Материалдар / Статья «Применение логических заданий и упражнений на уроках истории»

Статья «Применение логических заданий и упражнений на уроках истории»

Материал туралы қысқаша түсінік
В современных педагогических технологиях преобладают активные методы обучения, имеющие исключительную важность при обучении социально-гуманитарным дисциплинам. К активным методам преподавания истории можно отнести работу с документами, разрешение дискуссионных проблем с помощью дебатов, работа в группах, творческие задания, обучающие игры, тренинговые задания.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
23 Наурыз 2022
284
0 рет жүктелген
693 ₸ 770 ₸
Бүгін алсаңыз 10% жеңілдік
беріледі
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


«Применение логических заданий и упражнений на уроках истории»

Высший строительно-экономический колледж

Г.Петропавловск


Преподаватель истории Саду А.М.


Одним из важнейших условий решения этой задачи является применение учителями в своей педагогической практике новых подходов в обучении и современных образовательных технологий.

Современный учитель истории должен не только передавать информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и работать над формированием у учащихся умения осмысливать и применять исторические знания, критически оценивать исторические события, анализировать письменные источники, аргументировать свою позицию. Программа по истории не предусматривает большого количества уроков обобщения и повторения учебного материала и почти каждый урок по истории это новая тема. Как же тогда добиться от учащихся усвоения огромного количества учебного материала: дат, имен, событий, фактов? И, наконец, не стоит забывать, что в век компьютерных технологий, когда ученик получает массу информации из различных источников учителю очень сложно, но необходимо поддерживать познавательный интерес школьников к своему предмету.

В современных педагогических технологиях преобладают активные методы обучения, имеющие исключительную важность при обучении социально-гуманитарным дисциплинам. К активным методам преподавания истории можно отнести работу с документами, разрешение дискуссионных проблем с помощью дебатов, работа в группах, творческие задания, обучающие игры, тренинговые задания.

 Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Один из самых надежных и  проверенных способов развития общих учебных и специальных  умений  учащихся на уроках истории – это система познавательных и логических   заданий, на  основе технологии развивающего обучения.

Логические задания и упражнения – это совокупность методических средств, ориентирующих на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые знания, мысли, происходит их управляемое наращивание на продуктивно-познавательной основе. Если оценочные, логические, образные познавательные задания можно найти в методической литературе, то  задания – упражнения встречаются крайне редко.

Тренинговые логические задания и упражнения - это задания на манипуляцию и оперирование историческими датами, терминами, понятиями, названиями. Для того, чтобы выполнить такие задания, нужно хорошо знать учебный  материал.

Задания и упражнения направлены на развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга. Выполнение логических заданий предполагает становление целого комплекса умений связанных с обработкой, систематизацией, обобщением и использованием полученной информации. Логические задания предназначены для формирования умения анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,  обобщать, выявлять закономерности, устанавливать аналогии,  устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. Кроме того, такие задания помогают формированию  коммуникативных универсальных учебных действий, в частности, умения формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Задания могут быть использованы  на уроках закрепления и обобщения, для закрепления материала, изученного на уроке, при опросе домашнего задания, при повторении ранее изученного материала. 

На своих уроках истории я использую такие логические задания и упражнения как:

1. Установить соответствие:

1. Рыболовство                        а) Копье

2. Охота                                    б) Гарпун

3. Собирательство                   в) Серп

4. Земледелие                           г) Палка-копалка

2.Соотнесите исторические персоналии  по их  профессиональной деятельности:

Ш. Уалиханов и Ы. Алтынсарин – учёные, просветители XIX в.; А. Букейханов и А. Байтурсынов – интеллигенты, лидеры движения «Алаш» начала XX в.; Д. Нурпейсова и К. Сагырбайулы – кюйши, деятели культуры XIX-XX вв.; Б. Мамышулы и Т. Бегельдинов – воины, герои Великой Отечественной войны; Ж. Шаяхметов и Д. Кунаев – Первые секретари ЦК КП Казахской ССР, политические и государственные деятели XX в.

