображены Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок, Волк (из мультфильма «Ну, погоди!»); на нижней части – Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышь. Персонажи держат трубки телефонов, которые соединены между собой по парам (в соответствии с мультфильмом) ломаной линией, образуя своеобразный лабиринт.
Краткое описание содержания игры:
«В двух больших домах живут разные герои мультфильмов. Жильцы одного дома – кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок и Волк позвонили своим друзьям. Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»
Перед игрой рекомендуется прочесть детям стихотворение К.И.Чуковского «Телефон» с последующим обсуждением и/или провести короткую беседу о правилах этикета разговора по телефону. Вспомнить мультфильмы, сказки с участием вышеназванных героев.
Количество участников игры – от 1 до 4 детей.
5.Игры и упражнения на внимания
«Нарисуй»
Цель: развивать произвольное внимание.
Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д
Игра «Запрещенная цифра»
Цель: развитие внимательности, умения слушать.
Играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа (от 1 до 10). Перед этим выбирается одно какое – то число, которое нельзя произносить вслух, вместо него играющий хлопает в ладоши. (Затем количество запретных чисел увеличивается)
«Что изменилось»
На стол ставятся
6-7 предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем
просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок
повернется, он говорит, что изменилось. (Можно не убирать ни один
предмет, а поменять 2 из них местами)
«Угадай, из чего сделан
предмет»
Цель: развивать
внимание, умение быстро сосредотачиваться, закреплять названия
видов материалов.
Ход игры: детям
завязываются глаза и вкладываются в руки разные предметы. Дети
должны назвать предмет и определить, из чего он
сделан.
«Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание. Ребенку предлагаются:
а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
Игра «Успей дотронуться».
Цель. Развивать переключение внимания, речь.
Предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов:» Дотронуться до двух круглых предметов».
Игра «Я беру с собой в чемодан….»
Цель: Развитие слухового внимания
Взрослый начинает игру: "Я еду в отпуск и пакую чемодан. Я возьму с собой зубную щётку!"
Ребенок продолжает: "Я возьму с собой зубную щётку и зубную пасту."
Взрослый: "Я возьму с собой зубную щётку, зубную пасту и красную футболку"
Ребенок:":"Я возьму с собой зубную щётку, зубную пасту, красную футболку и синий карандаш"
Потом взрослый всё это повторяет и добавляет ещё одну вещь. И так до тех пор, пока кто-то не собьётся и перепутает или порядок, или цвет вещей.
Игра «Дорисуй»
Цель: развитие зрительного внимания
Взрослый раздаёт детям
рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые
детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и
дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и
т.п. 

Логические математические загадки
Загадка 1
Термометр показывает плюс 30 градусов.
Сколько градусов покажут два таких термометра? (Ответ: 30)
Загадка 2
Мальчик идёт из школы домой 30 минут.
За сколько минут эту же дорогу пройдут 3 мальчика? (Ответ: 30 минут)
Загадка3
Что идёт то в гору, то с горы, но остаётся на месте?
(Ответ: Дорога)
Загадка 4
К тебе пришли гости, а в холодильнике — бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь?
(Ответ: Холодильник)
Загадка 5
Что станет с красным мячиком, если он упадёт в Чёрное море?
(Ответ: Он намокнет)
Загадка 6
Может ли страус назвать себя птицей? (Ответ: Нет, он не умеет говорить)
Загадка 7
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Ответ: Сон)
Загадка 8
Как долго можно идти в лес? (Ответ: До середины леса, потом уже выходишь из него)
Загадка 9
Мельник пошёл на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице? (Ответ: 2 ведь у кошек лапы)
Загадка 10
Вова и Леша рисуют. Один – дом, другой – дерево. Что рисует Вова, если Леша не рисует дом? (Ответ: Дом)
Загадка 11
У первоклассницы Оли есть брат Женя, мама Наташа Игоревна и папа Андрей Александрович. Какое отчество у Оли? (Ответ: Андреевна)
Загадка 12
Кто из животных носит каменную рубаху? (Ответ: Черепаха)
Загадка 13 Что можно увидеть с закрытыми
глазами? (Ответ: Сон)
Загадка 14
Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? (Ответ: Спит)
Загадка 15
Бежит без ног, не зная горя, И добирается до моря. (Ответ: Река)
Загадка 16
В воде она живет, Нет клюва, а клюет. (Ответ: Рыба)
Загадка 17
Три, три, три и три…Что будет? (Ответ: Дырка)
Загадка 18
Накормишь – живет, Напоишь – умрет. (Ответ: Огонь)
Загадка 19
Гусеница не длиннее червяка. Червяк не длиннее гусеницы. Кто длиннее? (Ответ: Одинаковые)
Загадка 20
У бабушки Ани внук Сережа, кот Пушок, собака Бобик. Сколько у бабушки внуков? (Ответ: Один)
Загадка 21
Какой прибор человек перед сном включает, а утром выключает? (Ответ: Будильник)
Загадка 22 Как отыскать черную кошку в
комнате, где выключен свет? (Ответ: Включить
свет)
Загадка
23
Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть? (Ответ: Это были дед, отец и сын)
Загадка 24
Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Ответ: Буква Б)
Загадка 25
Несла бабка на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось в корзине? (Ответ: ни одного, потому что дно упало)
Литература
1.Андреев О.А. Тренируйте внимание. / О. А. Андреев – М.: Просвещение, 1994 – с 135
2.Баскакова И. Л. Внимание школьников – олигофренов. М., 1982 г.
3. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М, 1998
4. Генденштейн Л.Э. и Мадышева Е. Л. Энциклопедия развивающих игр. М., 1998 г
5. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов». — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.
6. http://ejka.ru/blog/zadachi-so-spichkami/
7. Источник: https://multi-mama.ru/zagadki-na-logiku-dlya-detei/
22
шағым қалдыра аласыз













