Материалдар / Содержание деятельности педагога-ассистента в общеобразовательной школе
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Содержание деятельности педагога-ассистента в общеобразовательной школе

Материал туралы қысқаша түсінік
В штатное расписание общеобразовательных школ введена должность педагога-ассистента. Педагог-ассистент оказывает помощь учащимся с поведенческими, эмоциональными и коммуникативными особенностями, вследствие которых, школьники не в состоянии самостоятельно участвовать в учебном процессе. В соответствии с квалификационной характеристикой педагог-ассистент осуществляет психолого-педагогическое сопровождение обучающего с особыми образовательными потребностями в организациях образования общего типа, оказывает помощь обучающемуся во время организованной учебной деятельности в течение времени пребывания в организации образования, в случае, когда его самостоятельная деятельность ограничена в связи с состоянием здоровья или особенностями поведения
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Содержание деятельности педагога-ассистента в общеобразовательной школе

В штатное расписание общеобразовательных школ введена должность педагога-ассистента. Педагог-ассистент оказывает помощь учащимся с поведенческими, эмоциональными и коммуникативными особенностями, вследствие которых, школьники не в состоянии самостоятельно участвовать в учебном процессе.

В соответствии с квалификационной характеристикой педагог-ассистент осуществляет психолого-педагогическое сопровождение обучающего с особыми образовательными потребностями в организациях образования общего типа, оказывает помощь обучающемуся во время организованной учебной деятельности в течение времени пребывания в организации образования, в случае, когда его самостоятельная деятельность ограничена в связи с состоянием здоровья или особенностями поведения [5].

Педагог-ассистент также выполняет функцию ассистирования учителю: помогает адаптировать и индивидуализировать учебную программу, подбирать адекватные методы и приемы обучения, специальные учебные и дидактические пособия и материалы и т.д. Педагог-ассистент также может проводить индивидуальные и подгрупповые развивающие занятия в кабинете психолого-педагогической поддержки.

В соответствии с вышеизложенными должностными обязанностями педагог-ассистент должен иметь среднее или высшее педагогическое образование и обладать знаниями и навыками коррекции проблемного поведения.

Услуги педагога-ассистента предоставляются обучающемуся на основании заключения и рекомендаций ПМПК.

Помощь педагога-ассистента рекомендуется школьникам с нарушениями общения и социального взаимодействия, с нарушениями поведения.

Эти дети, которые:

  • не могут выполнить правила поведения на уроке. Детям тяжело усидеть за партой, они встают, ходят, мешают одноклассникам и учителю, не выполняют требования учителя;

  • не понимают словесную, фронтальную инструкцию учителя. Им нужна постоянная индивидуальная помощь и поддержка взрослого;

  • имеют трудности самоорганизации и самоконтроля. Дети не могут сами приготовиться к уроку, без помощи взрослого не могут включиться в работу класса, не выполняют учебных заданий на уроке.

Помощь педагога - ассистента рекомендуется детям с нарушениями психофизического развития (нарушениями интеллекта, ЗПР и т.д.), а также детям с обычным развитием, если у них отмечаются поведенческие и коммуникативные проблемы. Обучающимся с нарушениями интеллекта, слуха, речи и пр., не имеющих поведенческих проблем, помощь педагога-ассистента не назначается.

Цель деятельности педагога-ассистента - помочь ребенку адаптироваться к школьным условиям и выполнять школьные правила и требования как на уроке, так и во внеурочное время , научиться работать самостоятельно и продуктивно на уроках в классе.

Задачи:

  • научить школьника придерживаться правил поведения в школе, классе, в детском коллективе;

  • сформировать коммуникативные навыки для продуктивного общения на уроке с учителем и одноклассниками;

  • привить навыки самостоятельности и независимости от специальной поддержки взрослого в школе и классе.

Педагог-ассистент организует, направляет, помогает ученику включаться в учебный процесс, корригирует нежелательное поведение, предупреждает эмоциональные и поведенческие срывы. Он должен, держа контроль над поведением школьника, научить его самостоятельно овладевать учебными навыками. В то же время педагог-ассистент не должен делать за ученика то, что он может сделать сам, а стремится помогать ему учиться самостоятельно. Индивидуальный помощник должен всегда работать над снижением поддержки, оказываемой ученику, так как основной и конечной целью индивидуального сопровождения является полная самостоятельность ученика в классе и школе.

