Совместная деятельность логопеда с детьми по
сказке
«Спасение волшебного цветка»
(старшая группа)
Тема: «Автоматизация звука
[з]».
Задачи: - активизация фонематического и речевого
слуха;
- уточнение способов артикуляции звука
[з];
- закрепление правильного
произношения звука [з] изолированного, в словах, фразах;
- развитие диалогической речи;
- воспитание нравственных качеств,
взаимопомощи.
Материал: рисунок бабушки пчелы, письмо от нее, 4
елочки, волшебный цветок (из картона); цветочная полянка (из
искусственных цветов), мягкие игрушки – заяц, медведь, лиса, волк,
4 вагончика, на каждом вагоне написано по слову (завтра, зоопарк, закрывается, поздно).
Ход
занятия
-
Психогимнастика.
Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру. Встанем в
круг. Круг у нас правильный. А волшебная стрелка выберет водящего.
Водящий игры закрывает глаза.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
(Дети изображают прыгающих
лягушек)
Увидали комара
Закричали:
«ква-ква-ква!»
Один из детей произносит «ква-ква-ква». Водящий
называет имя говорящего. Затем дети меняются.
Педагог: Продолжим играть. Мы не ребята, а летающие
комары, которые звонко и протяжно поют свою песенку.
(Дети расправив руки – «крылья» и длительно
произносят звук [з-з-з])
- А теперь мы лягушки, которые охотятся за
комарами. Притаились и замерли. Поймали комара, довольны, греются
на солнышке. Молодцы ребята!
-
Организационный момент.
Логопед: Увидев конверт, лежащий на полу,
спрашивает: «Ребята, что это лежит на полу?».
Один ребенок: Конверт.
Другой ребенок: Письмо.
Логопед: Интересно, откуда оно? Кто его прислал? Как
узнать?
Ответы детей: Нужно прочитать.
Логопед: Точно, читаем, от кого: письмо?
От бабушки пчелы.
Кому: ребятам.
Логопед: Интересно, и что же в конверте?
Посмотрим?
Ответы детей: Да.
Логопед: А вот и письмо. Узнаем, что вам написала
бабушка пчела?
Ответы детей: Да.
Логопед: Как?
Ответы детей: Нужно прочитать письмо.
Логопед читает письмо: «З-з-здравствуйте, ребята!
У нас в пчелиной семье случилось беда. Налетел ураган и оборвал
лепестки с волшебного цветка, который всегда давал много цветочной
пыльцы, который мы питаемся. И теперь без нее все пчелки погибнут.
З – з – з…, я бабушка Пчела, очень вас прошу помочь нам найти
лепестки от волшебного цветка и спасти нас».
Логопед: Да, беда у них приключилась. А если у
кого-то случилась беда, что нужно делать?
Ответы детей: Помогать. Нужно помочь.
Логопед: Как мы можем помочь бабушке Пчеле и всей ее
пчелиной семье?
Ответы детей: Нужно отыскать лепестки и спасти волшебный
цветок.
Логопед: Тогда в путь. Друг друга за руки возьмем и
на полянку мы пойдем, цветок волшебный там найдем.
(взявшись за руки, дети проходят на чудесную
полянку и останавливаются возле волшебного цветка)
Логопед: Ребята, вот он волшебный цветок!
Посмотрите, у него только один лепесток остался. Что
делать.
Ответы детей: Надо срочно спасать волшебный
цветок.
(логопед подходит к елочке, из-под которой
виден лепесток и поднимает его)
Логопед: Посмотрите, елочка! А под ней что
лежит?
Ответы детей: Лепесток.
(тут из-за дерева выглядывает фигурка
зайца)
Заяц: Вы что тут делаете? Я вам не отдам
лепесток!
Логопед: Вы знаете ребята почему заяц не отдает
лепесток?
Ответы детей: Нет.
логопед: И я не знаю, что делать… как
узнать?
Ответы детей: Спросить у него.
Логопед: Давайте спросим у зайца.
Ответы детей: Заяц, почему ты не отдаешь нам
лепесток?
Заяц: А вы умеете правильно произносить звук
[з]?
Ответы детей: Да.
Заяц: А меня научите? Тогда отдам лепесток.
Ответы детей: Заяц, чтобы правильно произносить
звук [з], растяни губы в улыбке.
Заяц: А язык где находится?
Ответы детей: Язык находится внизу, а кончик языка
упирается в нижние зубы.
Заяц: Я тоже опущу язык. Я сделал, как вы сказали: и
губы растянул в улыбку и язык опустил за нижние зубы, но что-то не
получается у меня. Может еще, что нужно сделать?
Ответы детей: Подуть на язык с силой.
Заяц: А как узнать, что подули?
(дети подносят ладонь ко рту)
Заяц: И что вы ощущаете на ладони?
Ответы детей: Холодный воздух.
(заяц выполняет все то, что ему сказали дети и
произносит звук [с]).
Заяц: Ребята, но у меня, получается совсем другой
звук [с-с-с]!
Ответы детей: Чтобы получился звук [з], нужно добавить голос.
Заяц: А как проверить с голосом звук произносим или
нет?
(дети прикладывают ладонь руки к горлу и
ощущают вибрацию (дрожание) горла)
Заяц: И вы ощущаете, что горло дрожит?
Ответы детей: да приложи лапки к горлышку и почувствуешь
как горло дрожит.
