Урок русского языка в 8 классе по теме ",Способы
подчинительной связи: согласование, управление,
примыкание".
Оценка результатов проделанной работы будет
осуществляться через:
-работе в парах
- индивидуальную работу;(Оценночного
листа)
- наблюдения за работой в
группе
Цель
урока: познакомить учащихся со способами
подчинительной связи в словосочетаниях, научить их определять
названные способы на конкретных примерах.
2. Овладеть навыками работы в группах, выработать корректность к
мнению товарищей.
,
Ход
урока.
1. Тест. Найти верные и неверные утверждения
(«да» или «нет»)
. Словосочетание- синтаксическая единица, состоящая
из двух и более слов, соединенных сочинительной
связью.да
-
Словосочетание состоит из главного и зависимого
слова.да
-
От
зависимого слова задаем вопрос к
главному.нет
-
Словосочетанием может служить одно
слово.нет
-
Причастие отвечает на вопрос
какой.да
-
Причастия объединяют признаки существительного и
прилагательного.нет
-
Деепричастие обозначает добавочное действие к
основному.да
-
В
словосочетании магический
орнамент главным является слово магический
нет
-
Деепричастия бывают сов и несов
вида.да
-
Наречие изменяемая часть
речи.нет
-
В
слове торты, порты,
тосты ударение падает на последний
слог.
Объяснение новой
темы
Словосочетанием не
является
Не являются
словосочетаниями
• Грамматическая
основа (Птицы улетели, лес шумит, падают
листья)
• Однородные
члены (Веселый и звонкий, желтые и
красные, от дождя и снега)
• Существительные с
предлогом (Благодаря погоде, в течение дня,
вследствие заморозков)
• Составные
формы (двадцать второй, будет писать, более
сладкий)
Работа по таблице :
обсуждение каждого вида связи (какой частью
речи выражается главное и зависимое слово; особенности связи при
согласовании, управлении и примыкании)
согласование
|
управление
|
примыкание
|
При
согласовании главное слово — добрый хозяин, оно трудится вместе с
подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же», - как будто говорит
оно.
Например: Белый (какой?) медведь.
|
При
управлении хозяин требовательный, жесткий, сам ничего не делает, но
подчиненному приказывает: «Делай, как я прикажу!»
Например: Прикрывает (чем?) лапой.
|
.
При примыкании хозяин ничего не требует от подчиненного, только
просит «Встань со мной рядом»..Например: чувствует ( как ?)
хорошо.
|
Деление на группы (по картинкам белый медведь
–соглавование,бурый-примыкание,игрушечный –управление)
Из текста каждая группа выписывает свой способ выпавший на
картинке
Вслух читаем памятку поведения в
группе
2.
Работа с текстом «Хозяин Арктики»
Хозяин Арктики
Издавна «хозяином Арктики» называют белого
медведя. Его длина достигает трех метров, а вес - две тысячи
килограммов. Белый медведь лазает по льдам, легко ходит по снегу,
хорошо чувствует себя в воде - глубоко ныряет. Белый медведь хорошо
видит и на воздухе, и под водой. Он прекрасно плавает. Жизнь его
настолько связана с морем, что его называют «медведь
морской».
Летом медведю жарко, даже при короткой пробежке у него резко
поднимается температура. И дело не только в толстой теплой шубе. У
белого медведя, кроме шубы, большую роль играет ее «подкладка» —
подкожный жир, который греет медведя и помогает ему переносить
бескормицу.
Возможно, что белые медведи способны к долгосрочному
прогнозированию погоды. Самки всегда устраивают берлоги там, где во
время сильных метелей и буранов снег не будет сдуваться
ветром.
Полярное лето коротко. Но за это время медвежата успевают хорошо
подрасти и в августе весят уже шестьдесят-восемьдесят килограммов
(из берлоги вылезают десятикилограммовыми). Подросшим медвежатам
берлога не нужна.
Жизнь белого медведя очень суровая и довольно
однообразная. Основная задача всей жизни- быть сытым. В случае
бескормицы он залегает в берлогу-яму и погружается в
спячку.
С удивительным терпением лежит медведь во время охоты. На льду он
незаметен. Только черный нос да черные глаза могут выдать его, но
медведь прикрывает морду лапой. Поест, отдохнет медведь и пойдет
дальше. Куда? Никто, даже он сам, не
знает.
(По «Книге природы»
)
2.
Задание группам (карточки).
1.Почему медведя называют хозяином
Арктики?
2. Определите основную мысль текста.
З. Как вы понимаете выражение «погружаться в спячку»?
4. Что позволяет медведю не замерзнуть? Почему белый медведь во
время охоты прикрывает морду лапой?
Учитель раздает оценочный лист
Работа в парах.
Индивидуальная работа.
Оценочный лист по теме «Типы подчинительной
связи» в 7 классе на уроке русского языка
Ученика (цы)____класса___ ________________________
Маршрут урока
Критерии оценивания
1.
Синтаксис. Словосочетание.
Правильно определить главное и зависимое слово в словосочетании
Огромная планета,светит ярко,увидеть солнце
2
Виды подчинительной связи. Согласование
Ученик освоил согласование- вид связи в словосочетании, может их
определить
3
Управление
Ученик освоил управление- вид связи в словосочетании, может их
определить
4
Примыка-ние
Ученик освоил примыкание- вид связи в словосочетании, может их
определить
Бегать быстро,милый друг,гордиться
наградой,думать о маме,красивый сад,громко петь,ранняя осень,болеть
ангиной,говорить уверенно
Шкала оценивания:
22-19 баллов – оценка
«5».
18-15баллов – оценка «4»
14-11баллов – оценка
«3».
V.
Рефлексия «Мишень».
VI.
Информация о домашнем
задании. Найти небольшой текст о каком - либо животном.
Обозначить в тексте словосочетания с подчинительной
связью
Мортыкская средняя школа
Открытый урок по теме «Способы подчинительной
связи»
7 класс
Провела учитель русского языка и
литературы:Нурова К.С
2017 уч.год