Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Статья: ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Баймуханова Г.М., воспитатель,
Ясли- сад №33 "Алтын дән"
г. Астана
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные характерные черты личности воспитателя ДО. Обосновывается целесообразность введения инноваций в воспитательно-образовательный процесс ДО, приобретающих большое теоретическое и практическое значение для системы образования в целом.
Аңдатпа: бұл мақалада мектепке дейінгі білім беру мекемесіндегі мұғалімдердің инновациялық қызметін түсіндіру мәселелері қарастырылады. Педагогикалық ұжымның инновациялық қызметінің шарттары мен түрлері, сондай-ақ Мектепке дейінгі тәрбиешінің жеке басының инновациялық сипаттамалары талданды және анықталды. Жалпы білім беру жүйесі үшін үлкен теориялық және практикалық мәнге ие болатын мектепке дейінгі білім беру процесіне инновацияларды енгізудің орындылығы негізделеді
Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, информационно-коммуникационные технологии.
Кілт сөздер: инновациялар, инновациялық технологиялар, ақпараттық-коммуникациялық технологиялар
В настоящее время педагогические коллективы ДО интенсивно внедряют инновационные технологии в свою работу. Поэтому основной задачей дошкольных педагогов является выбор методов и форм организации работы с детьми, оптимальных инновационных педагогических технологий, которые в большей мере соответствуют заявленной цели личностного развития воспитанников. Как известно, технология — набор методов, используемых в любом деле. Педагогическая технология — это набор психолого-педагогических установок, определяющих особый набор и использование форм, методов обучения и воспитания, учебных инструментов; это организационно-методический инструмент для организации педагогического процесса . Цель внедрения инновационных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДО: – улучшение качества дошкольного образования и профессиональных навыков педагогического коллектива; – формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми субъектами воспитательно-образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями). Инновационный процесс — это создание, освоение и применение инноваций, которые гарантируют успех перехода традиционной системы образования на новое качественное состояние. Инновации в дошкольном обучении предлагаются для понимания новых методов обучения, новых способов организации занятий, инноваций в организации образовательного контента (интеграционные программы), методы оценки образовательного результата.
Проблемы внедрения инноваций в дошкольное
образование:
– отсутствие или недостаток ресурсов (дидактические,
материальные, технические, информационные);
– негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с сохранением стереотипов образовательной деятельности в ДО;
– нежелание совместной работы в условиях инноваций (возникает между молодыми и старыми педагогами);
– отсутствие или недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
– отсутствие системы стимулирования инновационных педагогических навыков;
–
отсутствие конкретных методов контроля
эффективности инновационного процесса.
Какие бы проблемы не возникали бы при внедрении современных
инноваций, они все равно внедряются.
Среди инноваций стоит отметить современные образовательные технологии, используемые в практике дошкольных образовательных учреждений:
– здоровье сберегающие технологии;
– технологии проектной деятельности;
– технология исследовательской деятельности;
– информационно-коммуникационные технологии; – личностно-ориентированные технологии;
– технология портфолио дошкольника и воспитателя;
–
игровая технология; – технология
«ТРИЗ».
Здоровье сберегающие технологии — технологии,
используемые для сохранения и укрепления физического и психического
здоровья дошкольников. К ним относятся: пальчиковая и
артикуляционная гимнастики, закаливание, психо- гимнастика и
пр.
Целью здоровье сберегающих технологий является
предоставление ребенку возможности сохранять здоровье, развивать
необходимые знания и навыки для формирования основ ведения
здорового образа жизни.
Технологии проектной деятельности. Цель данной
технологии развивать и обогащать общественный и личный опыт путем
включения детей в сферу межличностного взаимодействия в процессе
реализации какого-либо проекта. Педагоги, которые активно
используют проектные технологии в воспитании и обучении
дошкольников, единогласно отмечают, что организованная таким
образом совместная деятельность позволяет им лучше узнать своих
подопечных, а также проникать во внутренний мир ребенка.