Деятельность педагога-ассистента определяется общим алгоритмом деятельности службы психолого-педагогического сопровождения. Как и у каждого специалиста службы психолого-педагогического сопровождения, у педагога-ассистента есть своя специфика в изучении (обследовании) ребенка и его сопровождении.

Алгоритм (этапы) изучения (обследования) ученика с нарушением поведения и общения педагогом-ассистентом.

  1. Изучение заключения и рекомендаций ПМПК . Беседа с родителями.

  2. Наблюдение за поведением и учебной работой ребенка в классе в течении первой недели.

По результатам наблюдения подготавливается специальная анкета для родителей, где более детально ведется расспрос тех или иных проявлений нежелательного поведения.

  1. Обобщение результатов наблюдения, беседы, анкетирования родителей и углубленного обследования. Выясняются причины, факторы, провоцирующие нежелательное поведение и возможные пути его преодоления.

4) Обсуждение особых образовательных потребностей ученика и определение содержания психолого-педагогической поддержки совместно с другими специалистами службы сопровождения. Принимается решение о форме, интенсивности и продолжительности оказания помощи педагога-ассистента

  1. Коллегиально составляется программа поддержки ученика педагогом-ассистентом по формированию навыков социально приемлемого поведения в классе, школе во время внеурочной деятельности, коммуникативных навыков, формирование компонентов учебно-познавательной деятельности (мотивационный, деятельностный, рефлексивно-оценочный), по адаптации учебной среды. Педагог-ассистент участвует в составлении индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

Направления и содержание работы по индивидуальному сопровождению ученика:

1. Первое направление – индивидуальная работа с ребенкомв кабинете психолого-педагогической поддержки (сопровождения).

Первоначально ведется работа по преодолению деструктивного поведения ребенка. Ученик находится в кабинете психолого-педагогической поддержки 100% учебного времени. На индивидуальных занятиях педагог-ассистент :

  • устанавливает с учеником доверительные отношения, учит реагировать на действия и эмоцию взрослого;

  • формирует навык послушания;

  • стремится к уменьшению частоты нежелательного поведения ученика (поощряет приемлемое поведение и игнорирует нежелательное поведение);

  • учит принимать подсказку педагога-ассистента, поощрение, подражать действиям педагога-ассистента;

  • формирует умение выполнять упражнения вместе с педагогом-ассистентом, затем с небольшой помощью и, наконец, самостоятельно;

  • развивает усидчивость, способность целенаправленно выполнять и контролировать успешность выполнения заданий.

После того, как поставленные цели-ожидаемые результаты будут достигнуты (в среднем этот период может длиться до двух месяцев) Педагог-ассистент должен помочь ученику перенести навыки приемлемого поведения, приобретенные на индивидуальных занятиях на работу в общем классе. Можно выделить несколько последовательных этапов по переходу ученика в общий класс:

1 этап - ученик находится в кабинете психолого-педагогической поддержки 80% от общего учебного времени.

В этот период педагог-ассистент:

  • закрепляет навыки поведения и послушания на уроках в классе;

  • продолжает работу над устранением неприемлемого поведения;

  • контролирует поведение ребенка: при перемещении в школе и на переменах; в общении с одноклассниками. Сначала небольшой отрезок времени - 5-10 минут на перемене, в столовой, на прогулке, на уроке музыки и физкультуры.

Примерная минимальная продолжительность этого периода от одного до двух месяцев.

Перед тем как ученик придет в класс педагог-ассистент проводит беседу с его одноклассниками. Он готовит для беседы с детьми доступную их пониманию информацию о своем подопечном, иллюстрации, видеоролики, чтобы предварительно познакомить школьников с возможностями, особенностями их одноклассника и объяснить, в какой помощи и поддержке он нуждается. Нужно создать благоприятную атмосферу, чтобы всем было комфортно находиться друг с другом. Детей можно попросить помогать сверстнику по очереди, объяснив, в чем заключается суть их помощи. Помощь должна быть естественной, не навязчивой, не переходить в гиперопеку. Педагог-ассистент создаёт ситуации, чтобы ребенок обращался к сверстникам за помощью. Для того чтобы легче наладить общение с одноклассниками, педагог-ассистент организует на перемене игры и сам играем вместе с учениками, поддерживая и помогая своему подопечному.

