Сотрудничество детского сада с семьей основа
обеспечение воспитательно-образовательного
пространсства
Семья и детский сад дают ребенку
определенный социальный опыт, но только
во взаимодействии друг с другом они создают
оптимальные условия для вхождения маленького человека в
большой мир. Семья была и остается жизненно необходимой
средой для сохранения и передачи культурных ценностей. Каждый
институт воспитания - семья и детский сад - имеет свой
особый смысл, которого нет у другого. Опыт, приобретаемый
дошкольником в детском саду
и семье разный: в семье ребенок объект обожания,
уступчивости и прощения (или, наоборот, в детском саду
равноправный член социальной группы. В этой непохожести и заложен
главный смысл сотрудничества и взаимодействия семьи и
дошкольного учреждения.
Сотрудничество детского сада с семьей
действительно является основой для обеспечения
воспитательно-образовательного пространства. Вот несколько ключевых
аспектов, которые можно рассмотреть в этой
теме:
-
Взаимодействие и
коммуникация: Регулярное общение между воспитателями и
родителями помогает создать доверительную атмосферу. Это может
включать встречи, родительские собрания, а также использование
современных технологий для обмена
информацией.
-
Совместные мероприятия: Организация совместных мероприятий,
таких как праздники, мастер-классы и экскурсии, способствует
укреплению связей между детским садом и семьей. Это позволяет
родителям активно участвовать в жизни ребенка и образовательном
процессе.
-
Индивидуальный подход: Учет интересов и потребностей каждой
семьи помогает создать более комфортную и продуктивную
образовательную среду. Воспитатели могут предлагать родителям
рекомендации по развитию ребенка в домашних
условиях.
-
Обратная связь: Важно, чтобы родители могли делиться
своими мнениями и предложениями по поводу работы детского сада. Это
может быть реализовано через анкеты, опросы или открытые
обсуждения.
-
Обучение родителей: Проведение семинаров и тренингов для
родителей по вопросам воспитания и развития детей может помочь им
лучше понимать потребности своих детей и поддерживать их в
образовательном процессе.
-
Создание единого образовательного
пространства: Совместная работа детского сада и семьи
позволяет создать единое образовательное пространство, где ценности
и нормы, принятые в семье, поддерживаются и развиваются в детском
саду.
Эти
аспекты подчеркивают важность сотрудничества между детским садом и
семьей для создания эффективной и гармоничной образовательной среды
для детей.
Важнейшим условием успешности такого сотрудничества является
единство и ясность требований, которые предъявляют к ребенку
окружающие его взрослые, в том числе родители и воспитатели. И
задача педагогического
коллектива современного детского
сада уметь быть чуткими к
запросам семьи и компетентными в
решении современных задач воспитания и образования. Эти задачи
по-новому определяют работу ДОУ
с семьей : от традиционной
помощи семье в процессе воспитания детей – к
формированию компетентного родителя и осознанного родительства –
составляющих успешной социализации
ребенка.
В
настоящее время идет перестройка системы дошкольного образования,
но его современные тенденции объединены одним важным и
значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит
от уровня профессиональной компетентности педагогов и
педагогической культуры родителей. В основе новой
философии взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том,
что за воспитание детей несут ответственность родители, а все
другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить,
дополнить их воспитательную
деятельность.
Поэтому детский сад предлагает выстраивать сотрудничество
с семьей основанного на принципе единства
воспитательных воздействий.
Проблема взаимодействия ДОУ и
семьи в последнее время попала в разряд самых
актуальных. Изменившаяся современная
семья (финансовое и социальное расслоение, обилие
новейших информационных технологий) заставляет искать новые
формы взаимодействия. Таким образом, признание приоритета семейного
воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно
сотрудничества, взаимодействия и
доверительности. Сотрудничества
- «на
равных»,
где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать. Взаимодействия - с
помощью общения. Детский сад и
семья должны стремиться к созданию единого
пространства развития
ребенка.
Анализ практики показывает, что в настоящее время
актуальными задачами продолжают оставаться коллективные,
индивидуальные и наглядно-информационные формы работы
с семьей. Но особой популярностью, как у педагогов, так и
у родителей пользуются новаторские, нетрадиционные формы общения с
родителями. Они построены по типу развлекательных программ и
направлены на установление неформальных контактов с родителями,
привлечение их внимания к детскому
саду. В
новых формах взаимодействия с родителями
реализуется, прежде всего принцип партнерства. Так, досуговые
формы организации общения призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и детьми (совместные
праздники и досуги, выпуск семейных газет, совместные проекты,
выставки семейных коллекций, совместные походы, экскурсии,
спортивные досуги). Досуговые формы сотрудничества
с семьей могут быть эффективными, только если
воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию
мероприятия.
Познавательные формы организации общения
педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с
особенностями возрастного и психологического развития детей,
рациональными методами и приемами воспитания для формирования у
родителей практических навыков. Основная роль продолжает
принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания,
групповые консультации, акции, совместное создание
предметно-развивающей среды, участие родителей в подготовке и
проведении соревнований, таких
как «Малышиада» и «КВН», благоустройство территории
ДОУ.
Наглядно-информационные формы организации общения
педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей
с условиями, содержанием и методами воспитания детей
в условиях
ДОУ,
позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть
методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть
деятельность воспитателя. Совместные мероприятия педагогов и
родителей можно видеть через такие формы,
как «Круглый
стол» по любой теме, тематические выставки,
открытые занятия для просмотра родителей, встречи с администрацией
ДОУ, попечительский совет, дни открытых дверей, посещение семей на
дому и сайт ДОУ. Необходимость и
важность взаимодействия детского
сада и семьи очевидны, а параллельное использование традиционных и
нетрадиционных форм способствует повышению эффективности работы с
родителями.
Таким
образом, семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут
заменить друг друга. Семья является институтом первичной
социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или
формального, окружения ребенка и представляет собой институт
вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно
связаны между собой. Педагоги являются специалистами в области
образования, а потому именно мы должны
инициировать взаимодействие с
родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Надо
стремиться развивать и обучать родителей, так как от их
компетентности будет во многом зависеть и качество
воспитательно-образовательного
процесса.
Воспитание детей - самая важная область нашей
жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей Республики и граждане
мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и
матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны
вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и
матерями. Но и это - не
все:
наши дети - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это
наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими
людьми, перед всей страной. И закончить свое выступление я хочу
словами А. С. Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом
широком смысле. Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде
всего и больше всего - люди. Из них на первом месте – родители и
педагоги».