ГУ «Кушмурунская средняя школа № 121 отдела
образования акимата Аулиекольского района»
Реализация полиязычного образования на уроках
в начальной школе
Полиязычие - как важное направление развития
человечества осознавалось давно. Сегодня невозможно представить
себе, что где-то ещё существуют страны, люди которых владели бы
только одним языком. И в реальности нет государств, где жила бы
только одна нация. Для нормального функционирования любого
многонационального государства весьма существенно полиязычие.
Казахстан - страна многонациональная. Жизнь сложилась так, что люди
разных национальностей живут здесь в одной большой дружной семье,
знакомятся с языками других национальностей, изучают их
языки.
Родителям, которые хотят видеть своих детей в
будущем полиязычными, важно знать, что воспринять язык – один или
несколько – как родной гарантированно могут дети на ранней степени
обучения. До конца подросткового возраста ещё сохраняется
восприимчивость к способности не просто иметь словарный запас, а
думать на другом языке и пользоваться его конструктами, оборотами,
которые являются основой не только языка, но и психологии и
культуры. Педагоги и родители часто пугаются того, что дети путают
языки или начинают позже говорить, если среда полиязычна. Но это
естественно, и к школе ребёнок научится переключаться с одного
языка на другой, не смешивая их. Со временем не только отличает
грамматику языков, но и сравнивает их. Если сами родители в
разговоре не смешивают языки, то это поддерживает скорое
формирование чистой речи и у
ребёнка.
Большую помощь в развитии полиязычия на
уроках в начальной школе учителям оказывает общение с коллегами,
учителями казахского и английского языков.
После того, как дети изучили цифры на уроках
казахского и английского языка, а затем количественные и порядковые
числительные до 100, считаю, что вполне допустимо в начале
каждого урока на
организационном этапе побуждать учащихся назвать дату ещё и на трех
языках, потратив
всего минуту. Эффект от постоянного автоматического
закрепления необходимой
лексики непременно будет. Задача учителя начальных классов на начальном
этапе работы над развитием полиязычия - показать детям, что языки,
хоть и в ограниченных временем урока пределах, могут быть средством
общения и передачи информации. У учащихся начальных классов очень
силён мотив любознательности к языкам, велико желание общаться друг
с другом. Я уверена, что использовать эту их психологическую
особенность при обучении языкам можно и нужно. Первый шаг в этом
направлении диалоги, поэтому на каждом уроке нужно использовать
небольшие диалоги «Приветствие», «Знакомство». С учителем музыки
учащиеся разучивают небольшие по объёму, но содержательные песни и
стихотворения что отвечает психологическим и возрастным
особенностям учащихся младших классов и является очень эффективным
приёмом при обучении языкам. Хоровое пение и чтение рифмовок
доставляет детям удовольствие, они испытывают при этом массу
положительных эмоций, подключаются даже пассивные и очень робкие
дети. Как следствие, материал легко и быстро усваивается учениками
и надолго остаётся в их памяти.
На каждый урок педагоги отбирают
текстовый полиязычный материал для учащихся, который придерживается
критериям, как: доступность сточки зрения языковых средств,
актуальность проблематики с позиций общечеловеческих ценностей и
сточки зрения проблем современности, соответствие речевому и
жизненному опыту учащихся.
На внеклассных мероприятиях учителя
начальных классов используют такие задания как: расшифруйте ребус и
запишите отгадку на русском, казахском, английском языках,
отгадайте загадку и назовите отгадку на трех
языках.
В целях реализации программы
учителя начальных классов, ставят перед собой конкретные
задачи, направленные на развитие языковых умений в каждой
области: чтения, письма, речевых умений, слушания, счета.
Прорабатывают варианты языкового погружения учащихся на
уроках. Это позволит лучше развить уровень
познавательной гибкости учащихся, выработать их повышенное
внимание, хорошую память, более высокий уровень владения родным
языком, а также превосходно справляться с решением
проблем.
Поставив перед собой непростую задачу,
работать с тремя языками, учителя начальных классов, прежде всего,
должны заняться собственным самообразованием - практиковаться в
употреблении государственного языка, чтобы своим примером
«заразить» своих учеников. Чтобы добиться результата, необходима
упорная, из урока в урок, кропотливая работа, движение хоть
маленькими шажками, но вперёд. От педагога требуется масса времени
на тщательное продумывание и планирование занятий такого рода, на
изготовление дидактического раздаточного материала. Но осознание
того, что я делаю нужное и важное дело, а также успехи учеников
нашей школы стоят затраченных
усилий.
Полиязычие - требование современности,
и не учитывать это, по меньшей мере, неразумно и недальновидно.
Время действовать!
Зам дир по УВР Олейникова Н.В.