Материалдар / Статья АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Статья АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье рассмотрены основные цели использования активных методов обучения в курсе начальной школы. Определены содержание понятий «активные методы обучения» и «принцип активности». В статье предложены пути повышения качества и эффективности подготовки.
Авторы:
07 Қаңтар 2024
146
0 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Сапиева Гулшат Токтасыновна

Учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа-гимназия № 10 им.Ч.Валиханова»

Жетысуская область, город Талдыкорган

Аннотация. В статье рассмотрены основные цели использования активных методов обучения в курсе начальной школы. Определены содержание понятий «активные методы обучения» и «принцип активности». В статье предложены пути повышения качества и эффективности подготовки.

Аңдатпа. Мақалада бастауыш мектеп курсында оқытудың белсенді әдістерін қолданудың негізгі мақсаттары қарастырылған. "Оқытудың белсенді әдістері" және "белсенділік принципі"ұғымдарының мазмұны анықталды. Мақалада дайындықтың сапасы мен тиімділігін арттыру жолдары ұсынылды.

Abstract. Тhe article reviewed the main objectives of the use of active teaching methods in the primary school course. The content of the concept «active teaching methods» and «principle of activity» are defined. Тhe article suggested ways to improve the quality and effectiveness of training.

Ключевые слова: активные методы обучения, принцип активности, урок.

Кілт сөздер: оқытудың белсенді әдістері, белсенділік принципі, сабақ.

Key words: active teaching methods, principle of activity, lesson.













В последнее время преподаватели общеобразовательных учреждений все чаще задумываются над вопросом: как же сделать урок содержательным, направленным на познавательную активность школьников и в то же время интересным, поучительным и разнообразным по форме проведения. Решить данную проблему можно, если начать применять на занятиях активные формы и методы обучения.

Проанализировав мнения педагогов, психологов, ученых важно отметить, что активные методы обучения - педагогические технологии, которые позволяют развить у школьника инициативность, стимулировать самостоятельную деятельность обучающихся, формировать творческую личность познавательную активность детей.

Активные методы обучения следует использовать в учебном процессе для решения следующих задач: развивать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность в рассуждениях; учить учащихся анализировать личные познавательные и практические действия; активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.


Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

1.    Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

2.    Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3.    Организации релаксации и подведения итогов.

4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).    

На основе проведенного анализа педагогических методов можно сформулировать принцип активности, который заключается в том, что ребенок активно целенаправленно воспринимает изучаемые явления, их осмысливает, перерабатывает и применяет и принцип индивидуальности - учет возрастных индивидуальных особенностей.

Для получения эффективных результатов в решении задач педагогу начальной школы важно правильно подбирать данные методы, соблюдая ряд критериев. Во-первых, необходимо проанализировать цели и задачи, затем нужно проверить соответствуют ли методы возрастным особенностям детей. Следующее, что важно сделать преподавателю - это изучить условия (освещение, компьютерное оснащение) и время (возможно ли уложиться в 40 минут, если использовать данный метод). Во-вторых, при отборе материала также важно учесть принципы обучения и собственные возможности (опыт в проведении подобных мероприятий, личностные качества, желание и уровень профессионального мастерства).

Учителю важно знать отличительные черты формы обучения, ведь только тогда возможно правильно применять данный метод в учебно-воспитательном процессе. Одним из характерных черт является:

направленность на игру

сочетание разнообразных форм воспитания: индивидуальной, групповой, парной

максимальная интеллектуальная, личностная, социальная активность на занятии

развитие творческих, коммуникативных навыков

учет дидактических принципов, психологических особенностей, уровня образования школьников

интерактивность

постоянное движение, общение детей

высокий уровень эмоциональности

Активные методы обучения можно использовать на каждом этапе урока либо частично в зависимости от постановки целей и задач воспитания.

В начале занятия важно преподавателю активизировать внимание учащихся, задать нужный темп и заинтересовать детей новой темой. Методы «Поиграй со мной», «Улыбнись, ведь жизнь прекрасна», «Давай дружить» направлены на решение данных задач.

Для выяснения настроения, эмоционального состояния детей в начале и в конце урока можно проводить следующие игры: «Солнышко, облачко и тучка», «Веселая радуга». Главным преимуществом данных игр является наглядность, подача материала в интересной форме, содержательность, эмоциональность детей.

Обобщить материал по ранее изученной теме возможно благодаря применению таких методов как: «Необходимые вещи», «Необычный подарок». Упражнение «Подбери и запомни», которое преимущественно можно применять на уроках математики позволит детям запомнить материал изученной темы, самостоятельно прийти к каким - то выводам, научиться рассуждать, думать, анализировать собственные действия.

Для того чтобы выявить уровень удовлетворенности собственным результатом на занятии учащимися следует проводить такие игры как: «Мешок желаний», «Помощь друга». Они позволяют оценить значимость темы урока для детей, эффективность и правильность выдвинутых целей и задач.

Таким образом, были проанализированы различные методы, их результативность и эффективность применения активных методов и форм обучения на занятиях в начальной школе.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!