Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
статья, посвященная метопредметному подходу в изучении истории
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Метапредметный подход
к преподаванию истории Казахстана
в современной школе
Учение на уроке устает
не от деятельности,
а от ее однообразия.
К.Д.Ушинский
учитель истории,
зам. директора по УВР КГУ СОШ №17
Метапредметный подход в преподавании истории Казахстана и историко-обществоведческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально- экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. XXI век характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп.
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит Казахстану стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. XXI век – это время, когда мало быть «погруженным в «свой» предмет», но необходимо знать особенности и методы конфигурирования с другими типами знаний.
Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это главная задача новых образовательных стандартов, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.
Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Проблема метапредметного обучения разрабатывается начиная с 1990 года Под метапредметными результатами понимаются «…освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».Таким образом, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной и прочих сферах.
Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Современному обществу сегодня требуются образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности за судьбу страны.
При внедрения новых стандартов образования большая роль в формировании нового типа учебной деятельности принадлежит программе формирования универсальных учебных действий. Перед учителем стоит основная задача научить ребенка учиться. Научить так, чтобы он захотел учиться, потому что человек находится в условиях постоянной потребности в обучении на протяжении всей своей жизни.
Сегодня произошло смещение акцентов на результаты освоения образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Теперь метапредметные компетенции – это не просто желаемый результат, а обязательный аспект учебного процесса.
Что же такое метапредметность? Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них, основывается на работе с деятельностью обучающегося, передачей ему способов работы со знаниями, а не просто знания. Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление. Предполагается, что ребенок не только овладевает системой знаний, но усваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций: вовлечению обучающихся в мировое пространство, формированию современных метапредметных коммуникативных компетенций, при подготовке к урокам и на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал, научить детей самостоятельно добывать знания, интерпретировать, творчески перерабатывать их и воспроизводить в осмысленном виде.
Современной школе требуются такие методы обучения, которые бы формировали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности, были бы нацелены на развитие познавательного интереса учащихся, реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Главная проблема школы сегодня –это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества. Следовательно, в современной школе значительное внимание нужно уделить процессу формирования учебно-исследовательских умений учащихся.
Однако проблема формирования учебно-исследовательских умений учащихся остается до сих пор нерешенной и требует новых подходов к ее решению.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связан с тем, что он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Требования к метапредметным результатам обучения и освоения содержания курса «Истории» - умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия); умение выполнять познавательные и практические задания.
Требования к метапредметным результатам обучения и освоения содержания курса по истории: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся по истории и обществознанию в условиях модернизации образования необходим подбор оптимального комплекса образовательных педагогических технологий.
Групповые технологии обучения предусматривают решение трех основных задач: конкретно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально- ориентированной. Эти задачи способствуют формированию основных навыков работы в группе, необходимые для социализации индивида в обществе. Это могут быть такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д. Групповая технология лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.
Групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, - для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
Группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется - ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях. Работа в группе - возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания.
Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе. Проблемное обучение через решение проблемных задач, логических заданий, написание обществоведческих эссе на заданную тему – это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Система методов проблемного обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия учителя и ученика при данной технологии ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализации его личности. Мощнейшим средством перепрограммирования общества сегодня становятся информационно-коммуникативные технологии.
Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования. Технологии проектирования. «Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой.
Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Технология «Диалога культур», диалога, в котором учитель и ученик демонстрируют разные типы мышления и логики, что позволяет развивать творческое, нестандартное мышление. С моей точки зрения, учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях. Он ставит учебную проблему, т.е. реализует программу. Кроме того, он является активным участником диалога, он выводит учащихся на уровень проблемы, окончательного решения которой не знает не только ученик, но и учитель. Диалог выступает способом познания, способом понимания, позволяет развивать творческое, нестандартное мышление, это положительно влияет на формирование социальной позиции ученика.
Организованный (и состоявшийся) диалог позволяет учителю приблизиться к решению задач современного школьного образования: как обучающих и развивающих (например, пробудить интерес к предмету, проблеме способствовать развитию предметных навыков и компетентностей, развивать связную монологическую речь и др.), так и воспитательных (желание слушать и слышать собеседника, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию, помогать в осуществлении поиска смысла жизни и т.п.). При этом следует отличать учебный диалог от любого спора, т.к. учебный диалог – это спор, выводящий на вечные проблемы бытия, являющийся столкновением различных логик, как определение гуманитарного мышления, взятого в его всеобщности.
Применение выше указанных технологий в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие:
способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем;
навыки структуризации и классификации поступающей информации;
приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.
Без учителя, который применяет новейшие технологии, невозможна реализация приоритетных задач современного образования, ориентированных на качественное образование и формирование у выпускников метапредметных умений и навыков. Выпускники, владеющие метапредметными умениями и навыками, показывают высокую результативность при прохождении итоговой аттестации, а также быстро адаптируются в информационном пространстве высшей школы. Это говорит о том, что выпускник школы умеет быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет ему социализироваться в современном обществе.