Заяц: А что это означает?
Ответы детей: Горло-это наш голос. Звук
[з]
мы произносим с
голосом.
Заяц: Чтобы я получше запомнил, еще раз повторите.
Ребята, а как проверить правильно ли мы произносим звук
[з]?
Ответы детей: Нужно произнести звук и внимательно
послушать как он звучит.
Заяц: Тогда вы произнесите, а я послушаю. А теперь
произнесите только девочки, а теперь только мальчики. А теперь меня
послушайте. З-з-з- какой красивый звук! Спасибо вам ребята, держите
лепесток.
Логопед: Молодцы ребята! Один лепесток нашли.
Лепесток – возвращается на цветок. Ну что, отправимся дальше на
поиски остальных лепестков?
Ответы детей: Да.
Логопед: Друг друга за руки возьмем и на полянку мы
пойдем, лепесток найдем.
(Останавливаются возле второй елочки, под
которой сидит мягкая игрушка – волк. Один из детей протягивает
руку, чтобы взять лепесток, лежащий возле елочки. Но тут раздается
голос волка).
Волк: За лепестком пришли? Поиграйте со мной в игру
«Вратарь» отдам лепесток.
Логопед: Сыграем с волком? А вы знаете, как в нее
играть?
Ответы детей: Да.
Логопед: А что нам понадобиться для
этого?
Ответы детей: Внимательные уши.
Волк: Я тоже с вами сыграю! Буду ведущим.
(дети складывают согнутые в локтях руки – это
хоккейные ворота).
Волк: Называет слово «зубы»
(дети пропускают в ворота – разводят руки в
стороны)
Волк: Называет слово «сани»
(дети складывают ладони вместе – хоккейные
ворота захлопываются)
Волк: Спасибо ребята! Весело я с вами поиграл, держите
лепесток.
Логопед: А мы что скажем волку?
Ответы детей: Спасибо, волк, тебе за лепесток.
Логопед: Ну вот, еще один лепесток возвращается на
цветок.
(Дети прикрепляют второй лепесток к волшебному
цветку)
Логопед: Посмотрите, мы все лепестки
нашли?
Ответы детей: Нет.
Логопед: Пойдем дальше искать?
Ответы детей: Да.
Логопед: В путь! Друг друга за руки возьмем и
лепесток еще найдем!
(Останавливаются возле стула, на котором сидит
медведь. Один из детей протягивает руку за лепестком, но раздается
голос медведя).
Медведь: Этот лепесток мой. Я его вам не
отдам!
Логопед: Ребята, давайте спросим у медведя, почему
он не отдает лепесток?
Ответы детей: Медведь, почему ты не отдаешь нам
лепесток?
Медведь: Назовите слова со звуком [з], тогда отдам.
Логопед: Ребята, не просто назвать слова, а еще и
послушать и послушать внимательно, если звук[з].
(дети называют слова со звуком
[з]: зайка, зонт, ваза, зебра, коза, зима и т. д.)
Медведь: Спасибо ребята! Держите
лепесток.
(ребенок прикрепляет еще один лепесток к
цветку)
Логопед: Ребята, посмотрите, нам осталось найти
последний лепесток! Мы по полю пойдем, лепесток найдем.
со словами: «Ребята, посмотрите, нам осталось
найти последний лепесток! Ну что, отправляемся
дальше?»)
Ответы детей: Да.
(Останавливаются возле куста, под которым
сидит мягкая игрушка - лиса).
Логопед: Кто здесь спрятался?
Ответы детей: Лиса.
Логопед: Я знаю, что воспитанные дети всегда
здороваются.
Ответы детей: Здравствуй лиса!
Лиса: Здравствуйте! Зачем пожаловали?
Один ребенок: Лиса, ты отдашь нам лепесток?
Лиса: Выполните задание, отдам. Вы знаете песенки
животных и насекомых?
Ответы детей: Да.
Лиса: Тогда пропойте, как жужжит жук?
Ответы детей: Ж-ж-ж.
Лиса: Как поют комарики?
Ответы детей: З-з-з.
Лиса: Как шипит змея?
Ответы детей: Ш-ш-ш.
Лиса: Как стрекочет кузнечики?
Ответы детей: Ч-ч-ч.
Лиса: А если выполните моё второе задание, тогда точно
отдам лепесток. Поможете мне составить предложения из слов –
вагончиков, чтобы получился поезд?
Логопед: Лиса, ребята обязательно составят
предложения, они ведь скоро пойдут в школу. А ты посмотри. Был один
вагончик. Читаем:
Ответы детей: Зоопарк.
Логопед: Приехал еще один вагон со словом –
читаем:
Ответы детей: Закрывается.
Логопед: Кто хочет составить предложение из этих
двух вагонов?
Один ребенок: Составляет предложение: Зоопарк
закрывается.
(и т.д. дети составляют предложения: Зоопарк
закрывается поздно).
Лиса: Спасибо, вам ребята! Лепесток ваш.
(один из детей прикрепляет последний лепесток
к волшебному цветку)
Появляется пчела:
З-з-з. большое спасибо,
ребята! Какие вы молодцы. Волшебный цветок ожил, и теперь он снова
будет давать нам пыльцу. Вы спасли всех пчел от голода. А за то,
что вы нам помогли, у меня припасено для вас угощение.
(педагог угощает детей
конфетами)