Технология исследовательской деятельности. Цель исследований
в детском саду — сформировать основные навыки детей дошкольного
возраста к исследовательскому типу мышления. Исследования проводятся
на различные интересующие детей темы с
активным использованием опытно-экспериментальной деятельности,
позволяющей ребенку лучше понять явления и процессы окружающей
действительности.
Личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированные технологии ставят личность ребенка в центр всей системы дошкольного образования, которая заключается в обеспечении комфортных условий в семье и ДО для реализации имеющихся природных потенциалов ребенка.
В саду часто используются всевозможные дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, народные игры.
В целом, игровые технологии, используемые в ДО,
можно разделить на следующие группы:
– игры, помогающие отличать характерные черты объектов;
– игры, помогающие обобщать объекты по определенным признакам; –
игровые технологии, обучающие ребенка отделять фантазию от
реальности; – игры, воспитывающие общение в команде, развивающие
физические качества.
Особо стоит отметить технологию «ТРИЗ» (теорию решения
изобретательских задач), которая фокусируется на творчестве. ТРИЗ
преподносит сложный материал в легкой и доступной форме для
ребенка. Дети познают мир через сказки и повседневные ситуации.
Целью использования этой технологии в детском саду является
развитие таких качеств мышления, как гибкость, мобильность,
системность, диалектика; поисковая деятельность, стремление к
новизне; речевое и творческое воображение.
Основная задача использования технологии ТРИЗ в дошкольном возрасте — внушить ребенку радость и желание к творческим открытиям.
Следует отметить, что использование проектных технологий не может существовать без использования технологии ТРИЗ. Поэтому при организации работы над творческим проектом дошкольникам предлагается проблематичная задача, которая может быть решена путем исследования или проведения экспериментов.
Основным критерием в работе с детьми с данной технологией является разборчивость и простота в представлении информации и упрощение в постановке сложной, на первый взгляд, ситуации. Перед использование технологии ТРИЗ необходимо узнать детей поближе, их психологическое и интеллектуальные способности. Сказки, азартные игры, повседневные ситуации — это среда, благодаря которой ребенок учится применять решения ТРИЗ, проблемы, с которыми он сталкивается. По мере выявления противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя множество ресурсов.
Часто педагог уже пользуется технологией ТРИЗ,
даже не подозревая об этом. Действительно, это эмансипация мышления
и способность идти к концу в решении поставленной задачи — суть
творческой педагогики.
Каждый педагог является создателем той или иной инновационной
технологии, даже если он занимается заимствованием, путем интеграции нескольких
известных технологий или адаптации инновационной
технологии к
конкретным условиям воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога,
который научился работать на технологическом уровне, когнитивный
процесс в его развивающемся состоянии всегда будет основным
ориентиром.
Выводы. Таким образом, в статье раскрыта значимость и
необходимость введения инноваций и инновационных технологий в
воспитательно-образовательный процесс современных ДОУ. Отмечены
современные образовательные технологии, используемые в практике
дошкольных образовательных учреждений (здоровье сберегающие
технологии; технологии проектной деятельности; технология
исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные
технологии; личностно-ориентированные технологии; технология
портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология
«ТРИЗ»). Использование инновационных технологий по силам каждому
педагогу, а их внедрение способствует выходу дошкольного
образования на качественно новый уровень, доказывающий
обоснованность обозначения дошкольного детства как начальной
ступени образования в системе общего образования
личности.
Литература:
Атемаскина Ю. В. Современные педагогические
технологии в ДОУ. — М.: Детство-Пресс, 2011. — 112 с. Кудина Я. В.
Инновационные технологии, применяемые в ДОУ / Я. В. Кудина //
Инновационные тенденции развития системы образования: материалы VI
Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2017 г.) /
редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс»,
2017. — С. 131–134. Мазурчук Н. И. Инновационные образовательные
теории и технологии / Н. И. Мазурчук // УрГПУ. — Екатеринбург,
2008. — 165 с. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии.
Проектное обучение. — М.: Академия, 2012. Назарова Т. С.
Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т. С. Назарова //
Педагогика. — 2007. — № 3.