Чайрбаева Алия
Нуржауовна
Учитель русского языка и
литературы
Енбекшиказахской средней
школы
Коксуского района
Алматинской области
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными
условия
Лексическая тема:
Знание-сила.
Цели урока:
-
Формирование знаний о СПП с придаточными условия,
способствовать прочному усвоению изучаемого материала на основе
выполнения разнообразных видов заданий.
-
Развитие умений находить в тексте СПП с
придаточными условия.
-
Развитие интеллекта, логического мышления,
письменной и устной речи.
-
Воспитание интереса к предмету, стремления к
знаниям.
Тип урока:
комбинированный.
Вид урока:
частично-поисковый.
Методы:
метод ассоциации, метод направленного чтения, метод дискуссионной
карты.
Оборудование:
портрет Абая, цитаты, интерактивная доска, раздаточный материал
(текст «Слово тридцать второе» из « Книги Слов» Абая),таблица,
опорная схема.
Ход урока:
I.Организационный момент.
1.Сообщение цели урока, лексической темы
урока, основанной на материале из « Книги Слов» и лирике Абая.
2.Рефлексия «Смайлики».
II.Метод ассоциации.(домашнее задание,
повторение).Составить кластер в виде солнца. Сколько лучей у солнца
?
С ПП Группы СПП по значению СПП с прид.обст.
III.Графический диктант.
Составить схемы СПП и определить их
типы.
1.Нужно учиться, чтобы узнать то ,что знают
другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и
опорой для своего народа. (слово двадцать пятое)
2.Нам бы неустанно ширить круг своих интересов,
множить знания, которые питают наши души. (слово
седьмое)
3.Сила их в том, что неустанно учатся они
ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах
между собой. (слово второе)
4.Если не возвращаться к приобретенным навыкам,
ты можешь утерять их. (слово пятое)
5.Чтобы избежать пороков русских, перенять их
достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. (слово двадцать
пятое)
6.Если человек плох, в том виноваты и его
современники. (слово тридцать седьмое)
IY.Интеллектуальный капитал.(изучение нового
материала)
1.Учащиеся самостоятельно читают теоретический
материал в учебнике о сложноподчиненных предложениях с придаточными
условия.
2.Разбор предложений учащимися трех групп по
таблице, спроектированной через компьютер на экран интерактивной
доски.
СПП с придаточными
условия
(Шартты бағынынқылы сабақтас құрмалас
сөйлем)
1.Обязательно дай сыну русское образование, если
даже придется расстаться тебе со всем нажитым добром. (Слово
двадцать пятое).
2.Коль с детства книги читать, ученым сможешь ты
стать. ( Лирика Абая).
3.Когда (если) душа и мысли поистине благосклонны
к науке, она и сама становиться благосклонной- легко дается. (
Слово тридцать второе).
3.
Работа с учебником (выполнение упр.451 стр.235).Спишите
сложноподчиненные предложения, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Определите типы
придаточных предложений.
Y.Работа с текстом.
1.Метод направленного чтения. Чтение учителем
начала текста, далее учащиеся читают самостоятельно и определяют
мысль текста.
2.Определите стиль речи и тип текста. Найти и
выписать СПП с придаточными условия.
Слово тридцать второе
Тем, кто стремится усвоить науку , необходимо
знать условия, без которых невозможно достичь
цели.
Во-первых, обретая знания, не ставь себе задачи
получить через них какую-нибудь выгоду. Чтобы заняться наукой,
прежде всего нужно полюбить ее, иметь стремление к ней. Ты ценишь
знания как высшее благо, каждое открытие новых истин принесет твоей
душе покой и удовлетворение. Крепко запоминай то, что ново для
тебя, тогда появится стремление к поискам, любовь к науке, память
хорошо усвоит и запечатлеет в себе то, что ты видел и
слышал.
Во-вторых, изучая науки, ставь перед собой ясные
и благородные цели, не стремись приобрести знания для того, чтобы
иметь возможность спарить с другими. В разумных пределах споры
помогают обрести твердость в убеждениях.
В-третьих, если ты добился истины, не отступай от
нее даже под страхом смерти. Если твои знания не способны убедить
тебя, не думай, что кто-то другой оценит их. Если ты сам не ценишь
своих знаний, как ждать признания других?
В-четвертых, существуют два орудия,
способствующие приумножению знаний. Одно из них-мулахаза, и
другое-мухафаза. Эти способности должны находиться в непрестанном
совершенствовании. Не усилив их в себе, не умножить
знаний.
В-пятых, в девятнадцатом Слове сказано о четырех
губительных недостатках ума, среди них тот, что называют
беспечностью, праздностью ума. Душа моя, заклинаю, остерегайся
этого зла! Оно губительно и для Бога, и для человека, и для разума,
и для чести. Оно- враг всему! Но там,где жива совесть, этому
недостатку нет места.
В-шестых, сосуд хранящий ум и знания-характер
человека. Воспитывай свой характер! Предавшись зависти, легкодумию,
то и дело попадая под влияние чужих речей и сиюминутных увлечений,
можешь утратить твердость характера. Не будет пользы от учения,
если нет надежного хранилища для знаний.
Мулхаза(араб)-тонкое искусство ведения
полемики.
Полемика-спор, в большинстве случаев при выяснении
вопросов в политической, философской, литературной или
художественной сферах. Наряду с этим понятием используются прения и
дискуссия.
Мухафаза(араб)-твердость в отстаивании своих позиций.
(Учащиеся должны записать в тетрадь слова со
значениями).
YI.Метод дискуссионной карты. Показ видео
ролика. Выступление президента Назарбаева Н.А. Нужно ли нам знание
трех языков?
ДА (1 группа) НЕТ (2
группа)
Выводы
( 3 группа «
Наблюдатель»)
YII. Подведение итогов. (оценивание).Самоанализ
урока.
YIII.Домашнее задание. Написать эссе « Знание трех
языков- это необходимость».