«Применение логических заданий и упражнений
на уроках истории»
Высший строительно-экономический
колледж
Г.Петропавловск
Преподаватель истории Саду
А.М.
Одним из важнейших условий решения этой задачи
является применение учителями в своей педагогической практике новых
подходов в обучении и современных образовательных
технологий.
Современный учитель истории должен не только
передавать информацию о прошлом и настоящем человеческого общества,
но и работать над формированием у учащихся умения осмысливать и
применять исторические знания, критически оценивать исторические
события, анализировать письменные источники, аргументировать свою
позицию. Программа по истории не предусматривает большого
количества уроков обобщения и повторения учебного материала и почти
каждый урок по истории это новая тема. Как же тогда добиться от
учащихся усвоения огромного количества учебного материала:
дат, имен, событий, фактов? И, наконец, не стоит забывать, что
в век компьютерных технологий, когда ученик получает массу
информации из различных источников учителю очень сложно, но
необходимо поддерживать познавательный интерес школьников к своему
предмету.
В современных педагогических технологиях
преобладают активные методы обучения, имеющие исключительную
важность при обучении социально-гуманитарным дисциплинам. К
активным методам преподавания истории можно отнести работу с
документами, разрешение дискуссионных проблем с помощью дебатов,
работа в группах, творческие задания, обучающие игры, тренинговые
задания.
Модель формирования исторических знаний основана
на принципах развивающего обучения. Один из самых надежных и
проверенных способов развития общих учебных и специальных
умений учащихся на уроках истории – это система
познавательных и логических заданий, на основе
технологии развивающего обучения.
Логические задания и упражнения – это
совокупность методических средств, ориентирующих на умственные
действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний
образуются новые знания, мысли, происходит их управляемое
наращивание на продуктивно-познавательной основе. Если оценочные,
логические, образные познавательные задания можно найти в
методической литературе, то задания – упражнения встречаются
крайне редко.
Тренинговые логические задания и упражнения - это
задания на манипуляцию и оперирование историческими датами,
терминами, понятиями, названиями. Для того, чтобы выполнить такие
задания, нужно хорошо знать учебный
материал.
Задания и упражнения направлены на развитие
психических познавательных процессов: мышления, восприятия,
внимания, памяти, воображения на основе развивающего
предметно-ориентированного тренинга. Выполнение логических заданий
предполагает становление целого комплекса умений связанных с
обработкой, систематизацией, обобщением и использованием полученной
информации. Логические задания предназначены для формирования
умения анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, обобщать,
выявлять закономерности, устанавливать аналогии,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения. Кроме того, такие задания помогают формированию
коммуникативных универсальных учебных действий, в частности, умения
формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Задания могут быть использованы на уроках закрепления и
обобщения, для закрепления материала, изученного на уроке, при
опросе домашнего задания, при повторении ранее изученного
материала.
На своих уроках истории я использую такие
логические задания и упражнения как:
1. Установить
соответствие:
1.
Рыболовство
а) Копье
2.
Охота
б) Гарпун
3.
Собирательство
в) Серп
4. Земледелие
г) Палка-копалка
2.Соотнесите исторические персоналии по
их профессиональной
деятельности:
Ш.
Уалиханов и Ы. Алтынсарин – учёные, просветители XIX
в.; А.
Букейханов и А. Байтурсынов – интеллигенты, лидеры движения «Алаш»
начала XX в.; Д. Нурпейсова и К. Сагырбайулы – кюйши, деятели
культуры XIX-XX вв.; Б. Мамышулы и Т. Бегельдинов – воины, герои
Великой Отечественной войны; Ж. Шаяхметов и Д. Кунаев – Первые
секретари ЦК КП Казахской ССР, политические и государственные
деятели XX
в.
Следующим этапом развития логического мышления
учащихся могут стать задания на исключение лишнего
элемента:
3. Вычеркни лишнее слово и объясни свой
выбор:
1.
Копье, лук, гарпун (гарпун для ловли рыбы, остальные для
охоты)
2. Тардуш, Капаган, Тон (Капаган – правитель Восточно тюркского каганата,
находившегося в своей основе на территории Монголии и Китая,
остальные правители Западнотюркского каганата, полностью
находившегося на территории Казахстана)
Затем задание можно усложнять, постепенно в
задания необходимо вводить элементы вариативности и неординарности,
когда решений может быть несколько или одно, может быть
неожиданным, в нём может быть два и даже три решения, в
зависимости от того как школьник аргументирует свой
ответ:
1.
Мечеть, христианство, ислам (лишние слова: мечеть – здание, а христианство и
ислам - мировые религии, или христианство, так как мечеть
относится к исламу).
2. К. Гирс, П. К. Эссен, М. М. Сперанский, П. А.
Столыпин (П.
А. Столыпин – т. к. он не является реформатором XIX в., или т.к.
реформы, проводимые им, носили аграрный характер, а не
административный подобно реформам К.
Гирса, П. К. Эссена и М. М. Сперанского).
Данный вид заданий формирует логическое
мышление, память учащихся, позволяет развивать умение
аргументировать свой ответ и доказывать свою правоту фактами.
Современный урок насыщен датами и событиями и на нем
остается очень мало времени на развитие коммуникативных умений,
логической правильной аргументированной речи. Отсутствие интереса к
чтению и увлеченность компьютерными технологиями приводит
современное общество к очень серьёзной проблеме выражающейся
в небольшом объеме словарного запаса, нехватке слов для выражения
своей мысли, составления монологической речи. И данный
вид заданий - упражнений направлен на формирование этих учебных
умений и навыков.
4.Поставьте следующие события в хронологическом
порядке:
А) Откочевка казахов в
Могулистан
Б) Правление хана Касыма
В) Присоединение племён Ногайской Орды к
Казахскому ханству
Г) Создание свода законов «Жеті
жарғы»
Д) Распад Казахского ханства на
жузы
Согласитесь, что сложнее, но и интереснее
поставить события в хронологическом порядке, чем монотонно и
заученно отвечать на вопросы, когда было, то или иное событие.
Учащимся, обладающим достаточно развитым логическим мышлением не
обязательно знать точную дату события, так как в некоторых случаях,
будет достаточно соотнести событие с именем хана, в правление,
которого произошло это событие или с соответствующим периодом в
истории. Затем расставить в хронологическом порядке правителей, что
сделать гораздо легче, чем расставить события, и задание будет
выполнено правильно.
Следующий вид заданий
упражнений.
5. «Заверши логический
ряд» способствует умению правильно подобрать
аналогичное слово. Без знания фактического материала такие задания
выполнять невозможно.
1.
Индия – Инд и Ганг, Двуречье – Тигр и Евфрат, Египет -
… (Нил)
2. Английская буржуазная революция – О. Кромвель,
Великая французская буржуазная революция - …
(Н. Бонапарт)
3.
Северная война – Полтавская битва, Отечественная война 1812 года -
… (Бородинское
сражение)
4.
Франция – Генеральные штаты, Англия - …
(Парламент)
5.
Великобритания – конституционная монархия, США -
… (федеративная
республика)
Таким образом, использование логических
заданий и упражнений:
- помогают охватить при повторении большой
объем материала и в интересной форме закрепить его на различных
этапах урока;
- способствуют формированию культуры
речи, «исторического языка».
-развивают у школьников память, внимание,
восприятие, воображение, логическое
мышление;
-способствуют формированию мыслительных
операций: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение,
обобщение;
- сокращают количество времени на проверку
домашнего задания;
-
повышают интерес к истории.