2 этап– ученик занимается в кабинете психолого-педагогической поддержки 50% от общего учебного времени. Ученик уже старается контролировать свое поведение и может находиться среди детей и подражать их действиям.

В этот период педагог-ассистент учить школьника:

  • сотрудничать с учителем класса: воспринимать его инструкции и просьбы, обращенные лично ученику;

  • выполнять фронтальные инструкции учителя, обращенные всем ученикам класса;

  • взаимодействовать со сверстниками;

  • сообщать педагогу-ассистенту о своем состоянии, когда он утомляется или пресыщается, чтобы педагог-ассистент мог предоставить отдых ученику, в том числе, перейти в кабинет психолого-педагогической поддержки.

Продолжительность этого периода от одного до двух месяцев. Для некоторых детей этот период может быть более продолжительным.

3 этап – ученик находится в общем классе все учебное время. В кабинет психолого-педагогической поддержки ученик приходит на занятия по преодолению трудностей усвоения учебной программы, если в этом есть необходимость. На этом этапе формируются социальные навыки: взаимодействие со сверстниками, взрослыми, навыки поведения в общественных местах, культурные и гигиенические навыки. Цель педагога-ассистента подвести ребенка к самостоятельности. Снижение участия ассистента в индивидуальном сопровождении ученика происходит через несколько шагов:

  • полная поддержка – ассистент постоянно работает за партой вместе с учеником;

  • постепенное отдаление – ученик работает сам за партой, ассистент за спиной ученика, периодически оказывает организующую и направляющую помощь. В дальнейшем ассистент может присутствовать только на отдельных уроках;

  • самостоятельная работа в классе – ученик за партой без ассистента. На этом этапе завершается работа педагога-ассистента с учеником.

2. Второе направление – индивидуальное сопровождение ученика на уроках в классе и, при необходимости на переменах и других видах школьной деятельности. Педагог-ассистент работает над достижением тех же целей и задач, указанных выше при последовательном выполнении следующих этапов:

  • организация поведения ребенка в классе: соблюдение правил поведения на уроке;

  • формирование у ученика школьных навыков: готовиться к уроку (достать необходимые тетради, учебники, учебные принадлежности и убрать в портфель ненужные), ориентироваться в тетради, учебнике и др.;

  • привлечение ребенка к классным формам работы: поднимать руку, вставать, если спрашивает учитель, следить за работой класса, включаться в групповую работу;

  • привлечение учителя к работе с ребенком: подходить к ребенку, при необходимости помогать, поддерживать (хвалить) ребенка, спрашивать или вызывать к доске для ответа (на первых порах при указании педагогом-ассистентом о готовности ребенка к этому) .

Параллельно ведется работа по:

  • освоению ребенком правил поведения во внеурочное время: на переменах, в столовой и пр.;

  • развитию навыков общения и взаимодействия с одноклассниками.

Последующим этапом должно также стать снижение участия ассистента в индивидуальном сопровождении ученика от полной, затем частичной поддержки и в итоге к самостоятельной работе обучающегося в классе.

На этом этапе завершается работа педагога-ассистента с учеником. В дальнейшем педагог-ассистент в зависимости от потребностей детей и целей службы сопровождения проводит индивидуально-развивающую работу с ребенком в кабинете психолого-педагогической поддержки и помогает учителю в обучении детей с ООП на уроках в классе.

Методы и приемы психолого-педагогической работы по преодолению у школьников нежелательного поведения и формированию навыков самостоятельной работы в классе. Для проведения психолого-педагогической работы по преодолению у учащихся с ООП нежелательного поведения и формированию навыков самостоятельной работы в классе у детей рекомендуются различные методы и приемы

1) Введение правил поведения. Этот прием позволяет организовать и контролировать желательное поведение ребенка посредством специально разработанных педагогом правил – конкретных указаний ребенку как нужно вести себя в школе. Правила представляют собой несколько простых короткихпредложений. Предложений не должно быть более трех-четырех; их содержание должно быть простым и понятным для ребенка и направлено на формирование самых важных на данный момент правил поведения, тех, которые в наибольшей степени будут способствовать нормализации поведения ребенка в классе. В правилах не следует использовать отрицательные предложения (не драться, не кричать и т.д.), они должны предлагать желаемое и не упоминать проблемное поведение.