Следующим этапом развития логического мышления учащихся могут стать задания на исключение лишнего элемента:

3. Вычеркни лишнее слово и объясни свой выбор:

1. Копье, лук, гарпун (гарпун для ловли рыбы, остальные для охоты)

2. Тардуш, Капаган, Тон (Капаган – правитель Восточно тюркского каганата, находившегося в своей основе на территории Монголии и Китая, остальные правители Западнотюркского каганата, полностью находившегося на территории Казахстана)

Затем задание можно усложнять, постепенно в задания необходимо вводить элементы вариативности и неординарности, когда решений может быть несколько или одно, может быть неожиданнымв нём может быть два и даже три решения, в зависимости от того как школьник аргументирует свой ответ:

1. Мечеть, христианство, ислам (лишние слова: мечеть – здание, а христианство и ислам - мировые религии,  или христианство, так как мечеть относится к исламу).

2. К. Гирс, П. К. Эссен, М. М. Сперанский, П. А. Столыпин (П. А. Столыпин – т. к. он не является реформатором XIX в., или т.к. реформы, проводимые им, носили аграрный характер, а не административный подобно реформам К. Гирса, П. К. Эссена и М. М. Сперанского).

  Данный вид заданий формирует  логическое мышление, память учащихся, позволяет развивать умение аргументировать свой ответ и доказывать свою правоту фактами. Современный урок насыщен датами  и событиями и на нем остается очень мало времени на развитие коммуникативных умений, логической правильной аргументированной речи. Отсутствие интереса к чтению и увлеченность компьютерными технологиями приводит современное общество к очень серьёзной  проблеме выражающейся в небольшом объеме словарного запаса, нехватке слов для выражения своей мысли, составления монологической речи.  И данный  вид заданий - упражнений направлен на формирование этих учебных умений и навыков.

4.Поставьте следующие события в хронологическом порядке:

А) Откочевка казахов в Могулистан

Б)  Правление хана Касыма

В)  Присоединение племён Ногайской Орды к Казахскому ханству

Г)  Создание свода законов «Жеті жарғы»

Д)  Распад Казахского ханства на жузы

Согласитесь, что сложнее, но и  интереснее поставить события в хронологическом порядке, чем монотонно и заученно отвечать на вопросы, когда было, то или иное событие. Учащимся, обладающим достаточно развитым логическим мышлением не обязательно знать точную дату события, так как в некоторых случаях, будет достаточно соотнести событие с именем хана, в правление, которого произошло это событие или с соответствующим периодом в истории. Затем расставить в хронологическом порядке правителей, что сделать гораздо легче, чем расставить события, и задание будет выполнено правильно.

Следующий вид заданий упражнений.

5. «Заверши логический ряд» способствует умению правильно подобрать аналогичное слово. Без знания фактического материала такие задания выполнять невозможно.    

1. Индия – Инд и Ганг, Двуречье – Тигр и Евфрат, Египет - …  (Нил)

2. Английская буржуазная революция – О. Кромвель, Великая французская буржуазная революция - … (Н. Бонапарт)

3. Северная война – Полтавская битва, Отечественная война 1812 года - …  (Бородинское сражение)                

4. Франция – Генеральные штаты, Англия - … (Парламент)

5. Великобритания – конституционная монархия, США - … (федеративная республика)


Таким образом, использование логических  заданий и упражнений:

-  помогают охватить при повторении большой объем материала и в интересной форме закрепить его на различных этапах урока;

- способствуют   формированию культуры речи, «исторического языка».

-развивают у школьников память, внимание, восприятие, воображение,  логическое мышление;

-способствуют формированию  мыслительных операций: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение;

- сокращают количество времени на проверку домашнего задания;

- повышают интерес к истории.

Материал жариялап тегін
сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!