СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА И
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Нурмагамбетова Г.К учитель русского языка и
литературы КГУ ОШ №20
В
статье рассматриваются аспекты функционирования русского языка на
современном
этапе его развития, показана взаимосвязь двух
важных в процессе преподавания в вузе и
школе дисциплин – современного русского языка и
культуры речи. Особое внимание уделяется деятельности
научно-методической лаборатории «Инновационные технологий
преподавания русского языка в школе
Ключевые слова: современный русский язык,
культура речи, инновационные технологии, научно-методическая
лаборатория, авторская методика, учебники и учебнометодические
пособия.
Посвящается Празднику русского
языка
Молчат гробницы, мумии и кости,
–
Лишь слову жизнь дана:
Из
древней тьмы на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И
нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и
страданья,
Наш
дар бессмертный – речь.
Иван Бунин.
(произносительная) и орфографическая
(правописание) грамотность не только не улучшилась,
а,
напротив, снизилась. Тому способствовало
много
причин, главными из которых, на наш взгляд,
являются следующие: во-первых, уменьшилось количество программных
часов, отводящихся на
изучение русского языка в школе и вузе; вовторых,
отмечается низкая квалификационная
подготовка педагогических кадров;
в-третьих,
обучающиеся совсем разучились читать
художественные произведения. А ведь именно в образцах
художественной литературы отражаются
нормы культуры устной и письменной речи.
Величайшим открытием, которое сделал Ф. де Соссюр, следует считать
разделение языка и речи.
Казалось бы, эти два понятия имеют одно и то
же
значение. На самом деле, язык – форма, свод
законов, по которым строится речь. А если это
так,
то
и культуре речи следует идти от языка.
В
настоящее время в связи с президентской
программой «Русский язык» во всех вузах и
на
нефилологических факультетах введена дисциплина
не просто «Русский язык» или «Культура
речи», а дисциплина «Русский язык и
культура
речи», что, на наш взгляд,
закономерно.
Состояние современного русского языка и
его
речевой разновидности вызывает
беспокойство,
как
специалистов-языковедов, так и представителей других наук, людей
творческих профессий,
чья
непосредственная деятельность связана со
сферой общения. Снижение уровня культуры речи
настолько очевидно, что многие ученые, методисты, учителя-практики
настаивают на необходимости непрерывной языковой подготовки
молодежи на всех ступенях образования (от начальной до высшей).
Поэтому в процессе школьного
обучения на первый план выходит задача
преподавания русского языка как основного
средства