Правила могут составляться как для поведения в классе, так и во внеурочное время в зависимости от характера поведенческих проблем ученика. Методика предъявления правил: Педагог предлагает разработанные заранее правила на листке бумаге, напечатанные крупным шрифтом. Педагог-ассистент или ребенок или вместе читают правила каждый день перед уроками. В течении школьного дня, если ребенок нарушает правило, то педагог напоминает ему о нем («Вспомни о правиле №2! Как тебе нужно себя вести?»). Следует напоминать неназойливо, а постепенно приучать ребенка соблюдать правила.

а) Мои правила в классе.

  • Я буду сидеть за партой молча.

  • Спрашивать учителя, если хочу встать.

  • Спрашивать, если хочу сказать или встать.

  • Я буду слушать учителя.

За выполнение правил получу награду.

Обычный вариант:

  • Я буду сидеть за партой спокойно и тихо.

  • Если я захочу спросить или сказать, то подниму руку.

  • Я буду слушаться учителя (или И.О учителя) и …. (имя Педагога-ассистент ).

  • Я буду выполнять задания, пока таймер не зазвенит.

Если я выполню эти правила, то я получу смайлик (другое поощрение).

А мама меня похвалит.

б) Правила поведения на перемене:

  • Когда я играю с детьми я спокоен и вежлив.

  • Я буду слушать детей, когда они ко мне обращаются.

  • Если я хочу предмет или игрушку я буду говорить: «Дай мне пожалуйста» или «Давай будем играть вместе».

  • Если дети не хотят играть со мной, то я поиграю сам. в) Мои правила в столовой:

  • В столовой нужно стоять рядом с учителем.

  • Я сажусь на свое место.

  • Я буду брать и кушать только свою еду.Если я выполню эти правила, я получу шоколад. г) Мои правила на уроке физкультуры: - Я буду слушаться учителя.

  • Я буду стоять в строю неподвижно.

  • Я буду делать как все, зарядку и упражнения.

За хорошее поведение я получу награду.

2) Метод «Социальные истории» - можно рассматривать как более расширенные по содержанию правила желательного поведения. Социальные истории – это составленные взрослым, небольшие тексты, в которых детально и последовательно раскрываются адекватные способы действий в сложных или непонятных для ребенка ситуациях. Они всегда описывают желаемое и не упоминают проблемное поведение. Метод социальных историй позволяет решить следующие задачи:

  • познакомить ребенка с алгоритмом действий в незнакомой или непонятной ситуации;

  • представить недостающую информацию об окружающей действительности;

  • подготовить к предстоящим изменениям в привычной последовательности событий;

  • помочь в понимании чувств и мыслей других людей.

Приведем несколько примеров социальных истории: а) Правила приветствия

Я хочу общаться с людьми. Чтобы люди со мной общались, я могу их правильно, вежливо приветствовать. При встрече со взрослым я говорю: «Здравствуйте!» Детям я говорю: «Привет». Родителей при встрече я могу поцеловать. Друзьям я могу помахать рукой или «Дать пять». Когда я приветствую людей вежливо, моя мама гордиться мной.

б) Я на уроке

Я школьник. Учусь в первом классе. Во время урока дети слушают учителя. На уроке я соблюдаю правила: смотрю на учителя и слушаю учителя. Когда я хочу ответить или сказать что-нибудь, я поднимаю руку. Когда я слушаю учителя, то я учусь. Учиться весело, и я могу помнить о том, что нужно слушать учителя.

в) Я и моя учительница

Я учусь в первом классе. Мою учительницу зовут Эльвира Маратовна. Иногда она задает вопрос мне, и я отвечаю. Иногда она подходит ко мне, чтобы помочь выполнить задание. Эльвира Маратовна разговаривает со многими детьми и с другими взрослыми.

