СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель использования стратегий на этом этапе - понимание текста и создание его читательской интерпретации.
У данного этапа есть основное направление чтения – «диалог с текстом».
С точки зрения методики – это прием работы с текстом во время его чтения.
С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора.
Таким образом, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль.
Можно возникнуть вопрос: а не легче ли просто прочесть текст?
Здесь надо понимать: мысль, даже хорошо понятую с чужих слов, никогда не усвоить так осознанно и прочно, как постигнутую собственным умом. «Готовые» знания из книги или объяснения учителя, не станут деятельными участниками умственного труда, как добытые самостоятельно.
Основа всей работы по осмыслению текста – рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них.
В неявной, скрытой форме вопросы и ответы на них содержатся в любом тексте. С возникновения вопроса начинается работа самостоятельной мысли, ведущая к ответу. Однако способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Постепенно это станет потребностью и привычкой, стилем чтения1.
1. «Чтение с остановками». Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.
По результатам исследования Международной ассоциации чтения, проведенного в 2006-2007 году, данная стратегия была признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабочитающими детьми.
2. «Чтение с пометами». Цель стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?»– требует обсуждения). После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.
Составление таблиц. Цель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.
«G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)
Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста.
Данная стратегия может быть использована и на этапе после чтения текста, носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трём видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними (то есть является стратегией сжатия текста).
Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Учащиеся начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года.
Название стратегии обозначено латинскими буквами, где G - Gist – аннотация текста, S - Summare – сумма содержания текста, которая может быть и рефератом текста и его кратким пересказом, R – Reteling – пересказ текста
Цель данной стратегии - научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.
Ход работы:
-
Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки (как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста)
-
. Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку.
-
Заполнение таблицы: в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую - ключевые слова из текста, в третью - индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.
|
План в вопросах |
Ключевые слова (основные мысли) |
Индивидуальные слова (детали) |
|
1. 2. 3. 4. |
|
|
|
Аннотация (о чем?) |
Краткий пересказ / реферат (что говорится?) |
Пересказ |
4. Составление трех вариантов текста.
Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого - необходимы слова из колонки № 2. Обобщённые вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка № 1).
В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко - все слова используются, лишних не остаётся. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.
Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ.
Занятие лучше начинать с более лёгкого вида задания - полного пересказа.
Подготовка аннотации - следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или краткого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определённого опыта использования данной стратегии.
Аннотация готовится на основе материала из первой колонки, в которой план содержания текста записан в форме обобщённых вопросов.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Стратегии текстовой деятельности
Стратегии текстовой деятельности
СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель использования стратегий на этом этапе - понимание текста и создание его читательской интерпретации.
У данного этапа есть основное направление чтения – «диалог с текстом».
С точки зрения методики – это прием работы с текстом во время его чтения.
С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора.
Таким образом, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль.
Можно возникнуть вопрос: а не легче ли просто прочесть текст?
Здесь надо понимать: мысль, даже хорошо понятую с чужих слов, никогда не усвоить так осознанно и прочно, как постигнутую собственным умом. «Готовые» знания из книги или объяснения учителя, не станут деятельными участниками умственного труда, как добытые самостоятельно.
Основа всей работы по осмыслению текста – рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них.
В неявной, скрытой форме вопросы и ответы на них содержатся в любом тексте. С возникновения вопроса начинается работа самостоятельной мысли, ведущая к ответу. Однако способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Постепенно это станет потребностью и привычкой, стилем чтения1.
1. «Чтение с остановками». Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.
По результатам исследования Международной ассоциации чтения, проведенного в 2006-2007 году, данная стратегия была признана учителями многих стран одной из самых эффективных в работе со слабочитающими детьми.
2. «Чтение с пометами». Цель стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы (например, «+» – понял, «--» – не понял, «?»– требует обсуждения). После чтения текста обсуждаются пометы и проверяется осмысление текста.
Составление таблиц. Цель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.
«G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)
Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста.
Данная стратегия может быть использована и на этапе после чтения текста, носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трём видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними (то есть является стратегией сжатия текста).
Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Учащиеся начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года.
Название стратегии обозначено латинскими буквами, где G - Gist – аннотация текста, S - Summare – сумма содержания текста, которая может быть и рефератом текста и его кратким пересказом, R – Reteling – пересказ текста
Цель данной стратегии - научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.
Ход работы:
-
Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки (как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста)
-
. Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку.
-
Заполнение таблицы: в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую - ключевые слова из текста, в третью - индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.
|
План в вопросах |
Ключевые слова (основные мысли) |
Индивидуальные слова (детали) |
|
1. 2. 3. 4. |
|
|
|
Аннотация (о чем?) |
Краткий пересказ / реферат (что говорится?) |
Пересказ |
4. Составление трех вариантов текста.
Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого - необходимы слова из колонки № 2. Обобщённые вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка № 1).
В случае если слова выписаны правильно, сделать краткий пересказ легко - все слова используются, лишних не остаётся. Критерий лёгкости составления краткого пересказа является основным для определения верности выбранных ключевых слов.
Запись таблицы обязательна. Без подобной письменной опоры невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ.
Занятие лучше начинать с более лёгкого вида задания - полного пересказа.
Подготовка аннотации - следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или краткого пересказа, либо в начале. Начинать работу с аннотации можно только после накопления определённого опыта использования данной стратегии.
Аннотация готовится на основе материала из первой колонки, в которой план содержания текста записан в форме обобщённых вопросов.
шағым қалдыра аласыз