г) Я и мои одноклассники

Когда я играю с детьми, я буду спокоен и вежлив. Никто не любит, когда их толкают или бьют. Я буду слушать других детей, когда они ко мне обращаются. Если я хочу взять чужой карандаш или игрушку, то я буду говорить: «Дай мне пожалуйста» или «Давай будем играть вместе». Дети могут не хотеть меня слушать или играть. Это нормально. Я поиграю сам.

Методы и приемы по организации учебной деятельности учащихся:

1) Визуальное расписание. Информация, воспринимаемая на слух, легче усваивается с помощью визуального подкрепления.Не только дети с особыми потребностями, но и другие дети быстро и легко воспринимают информацию, если она подкрепляется наглядностью - это облегчает им понять смысл изучаемого материала и распознать, что происходит вокруг. В классе, в котором обучаются дети с особыми образовательными потребностями, важно создать визуальную поддержку. В кабинете или в классе для того, чтобы ребёнок лучше ориентировался, необходимо использовать маркировку.Маркируют рабочее место ученика, шкафчик для одежды, учебные принадлежности, возможно и личные вещи (сменную обувь, одежду для физкультуры). Маркировкой могут быть картинки, надписи, символы, определенный цвет и т.д.

Надписи можно прикреплять ко всем предметам в помещении, это дает возможность, во-первых, ребёнку ориентироваться в пространстве, вовторых, узнавать названия окружающих предметов. Так же маркированное пространство дает больше уверенности ребёнку и уменьшает его тревогу.

Для организации учебной деятельности используют визуальное расписание, подсказки по типу:«что сначала – что потом». В нем последовательно представлены все этапы урока и школьной жизни: очередность уроков, перемен, обеда. При необходимости в расписание включают и этап подготовки к тому или иному уроку (что нужно достать из портфеля к тому или иному уроку) и т.п. исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Визуальное расписание помогает ученикам, у которых есть проблемы с пониманием речи и различных ситуаций на уроке. Форма визуализации расписания зависит от уровня интеллектуального развития ребенка. Это могут быть картинки, фотографии, символы, надписи. Ведение подобного расписания помогает педагогу упорядочить деятельность детей, уменьшить беспокойство и обеспечить наглядную последовательность смены деятельности, это облегчает для некоторых детей периоды ожидания.

В визуальном расписании обязательно указывается продолжительность каждого этапа – конкретно: сколько минут будет выполнять учебные задания, сколько минут отдыхать. Пример структуры урока:

а) Урок математики

  • классная работа - 10 минут

  • перерыв 5 минут

  • классная работа -10 минут

  • перерыв - 5 минут

  • классная работа -10 минут

  • общешкольный перерыв - 5 минут.

Визуальное расписание можно и нужно использовать и дома. Это способствует созданию режима дня, помогает понять, сколько времени ребенок будет находиться в школе, на прогулке, сколько времени будет играть и что его ожидает после и т.д. Находясь в школе,ученик будет понимать, сколько и какие занятия у него сегодня, когда он пойдет домой. Некоторые дети способны понимать общее расписание для класса. А некоторым детям нужно предоставить индивидуальное расписание, так как в нем могут быть дополнительные занятия и перерывы на отдых.

Во время перерыва ребенку дается возможность отдохнуть или заняться его любимым делом. Например, некоторые дети любят рисовать, рвать бумагу, лепить из пластилина, крутить шарики и т.д. Некоторые детям необходимо подвигаться: походить, попрыгать, похлопать, помахать руками и т.д. Нужно предусмотреть, каким образом и в какой форме организовать перерыв, чтобы обеспечить отдых ребенку и, при этом, не мешать работе класса.

Постепенно, по мере повышения работоспособности и возможностей ребенка, время учебной работы увеличивается, а время перерыва уменьшается. Расписание составляется заранее и составляется вместе с ребёнком. Постепенно можно приучить ребёнка самостоятельно составлять себе расписание. В начале обучения можно на каждый урок делать визуальное расписание, но постепенно по мере адаптации ребёнка расписание можно составить только на основные уроки.

Полезно использовать визуальный план урока или отдельной деятельности. Например, для урока художественного труда с помощью картинок можно показать, что нужно делать сначала, а что потом: сначала возьмём бумагу, потом, разрежем, потом склеим и т.д. Занятие во время отдыха подбирается индивидуально, это зависит от особенностей и возможностей ребенка, а также е

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!